search
main
0

Шесть ипостасей компетенции Придумать испытания труднее, чем их пройти

Недалек тот час, когда из недр министерства вслед за Положением об аттестации выйдут типовые процедуры проведения испытаний на квалификационную категорию.

Сейчас создается временный творческий коллектив “для разработки вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” (цитата из приказа министра образования).

Творческий коллектив ждет адский труд. Ему надо проанализировать 89 региональных положений, выбрать лучшие и на их основе создать федеральный документ. Что предлагают территории? Каждая свое. В последние годы “УГ” регулярно рассказывает о самом интересном опыте. Он так разнообразен, что “вылепить” что-то единое будет сложно. Задача облегчается тем, что в новом Положении, в отличие от старого, четко указана только одна цель аттестации – “определение соответствия уровню профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий”. И то же Положение усложняет работу экспертов, ведь учитель вправе выбрать форму аттестации – будет это экзамен, устный или письменный, творческая работа, а может быть, тест. Какой набор будет предложен педагогу и руководителю школы? Имеет ли право аттестуемый не согласиться с предложенным, выйти за рамки “набора”? Смогут ли все регионы создать возможности для реального выбора формы аттестации?

Сергей МОЛЧАНОВ, ректор института повышения квалификации работников образования Челябинской области, на эти вопросы ответил давно. Теоретические основы реально действующей областной системы аттестации педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений таковы. Профессионально-педагогическая компетентность, по мнению Молчанова, состоит из трех компонентов: профессионально-педагогическая квалификация, социально-профессиональный статус, а также профессионально значимые личностные особенности. “Оценивание социально-профессионального статуса производится в актуальной ситуации при помощи различных социологических методик”. Что же касается определения квалификации, челябинский ректор предлагает на выбор четыре варианта:

1. Квалификационные испытания в системе методической работы. Это значит, что никаких экзаменов педагог не сдает. Оценивается его участие в методической работе местной методической службы.

2. Заочные квалификационные испытания в системе повышения квалификации. И в этом случае никаких испытаний. Учитель представляет свои материалы экспертам в институт повышения квалификации.

3. Очные квалификационные испытания без прохождения курсовых (или аналогичных) мероприятий. Проводятся в том случае, если экспертная группа не выработала единого решения по поводу социально-профессионального статуса педагога или результатов его методической работы.

4. Очные квалификационные испытания по результатам курсовой (или аналогичной другой) подготовки (переподготовки). Опять-таки необходимы в случае противоречивости оценок, а также если испытания в трех предыдущих вариантах выявили серьезные недостатки.

Вопросы касаются и процедуры оценивания. Каковы критерии определения компетентности педагога, как организовать диагностику методической и предметной компетенции учителя? Специалисты ИПК Алтайского края считают, что у компетенции шесть “ипостасей”: организационно-управленческая, проектировочная, аналитическая, исполнительская, культура работы с информацией и коммуникативная. В АКИПКРО разработаны задания для определения профессионального уровня педагогов и руководителей. Уровней три. Каждый испытуемый выбирает вариант “по плечу”. Считает ли он себя в силах творчески применять знания и разрабатывать собственные программы или пока способен только анализировать предложенный материал и действовать по схеме? А может быть, его компетенция – на уровне “воспроизводства” тех или иных приемов? Например, задания для определения исполнительской компетенции:

1-й уровень:

– уметь проводить имитационный урок или фрагмент (тема по выбору),

– уметь проблематизировать собственный профессиональный опыт, знания,

– уметь организовать работу с проблемой.

2-й уровень:

– уметь проигрывать занятие по указанной теме (деловая игра),

– уметь адекватно реализовывать свой проект.

3-й уровень:

– уметь защитить занятие по указанной теме,

– уметь адекватно представить свой проект.

Отдельная проблема – аттестация руководящих работников образовательных учреждений. В некоторых регионах считают, что она должна проходить одновременно с аттестацией школы. А в Москве такая система давно уже действует. Синхронную процедуру аттестации прошли 80% руководящих работников. Начальник службы лицензирования и аттестации города Москвы Софья ПИПМАН уверена, что такая аттестация “экономит время и силы участников, взаимно обогащает содержание аттестации учреждений и руководителей, обусловливает получение более полной и достоверной информации о деятельности и потенциальных возможностях объектов аттестационной оценки. Учебный процесс – целостная система, а значит, объективно оценить результат деятельности можно только по совокупности вклада всех его участников. Поэтому мы просим при разработке форм и процедур аттестации не предусмотреть проведение синхронной аттестации”.

Разработка форм и процедур стартует в начале учебного года. А закончится 1 января 2001 года. Может быть, министерская группа согласится с начальником аттестационно-диагностического центра Нижегородской области Татьяной ЗАЙЧИКОВОЙ, которая считает, что в центре должна быть создана федеральная матричная структура аттестации с привлечением тестовых технологий. Возможно, будет избрана другая схема. Главное – не повторить региональные ошибки. На майской коллегии в Министерстве образования РФ, посвященной аттестации, начальник аттестационной службы Краснодарского края Николай БОНДАРЕНКО рассказал: “Присвоение квалификационной категории стало игрушкой в руках недобросовестных местных политиков. Раздача категорий превратилась в раздачу подарков во время предвыборных кампаний наших мэров. Появился термин “щадящая аттестация”. Мы такие факты выявляем”.

У вас, уважаемые читатели, есть возможность принять участие в разработке форм и процедур аттестации педкадров. Временный творческий коллектив рассмотрит ваши предложения, присланные в “Учительскую газету”. На конверте сделайте пометку: “Аттестация учителей”.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте