search
main
0

Шесть дней творения. На Сахалине из педагогов делали звезд

Юбилейный, XV конкурс «Учитель года Сахалинской области» завершился 23 апреля 2004 года в г. Южно-Сахалинске на сцене Международного театрального центра им. А.П. Чехова. На Всероссийском конкурсе Сахалинскую область будет представлять учитель географии гимназии №2 областного центра Татьяна ФЕСЕНКО.

Большинство участников конкурса явились в «островную столицу» к утру 15 апреля «с барабанным боем стройными колоннами, полные надежд и честолюбивых устремлений». Организационный период длился несколько дней: педагоги знакомились, встречались с руководством Департамента образования, депутатами Сахалинской областной Думы, побывали на приёме у губернатора.

Основные события начались 18 апреля и уложились ровно в шесть дней. По преданию, наш Мир был сотворен за то же время. И это не случайное совпадение. Ведь на сахалинском «Учителе года-2004» педагоги вдохновенно творили, а жюри и наблюдатели открывали для себя таланты. Так репортаж о конкурсе превратился в рассказ о шести днях творения.

День первый: «Да будет свет!» Самопрезентация

Небо хмурилось и наконец пролилось холодным осенним дождем. А в зале Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров было тепло, уютно, и лишь слегка дрожащие голоса выдавали волнение участников.

В конкурсной программе участвовали 25 педагогов: 10 представляли общее и профессиональное образование, шестеро – дополнительное и девять – дошкольное.

После выступления Эллины КРУЛЕВСКОЙ, руководителя театральной студии «Премьера» из города Охи, председатель Большого жюри Лилия СИМОНОВА задумчиво произнесла: «С каждым годом конкурс, проводимый на Сахалине, становится интереснее, разнообразнее, насыщеннее, и это во многом объясняется тем, что к учителям присоединились работники учреждений дополнительного образования».

Как выяснилось, для участия в конкурсе собралась весьма колоритная компания: Фея из Звездной страны и Фея ночи; четыре Женщины («такая, какая она есть», «выбирающая сердцем», «женщина-загадка», «женщина – строитель-каменщик»); Швея; Кондитер; Транзитный пассажир; Дездемона; «Девчонка, стоящая в сторонке», Данко, готовая «вводить детей в мир, как в сказку, сердцем своим горячим»; Цветочница; великая драматическая Актриса; Евгений – о неге, о дружбе поющий офицер белой гвардии; Поэтесса, подающая надежды; Учитель Сахалинской области; Сказительница, она же мама-медведица, сильная, ласковая и немногословная; известный Мастер восточных единоборств; Летописец, пишущий с нашей помощью свою биографию. Кажется, никого не забыл.

Первому выступать, как правило, труднее. А выпал этот жребий самой молодой участнице конкурса – Анне НАГОРНОЙ. Ее элегия, посвященная поискам ответа на вопрос «Зачем, человек, ты родился на свет?», была доброжелательно встречена залом. Мне даже показалось, что пеликан с эмблемы конкурса, висевшей на стене, вдруг шевельнулся, взглянул внимательно на присутствующих в зале и бережно приобнял девушку своими крылами.

Одной из самопрезентационных сенсаций стало представление Дмитрия ПРЕДКО. Перевоплотившись во Владимира Вульфа, он рассказал историю своей жизни: об отце-геологе, о юношеском нонконформизме, увлечении танцами, о том, как долго и тщательно осваивал основы педагогической профессии, о первой творческой вершине, покоренной в дипломной работе с несколько необычным названием «Имплантация мысли».

Прекрасно пела учитель биологии из п. Ноглики Им Сунн КИМ; Светлана ИВАНОВА, воспитатель из Александровска-Сахалинского, провела «блестящий всеми цветами радуги» показ моды; художник Наталья ХРАМОВА нарисовала прямо во время выступления пейзаж – озеро с чистой и прозрачной водой.

Звучали музыка, стихи, песни. Иногда сквозь высокие слова о любви к детям прорывались жалобы заброшенных из-за конкурсных хлопот мужей. Но их быстро заглушали формулировки важнейших педагогических установок: «главней всего ребенок – все остальное на потом», «я с детьми и этим счастлива».

Пытаюсь вспомнить, как были одеты участники конкурса, но вижу лишь маску с темной вуалью и черное платье с крупными пурпурными кружевами на одной из участниц. Ох уж этот несовершенный мужской взгляд на вещи…

День второй:

«И назвал твердь небом». Открытие конкурса.

Защита концепции

Открытие конкурса происходило в здании Международного центра делового сотрудничества «Сахинцентр» в присутствии вице-губернатора Сахалинской области Любови ШУБИНОЙ, руководства Департамента образования, представителей генерального спонсора конкурса компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» и нефтяной компании «Роснефть». В торжественно убранном зале Большое, Альтернативное (победители прошлого конкурса), Детское (лучшие учащиеся одного из ведущих учебных заведений области – Восточного лицея) жюри, а также группы поддержки из всех уголков области, гости и приглашенные. Участникам конкурса и гостям посвятили свои выступления финалисты открытого чемпионата России по спортивным танцам танцевальный ансамбль «Ника», лауреаты конкурсов вокалистов группы «Пари» и «Седьмое чувство». Дружная команда конкурсантов исполнила песню «Вперед, гардемарины!» и не менее дружно ринулась в бой – защищать педагогические концепции. Это нелегкое испытание не только для участников, но и для жюри. Внимательно выслушать, понять, оценить, задать вопросы – это непросто.

Спектр эмоциональных откликов на происходящее был чрезвычайно широк. Восторг отдельных членов жюри от знакомства с детально проработанной схемой формирования креативной личности сменялся растерянностью некоторых педагогов после неожиданных вопросов того же жюри. Одни конкурсанты говорили очень тихо, другие – бодро и уверенно, кое-кто оговаривался, а кто-то вздыхал.

Выяснилось, что работать с детьми многим участникам значительно легче, чем представлять концептуальное обоснование своей деятельности. А также, что учителя, работающие в средней и профессиональной школе, лучше ориентируются в теоретическом материале, чем педагоги дошкольных учреждений.

Слушая выступающих, я записал слова и выражения, наиболее важные, с точки зрения конкурсантов.

Слова и словосочетания

Встречались наиболее часто. Традиционные и нетрадиционные методы, педагогические технологии, обучение, ЗУНы, оценка-отметка, доброта, развитие, креативность.

Встречались редко. Культурологический аспект, развивающее обучение, одаренные дети.

Встречались крайне редко, иногда лишь однажды. «Я-концепция», целостная картина мира, синкретизм, онтогенез.

После защиты концепций участники оказались в условиях довольно жесткого цейтнота. В 19.00 началась жеребьевка завтрашних уроков. До первого занятия оставалось всего 14 часов. Интересно, спали конкурсанты в эту ночь?

День третий:

«…Сушу землёю, а собрание вод морями». Предметные уроки

Урок географии «Хозяйство США. Ведущее место в мировой экономике». Гимназия №1 г. Южно-Сахалинска.

Можно ли за сорок минут в незнакомом классе в присутствии внимательного и требовательного жюри организовать и провести диспут, после которого не очень выигрышная тема окажется полностью раскрытой?

Можно. Если учитель – Татьяна Фесенко.

Урок хореографии «Рисунок народного танца». Клуб «Этнос»

Можно ли за сорок минут с незнакомыми детьми из вокальной группы школы «Этнос», имеющими представление о народной культуре, но крайне редко танцующими, в присутствии внимательного и требовательного жюри составить разводку танца, проиграть ее неоднократно при помощи шахматных фигур, разучить несколько новых, неизвестных ранее танцевальных движений, просмотреть на видеодвойке видеоряд, переодеться в национальные испанские костюмы, проникнуться духом Испании и станцевать зажигательный танец?

Можно. Если педагог – Дмитрий Предко.

День четвертый: «Светила. Большое и меньшее. Звезды». Номинационные уроки.

Удивительные дети живут на свете: чистые, как родник, умеющие переживать, способные любить, высказывающие неожиданные, оригинальные и глубокие мысли и суждения, желающие помочь учителю, пришедшему к ним на урок, веселые, самостоятельные, творчески выполняющие полученные задания, деликатные и непредвзятые, эмоционально отзывчивые на критику и похвалу, готовые исполнить любую роль, доверчивые, ласковые, верящие взрослым…

День пятый:

«Плодитесь и размножайтесь».

Мастер-классы

Лучше всего об этом дне сказала председатель Детского жюри, ученица Восточного лицея Лиеде Джейна: «В течение восьми часов мы имели честь быть с вами и наслаждаться происходящим…»

Описать все высказанные в эти часы идеи весьма затруднительно. Поэтому представляю вашему вниманию несколько совершенно произвольно составленных хит-парадов и надеюсь, вы сможете почувствовать, хотя бы отчасти, атмосферу творчества, юмора, царившую в зале.

Хит-парад лучших образов:

1. Верка Сердючка, он же Дмитрий Предко, – ненаглядное пособие для знакомства с украинским фольклором: холерический темперамент, потрясающее чувство юмора, дополненное… внушительным бюстом.

2. Озорная ведущая в парке культуры и отдыха – Марина ШЕМАНЦЕВА пригласила в игру Детское жюри и, несмотря на уверения ребят, что они «на дискотеку не ходят, дома не танцуют», убедила их не просто станцевать с закрытыми глазами, но и нарисовать свой танец на листе ватмана.

3. Информационная модель учителя, выполненная на уроке Леонида ТАМОНОВА в рекордно короткие сроки в трех вариантах: в ненатуральную величину, с ненатуральными пропорциями, при помощи геометрических фигур.

4. Сказочно красивые белоснежные лебеди, изготовленные руками конкурсантов под руководством Оксаны ШИВЫТКИНОЙ.

Хит-парад неординарных высказываний участников:

1. Тот, кто знает наш язык, будет крут и знаменит!

2. Химия – это хороший быт и чистые люди.

3. Доброта помогает сохранить здоровье.

4. Дамы, хотите похудеть – не двигайтесь! (Парадоксальный вывод, сделанный на уроке физики сверхвысоких скоростей).

День шестой: «По образу своему». Подведение итогов. Победители.

Торжественный момент приближался…

А с утра интервью с Натальей МУРАШОВОЙ, первым заместителем начальника Департамента образования Сахалинской области, членом жюри.

– Легко ли вам было оценивать конкурсантов? Что для вас является главным в судействе?

– Оценивать творческий конкурс всегда непросто. Во время самопрезентации выявилась группа лидеров, заявивших о себе достаточно уверенно, многие из них подтвердили серьезность своих намерений на защите концепций, но главным для меня как члена жюри было то, как учитель взаимодействует на уроке с детьми.

– Какой урок вам запомнился?

– Хореографии, когда за сорок минут произошло чудо – рождение танца.

– Было ли решение жюри единодушным?

– У нас были некоторые разногласия, но по двум главным действующим лицам никаких сомнений не возникло.

– Почему многие мастера педагогического труда не участвуют в конкурсе?

– Это очень трудно. Многие боятся не выдержать напряжения, которое выпадает на долю конкурсантов.

– Каковы перспективы «Учителя года» на Сахалине?

– Мы будем его поддерживать. В разговоре с руководителями муниципальных управлений образования прозвучало предложение проводить конкурс раз в два года.

Ива НУТ, внештатный корреспондент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте