Оборудование:
вращающийся диск со стрелкой или барабан;
карточки с номерами вопросов;
магниты; магнитная доска;
карточки: Б (банкрот), -> (переход хода), Ч.Я. (черный ящик), П (приз), + (плюс);
карточки с буквами для составления слов: Китай, Австралия, грена, мохер, кролик (слова можно подобрать другие, но необходимо, чтобы они были “привязаны” к теме урока);
жетоны по 20 шт.: красные, зеленые, желтые.
Правила проведения урока:
В форме “Поля чудес” лучше всего проводить итоговые уроки, когда накоплен достаточный материал по темам, что позволит к каждому этапу урока подготовить интересные, не повторяющиеся вопросы и задания.
Урок данного типа сам по себе нетрадиционный и его соревновательный характер настраивает детей на праздничное настроение, а если в финале их ждет приз (хорошие оценки за работу, книги или конфеты), у них появляется азарт.
Игра состоит из четырех обязательных частей и пятой – “Суперигры”. В каждой части не более 10 вопросов или заданий, каждое из которых оценивается соответственным числом баллов.
На вращающемся диске разложить карточки с номерами вопросов, затем карточки: +, Б, Ч.Я., П, ->.
Сектор “+” – дает возможность открыть любую букву в слове без предварительного ответа на вопрос и удваивает очки.
Сектор “Б” (банкрот) – лишает игрока всех ранее заработанных очков (можно эту карточку исключить, хотя она ученикам нравится).
Сектор “Ч.Я.” (черный ящик) – за верный ответ о том, что спрятано в ящике, участник может открыть любую букву в слове.
Сектор “П” (приз) – ставит игрока перед выбором: продолжать игру или взять приз.
Сектор “->” – лишает игрока хода.
На магнитной доске закрепляются 5 слов (сатин, марля, бязь, ситец, штапель), предварительно разрезанные на отдельные буквы. Если участники игры могут угадать слово раньше, им нужно предоставить такую возможность.
Баллы засчитываются только после верного ответа.
Для того чтобы вовлечь в игру большее число ребят, можно зрителей разделить на 3 команды (по числу игроков у барабана). Если участник не может справиться с вопросом или заданием, ему может помочь его команда.
Для урока необходимы красные, зеленые и желтые жетоны. Заранее оговаривается, что красный жетон (кружок) – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла.
Если ученик дал полный ответ с использованием сведений, расширяющих общие понятия по данному вопросу, ему выдается красный жетон. В случае если ответ верен, но информация минимальна – зеленый жетон, и при неполном ответе, требующем дополнения, ученик получает желтый жетон.
В конце урока подсчитывается общее число баллов, и выставляются оценки в соответствии с таблицей:
Границы количества очков можно изменять в зависимости от контингента учащихся, их подготовленности, сложности вопросов.
За урок отвечают практически все ученики, и большая часть их ответов оценивается. На игровых уроках неудовлетворительные оценки желательно не ставить.
Вопросы и задания для первой тройки
1. Из шерсти какого животного получают волокна для изготовления шерстяной ткани? (Основную массу шерстяных волокон получают из овечьей шерсти).
2. Из шерсти какого животного получают мохер? (Из шерсти ангорских коз).
3. Какие государства являются родиной ангорских коз? (Югославия, Испания, Турция).
4. Из шерсти какого животного получают кашемировую шерсть? (Из шерсти кашемировых коз. Цвет волокон – белый, черный, бежевый, волокна упругие и теплые).
5. Из шерсти какого животного получают ангорскую шерсть? (Из шерсти ангорских кроликов. Волокна мягкие и теплые).
6. Как называется шерсть, снятая с овец? (Руно).
7. Шерсть каких еще животных используется для получения шерстяных изделий? (Шерсть верблюдов, ламы, овец яков, овцебыков).
8. Дайте схему обработки шерсти. (Сортируют по качеству -> разрыхляют и удаляют сор -> промывают от грязи и жира -> сушат горячим воздухом).
9. От чего зависит толщина и мягкость волокон шерсти? (От вида шерсти – какому животному она принадлежит).
10. Назовите три шерстяных ткани. (Драп, твид, кашемир).
Вопросы и задания для второй тройки
1. Дать характеристику шерстяных тканей. (Шерстяные ткани красивы и прочны. Они отличаются высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью, мало сминаются. Эти ткани поддаются влажно-тепловой обработке. Они обладают большой пылеемкостью).
