search
main
0

«Шелковые» дети, кожаный ремень,. или Строгие родители и неласковая школа

Олеся Вихристюк – кандидат психологических наук, возглавляет Центр экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете. Более двух лет назад при ее непосредственном участии в центре был открыт детский телефон доверия для детей, подростков и родителей. За этот короткий срок за помощью в него обратились около пятнадцати тысяч взрослых и ребят. Олеся Валентиновна – психолог, известный в России и за рубежом. Она участник многих российских и международных научно-практических конференций и «круглых столов». Основные темы ее исследований – как справиться со стрессовыми ситуациями, ситуациями насилия.

– Олеся Валентиновна, насилие в семьях продолжается и в XXI веке. И даже в семьях с известными на всю страну фамилиями. Общество воспринимает это довольно равнодушно и даже как должное. Нередко бывает, когда взрослые люди чуть ли не с восторгом рассказывают: «Вот меня в детстве бил отец». Почему у нас так терпимо относятся к подобным методам воспитания в семье и так ли это безобидно, как считают некоторые?- Действительно, проблема насилия над детьми до недавнего времени фактически не обсуждалась широкой общественностью. Только сейчас общество начинает осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. К сожалению, ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любой ситуации: дома, в школе, на улице и т. д. Печально то, что ребенок подвергается насилию чаще всего со стороны самых близких ему людей, со стороны семьи, которая изначально призвана защитить его, обеспечить ему безопасное существование. Семья – это поддержка и опора для любого человека, и поэтому насилие со стороны члена семьи наносит больший моральный и психологический ущерб, чем насилие со стороны постороннего. В данном случае нарушается базовый принцип семьи, вечные семейные ценности – любовь к детям и их защита.Последствия систематических физических наказаний и неправильного обращения с ребенком могут быть очень серьезными: соматические заболевания, проявления немотивированной агрессии, школьная дезадаптация, искажение самооценки, психические нарушения. У подростков страх перед поркой даже может вызвать стремление уйти из дома, начать самостоятельную жизнь, часто это приводит их в компанию сверстников, которая может оказать поддержку, «помочь» уйти от реальности (например, посредством приема наркотиков).Известно, что каждый второй ребенок, которого серьезно били родители, в свое время сам ударит кого-то из них.- Насколько распространено такое наказание детей? Есть ли такие наблюдения и вообще кто-нибудь из психологов заинтересовался этим явлением? Один мальчик по имени Миша убежал из дома, спасаясь от побоев родителей. История оказалась со счастливым концом. Его нашли. А за побег отец снова избил сына.- В менталитете многих людей телесное наказание понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» – хорошо известная российская поговорка). Существует достаточно много родителей, которые искренне считают, что физическое наказание – наиболее эффективный и быстрый способ воспитания. Хотя, на мой взгляд, это наиболее быстрый способ утратить доверие ребенка на долгое время, хотя бы и удалось добиться желаемого поведения на короткое время. Конечно же, во многих случаях при физических наказаниях дети не получают серьезных травм, но те или иные негативные психологические последствия присутствуют всегда.Этот «способ воспитания» рассматривается как метод поддержания дисциплины и обучения «правильному» поведению. Как показывают исследования, до 90% людей воспринимают порку как способ воспитания. Между тем известно, что физические наказания не способствуют развитию дисциплины как сознательного поведения. Напротив, если ребенка заставляют подчиняться в результате применения силы (или угрозы ее применения), у него скорее всего возникнут протестные реакции, а при малейшем ослаблении контроля ребенок будет вести себя совершенно иначе, нежели чем от него ожидают взрослые. Кроме того, физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности: страх, обиду, гнев, вину, агрессию. В специальных психологических исследованиях было показано, что в случае физических наказаний желаемое поведение возникает только в половине случаев, причем этот эффект является неустойчивым и пропадает по истечении короткого времени. Поощрения, положительное подкрепление, напротив, ведут к формированию устойчивого желательного поведения. Таким образом, физические наказания как метод воспитания не имеют оправдания и по большому счету должны рассматриваться как насилие над ребенком. Кроме того, опыт насилия в детстве зачастую имеет тенденцию воспроизводиться в следующих поколениях, нередко принимая более грубые формы. В процессе работы психологов с родителями часто выявляется наличие физических наказаний. Надо отметить, что жестокие наказания, как правило, являются лишь одним из факторов деформации семейных отношений.Важно понимать: когда ребенка наказывают физически, он получает информацию о том, что:- люди, которые тебя больше всего любят, – это те, которые тебя бьют;- у человека есть право бить других членов семьи;- ты можешь бить людей, когда хочешь добиться от них желаемого.Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются. Дети, с которыми так обращаются, лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.Родители, наказывающие детей физически, несомненно, страдают комплексом неполноценности. Приведу некоторые общие особенности родителей, применяющих порку как основной метод «воспитания»:- неспособность родителей справиться с ситуацией;- отсутствие критики к собственным действиям;- повышенная ориентировка на нормы без попытки понять, что происходит с ребенком: «он только так что-нибудь понимает», «его побьешь – он как шелковый», «в нашей семье не было воров» и т. д.- Олеся Валентиновна, приходилось ли вам в вашей практике сталкиваться с такими семьями? Удавалось ли убедить жестоких родителей, что любовь к детям не может выражаться в таких методах воспитания?- К сожалению, в последнее время все чаще приходится слышать о жестоком обращении по отношению к детям. С одной стороны, хорошо, что средства массовой информации не замалчивают эту проблему. С другой – масса серьезных случаев остается вне зоны внимания как широкой общественности, так и государственных структур, призванных помогать ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.Приведу данные, которыми располагает служба «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета. Ежегодно в службу поступает много звонков, в 5% случаев сообщается о фактах жестокого обращения по отношению к ребенку, насилия. Около половины таких обращений связаны с семьей, сорок процентов – с образовательными учреждениями и около десяти процентов – с насилием на улице и в иных общественных местах.Причем 50% обращений о проявленной жестокости по отношению к ребенку в семье содержат информацию о неудовлетворении значимых потребностей ребенка: лишение крова, еды, возможности получения образования, социализации. В 25% случаях абоненты сообщают о фактах физического насилия в семье: избиения со стороны родителей, братьев, других близких. Пятая часть обращений содержит информацию о психологическом насилии в семье над детьми и подростками. Существует ряд обращений (около 5%), когда абоненты подозревают наличие сексуального насилия в семьях: со стороны родных и близких обоего пола.Каждый случай насилия, пережитый человеком, оставляет свой травматический след. Особенно серьезными эти последствия являются в случае, если насилие совершилось над человеком в детском возрасте.Работа с семьями, где присутствует насилие, всегда носит индивидуальный характер, нет универсальных рецептов, всегда сложно правильно оценить меру опасности, которой подвергается ребенок, находящийся в такой семье.Очень важно, на мой взгляд, делать акцент на предотвращении, профилактике насилия с учетом механизмов его происхождения, на помощи родителям и опекунам. Ведь зачастую родители просто не знают, как воспитывать ребенка без насилия (физического или психологического), в полной мере не осознают пагубность последствий таких форм «воспитания».- Поговорим о насилии над детьми вне семьи. В школах и даже в детских садах также встречаются факты жестокости к детям. Чаще эмоционального характера, реже физического. Руководители школ и детсадов пытаются это скрыть. Что в таких случаях должно делать общество?- Вернемся к статистике детского телефона доверия. Подавляющее число обращений о несоблюдении прав детей в образовательных учреждениях поступает от взрослых. Чаще всего абоненты сообщают о нарушениях прав детей педагогами или воспитателями образовательных учреждений. Упоминается психологическое (эмоциональное) насилие, физическое насилие, а также несоблюдение или игнорирование нужд и потребностей ребенка. Также абоненты сообщают о нарушениях прав детей одноклассниками или старшеклассниками, чаще всего упоминается физическое и психологическое (эмоциональное) насилие, причем возраст детей, подвергшихся избиениям, травле, унижениям, более чем в половине случаев составляет 6-10 лет.Чаще всего в дошкольных образовательных учреждениях преобладает физическое и психологическое насилие со стороны воспитателей, в школе – психологическое насилие со стороны педагогов, физическое и психологическое насилие со стороны сверстников и старшеклассников.Приведу всего лишь несколько цитат из журнала регистрации обращений детского телефона доверия МГППУ:- «недовольство работой воспитателя, кричит, бьет детей»;- «в школе учитель «травит» класс»;- «учитель бьет детей, которые плохо себя вели (1-й класс)»;- «воспитатель детского сада заклеила скотчем рот девочке 3 лет»;- «дочь (1-й класс) учительница при всех обвинила в краже»;- «учительница издевается, орет матом на учеников 3-го класса».Как говорится, без комментариев. Если даже 30% всего того, что сообщают абоненты, правда, это уже повод не просто задуматься, а бить настоящую тревогу! Детский сад, школа – это места, где взрослеющий ребенок получает не просто знания, а учится взаимодействовать с другими людьми, определяет свою будущую роль в обществе.Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что по распространенности различные формы эмоционального или психологического насилия над ребенком превалируют над физическим насилием. Фактически эмоциональное насилие настолько распространено, что ни один человек не вырос без того, чтобы не испытать его.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте