Общественно-педагогический форум «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии» позволил учителям, директорам, детям, родителям, управленцам почувствовать себя единой командой, которая трудится ради великих целей. Во-первых, потому что на этом уникальном празднике собрались пять тысяч человек. Во-вторых, потому что местом его проведения была избрана самая престижная площадка страны – Кремлевский дворец. В-третьих, открылась церемония подведения итогов масштабного государственного проекта приветствием его высокопоставленного «куратора», первого председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, которое озвучил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Только путем консолидации усилий государства, научно-педагогического сообщества, отечественного предпринимательства могут быть достигнуты успехи в решении стратегической задачи обеспечения качества отечественного образования. Наш форум – значимое событие, раскрывающее позитивную динамику достижений в сфере образования, способствующее расширению профессиональных контактов».
Гостями Кремлевского дворца стали представители всех субъектов Федерации, а гостеприимными хозяевами – представители СМИ, которые внесли немалый вклад в освещение приоритетного национального проекта: ведущая телеканала «Россия» Анастасия Чернобровина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Журналисты постарались, чтобы в этот вечер перед участниками форума предстали не только сухие цифры, факты, фамилии, но и фрагменты живой жизни. Словно монтировалась пленка из отдельных кадров. Они сложились в яркий «фильм», посвященный образованию.
Кадр первый: классный руководитель
Во всероссийском открытом конкурсе творческих работ учащихся «Моя классная – самая классная» приняли участие школьники, выпускники, ребята, посещающие учреждения дополнительного образования, члены детских и молодежных общественных объединений со всех регионов России. Учитывая коллективные заявки и помощь родителей, в любви своим классным руководителям признались более 11 тысяч человек. Жюри отсмотрело четыре тысячи материалов – сочинений, комиксов, стихотворений, поделок и даже фильмов, посвященных работе учителей.
В итоге на сцену Кремлевского дворца поднялся самый воспитанный школьник – одиннадцатиклассник средней школы №46 поселка Подтесово Енисейского района Красноярского края Михаила Кудрин и его счастливая классная руководительница Алла Матвеевна Бабешко. Поздравить победителей этого конкурса нацпроекта вышла народная артистка СССР Вера Васильева. Оказалось, что Вера Кузьминична до сих пор помнит своего филолога Ольгу Болеславовну, которая учила будущую звезду театра и кино 70 лет назад. На вопрос главного редактора «УГ», нужны ли сегодняшним детям классные руководители, замечательная актриса ответила так: «Очень нужны. Детям так нужна любовь и так нужно понимание, что в жизни хорошо, а что плохо!».
Кадр второй: талантливая молодежь
В 2006 году по итогам международных и всероссийских олимпиад и конкурсов свыше 20 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет, победители и призеры этих мероприятий, получили индивидуальные денежные премии. Два представителя этой талантливой когорты ответили на вопрос Петра Положевца: «Вы уже думали, на что потратите свою премию?»
Евгения Новикова, победитель международной олимпиады по биологии 2006 года, студентка МГУ: «Да, конечно. Моя премия будет потрачена только на жизнь. Но сегодня я, все мы, кто защищал честь России, хотим поблагодарить вас не за 60 тысяч рублей, а за признание».
Леонид Ромашов, победитель международной олимпиады по химии 2006 года, ученик 11-го класса лицея №1303 Москвы: «Я собираюсь потратить свою премию, во-первых, на завершение своего среднего образования и на будущее высшее. И так же хочу поблагодарить наше правительство за то, что оно предоставило нам такой шанс».
А доктор физико-математических наук, профессор, всемирно известный ученый Сергей Капица порадовался, что «на первом месте оказались биологи и химики. Потому что будущий век – в первую очередь век биологии , в том числе человека», и пожелал молодежи успеха.
Кадр третий: в сети Интернет
До конца 2006 года к глобальной сети будут подключены не менее 18 тысяч образовательных учреждений, в 2007 году – 34940. Каждый день около 400 школ выходят во всемирную паутину. Интересно, что нового для себя открыла Валентина Михайловна Чакина, директор первой подключенной к интернету школы поселка Новогуровский Тульской области. Это попытался выяснить в коротком интервью главный редактор «Учительской газеты».
Петр Положевец: Когда в школе появился Интернет, вы лично на какой сайт зашли?
Валентина Чакина: Я открыла федеральный портал «Российское образование». Хотела узнать, какую же информацию мы будем получать непосредственно из Москвы.
Петр Положевец: А вам завидовали другие школы?
Валентина Чакина: Думаю, что завидовали. А родители радовались.
Петр Положевец: Если смотреть в дальнее будущее, что бы вам хотелось?
Валентина Чакина: Мне бы хотелось, чтобы каждый ребенок мог иметь индивидуальное рабочее место за компьютером и чтобы наши дети умело пользовались информационными технологиями.
Кадр четвертый: инновационные вузы
В мае 2006 года прошел открытый творческий конкурс высших учебных заведений, которые представили инновационные образовательные программы. 17 вузов-победителей, представляющих классические, технические, экономические университеты, медицинские и сельскохозяйственные вузы, получили от 400 миллионов до 1 миллиарда рублей.
Петр Положевец обратился к одному из грантополучателей – ректору Московского государственного университета стали и сплавов (технического университета):
– Как говорят данные Национального фонда подготовки кадров, полученные средства идут на закупку нового оборудования, лабораторий, новых стендов. В вашем вузе такая же тенденция?
Юрий Карабасов ответил:
– Мы расширяем свой центр коллективного пользования тонких структурных исследований, который сегодня является единственным в России. Мы создаем электронную библиотеку и систему электронного обучения на 25 тысяч человек.
Что же получим в итоге мы, страна, система высшего образования, система инженерного образования, наш технологический университет? Образовательную среду, достойную технологии XXI века.
Что дает нам приоритетный национальный проект «Образование»? Прежде всего, гарантии государства, руководства страны в том, что российская система образования будет конкурентоспособной в XXI веке.
Кадр пятый: лучшие школы
Накануне форума в Кремле завершился третий тур конкурса «Лучшие школы России». Десять лауреатов представляли свои проекты на тему воспитания. Объявить образовательное учреждение, ставшее абсолютным победителем конкурса, вышли председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Николай Булаев и ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, председатель жюри конкурса Эдуард Никитин.
Николай Булаев размышлял о судьбах образования:
– Я думаю, тот процесс, который идет, очень важен для страны. У нашей школы не только есть прошлое, настоящее, но и великое будущее. За это будущее, думаю, мы еще поборемся.
А Эдуард Никитин с гордостью произнес имя победителя:
– Самая распрекрасная, самая чудная, красивая, умная, трудолюбивая школа, гордость всей страны. Это Центр образования №548 «Царицыно», город Москва. В нашей стране есть уже признанные образовательные брэнды: МГУ, МФТИ, Бауманка. С сегодняшнего дня есть еще один великолепный брэнд – «Царицыно»!
Директор «самой-самой школы» Ефим Рачевский признался: «Когда меня спрашивают, в чем ты видишь будущее школы, я отвечаю, что это школа правды, диалога и школа великого учителя».
Кадр шестой: учитель года
Прежде чем назвать педагога, который стал обладателем звания «Учитель года России-2006», на сцену вызвали пятерку суперфиналистов. Затем председатель оргкомитета конкурса, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал, как шел подсчет голосов: «Сегодня Виктор Антонович Садовничий привез ко мне в кабинет коробку. Заклеенную. В этой коробке были все бюллетени, положенные туда членами жюри 2 октября в Челябинске».
Рассказ продолжил ректор МГУ, председатель Большого жюри: «И мы легитимно, в присутствии учредителей конкурса подсчитали бюллетени. Было три математика, включая Андрея Александровича и меня. Мы дважды ошиблись, пересчитали несколько раз. И готовы огласить победителя».
Имя Андрея Успенского, филолога 37-й средней школы города Череповца, потонуло в криках радости и аплодисментах зала. Герой дня подошел к микрофону:
– Я скажу «спасибо» родному городу Угличу, оттуда родом мой дед, родному городу Талдому, откуда родом мой отец, родному городу Вологде, там родилась мама и я. И родному Череповцу, который меня вырастил, воспитал таким, какой я есть. Я хочу сказать «спасибо» стране родных городов!
А министр на прощание напомнил, что следующий конкурс «Учитель года России» пройдет на родине сегодняшнего героя:
– До встречи в Череповце!
Ожидали ли вы, что абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2006» станет Андрей Успенский?
Олег ДИМОНИ, председатель Вологодской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Да. Не знаю почему, но у меня было ощущение, что он победит. Когда на областном конкурсе Андрей вышел на сцену, сыграл на гитаре, потом на банджо, спел на русском и на польском, и вдобавок заявил, что вообще-то он электрик, а уже позже стал учителем, зал был покорен. Он действительно классный. Ученики его обожают. Он прекрасен тем, что необычен. Андрей Успенский – учитель от Бога, потому что не от мира сего. В самом хорошем смысле слова.
Владимир САДЫРИН, министр образования и науки Челябинской области:
– Это чувствовалось. В Челябинске при подведении итогов конкурса в нашем драматическом театре громче всех хлопали Андрею Геннадьевичу. Так что его победа была ожидаема. Челябинск провел конкурс на очень высоком уровне и передает эстафету другому «Ч» – Череповцу.
Комментарии