2. Что такое натуральный шелк? (Это тончайшие нити из коконов тутового шелкопряда).
3. Какая страна является родиной шелка? (Китай).
4. Когда впервые люди стали использовать шелк? (Шелк известен человечеству более 5000 лет).
5. Как называется яйцо бабочки шелкопряда? (Грена).
6. Что происходит с гусеницей шелкопряда? (Гусеница завивается в кокон и превращается в куколку).
7. Дайте схему обработки шелка. (Коконы собирают на 8-й и 9-й день после завивки -> коконы обрабатывают замариванием (горячим паром) -> сушат их (горячим воздухом) -> получают шелк-сырец -> одновременно в одну нить сматывают волокна с 3-10 коконов).
8. Дайте характеристику шелковых тканей. (Ткани из натурального шелка очень прочные, красивые, с приятным блеском, на ощупь мягкие и гладкие, малосминаемы. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами: гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Эти ткани сильно растягиваются и осыпаются, поэтому при раскрое и шитье изделий из них надо быть внимательным и осторожным, чтобы избежать искажения формы и размеров деталей кроя).
9. При какой температуре воды можно стирать шелковые ткани? (От 400С до 450С).
10. Назовите три названия шелковых тканей. (Атлас, крепдешин, шифон).
Вопросы и задания для третьей тройки
1. Что служит сырьем для получения искусственных волокон? (Целлюлоза из древесины ели и отходов хлопчатника).
2. Где впервые было налажено производство искусственных тканей? (Во Франции в 1918-1920 годах).
3. Что служит сырьем для получения синтетических волокон? (Нефть, газ, уголь).
4. Где впервые было налажено производство синтетических волокон? (В Германии в 1932 году).
5. Назовите несколько синтетических тканей. (Капрон, нитрон, лавсан).
6. Назовите три вида свойств ткани. (Прочность, сминаемость, гигроскопичность…).
7. Что называется прочностью ткани? (Свойство ткани выдерживать определенные нагрузки).
8. Назовите физико-механические свойства ткани. (Прочность, сминаемость, драпируемость).
9. Что называется драпируемостью ткани? (Свойство ткани держать складки).
10. Перечислите гигиенические свойства ткани. (Гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность).
Вопросы и задания для четвертой тройки
1. Что называется гигроскопичностью ткани? (Свойство ткани впитывать влагу).
2. Что называется воздухопроницаемостью? (Свойство ткани пропускать воздух).
3. Что называется теплозащитностью ткани? (Свойство ткани удерживать тепло).
4. Назовите технологические свойства ткани. (Усадка, осыпаемость, растяжение).
5. Что такое усадка ткани? (Свойство ткани менять свой размер – уменьшается после замачивания).
6. Дайте характеристику искусственным тканям. (Искусственные ткани обладают прочностью, драпируемостью. Они тяжелые, хорошо впитывают влагу. В мокром состоянии теряют свою прочность, сильно сминаются и осыпаются при раскрое).
7. Что такое растяжимость ткани? (Свойство ткани растягиваться).
8. Дайте характеристику синтетических тканей. (Синтетические ткани обладают упругостью и прочностью. Они жестковаты, не мнутся, хорошо сохраняют форму, не дают усадки. Эти ткани плохо впитывают влагу и при раскрое сильно осыпаются.)
9. Назовите ткани по волокнистому составу. (Натуральные, искусственные, синтетические).
10. Назовите ткани по назначению. (Платьевые, пальтовые, плащевые, подкладочные, бельевые).
Суперигра
Лабораторно-практическая работа “Определение вида ткани”
(таблица 1)
Данную таблицу лучше выполнить на пленке, затем с помощью графопроектора спроектировать на экран.
Призами могут служить швейные инструменты (иглы, наперсток, измерительная лента и т.д.).
Задания для черного ящика
Сама невзрачна и сера,
Летать, конечно, не умеет
Но красивее полотна
Не получить без волокна,
Без этой твари не сумеют!
(Гусеница шелкопряда)
* * *
Прекрасные платья
из ткани той шьют,
В нарядах – не заменима.
Ее не жалеют на парашют,
Она и здесь присутствует
незримо.
(Шелк)
* * *
Прозрачен и тонок,
как паутинка,
Из нефти и газа получается он.
В платье таком – будешь
словно картинка,
А называется просто…
(Капрон, нейлон)
Елена КРАСИЛЬНИКОВА,
учитель технологии гимназии N 9
Белгород
Комментарии