search
main
0

Шелаевские землеустроители

Увидеть этого человека и не подпасть под его обаяние невозможно. Даже после одной-единственной встречи мысленно все равно возвращаешься к его образу, может, даже невольно, но это не важно. Важно то, о чем начинаешь думать: как все-таки здорово, что у нас есть еще такие школы и такие люди. Это благодаря им выросшие мальчишки и девчонки, отучившись, возвращаются на свою малую милую родину и благодаря им все еще живы российские села и деревни.

В 1990 году директору Шелаевской школы Валуйского района Белгородской области Василию Савельевичу Подерягину, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату Всероссийского конкурса имени Макаренко было присвоено звание народного учителя СССР. В те годы Белгородская область на весь Союз прославилась своими сельскими школами – учебно-воспитательными комплексами, и Шелаевская среди них по праву считалась одним из лидеров, а ее учебно-производственная бригада, созданная еще в 1956 году, – одной из лучших в стране.

Столько времени прошло, а главное остается неизменным. В прошлом году Шелаевская школа стала участником десятого образовательного форума в Москве и вошла в двадцатку лучших образовательных учреждений России. В селе и сегодня совместно работают школа, детский сад, Дом культуры, библиотека и сельская администрация. А Василий Савельевич, родившийся в Шелаеве, учившийся в местной школе и уже 43-й год работающий в ней, в нынешнем сентябре в 28-й раз встречал учеников на своем боевом директорском посту.

За полвека школьная учебно-производственная бригада ни на день не прекращала свою работу. Сегодня в школьном хозяйстве пять тракторов, комбайн, автобус, микроавтобус «Газель».

Директор не устает повторять, что школьные производственные бригады необходимо сохранять во что бы то ни стало «как один из элементов воспитания хозяина, гражданина села и хозяина земли русской».

С будущими хозяевами я пообщалась как раз после их возвращения с поля. В тот день они пололи перец, капусту и помидоры. Спросила у ребят, что им больше всего нравится сажать и за какой культурой ухаживать? Мнения разделились. Девчонки почти в один голос назвали перец, а ребята – плодовые деревья. Парням очень нравится ухаживать за деревьями, потому что те больше урожая приносят, а девчата считают, что легче всего сажать перчик – «он стройненький, урожай всегда есть и опалывать его удобнее». Знакомимся: симпатичный бригадир школьной бригады Оля Аркатова, веселая и разговорчивая Юля Шелайкина, два брата-удальца, кандидаты в мастера спорта Михаил и Никита Шелайкины (самые распространенные фамилии в селе – Князевы, Шелаевы, Шелайкины). Все в один голос хвалят и свою школу, и учителей, говорят, что работать совсем не сложно, всего-то каких-то 4 часа в день. Работают потоками по 10 дней, потом меняются. Получают зарплату, а во время учебного года на столах всегда вкусный обед из трех блюд, а для продленки еще и полдник.

Рассказывает Василий Савельевич:

– В нашей школе 288 детей. Ежегодно для своей столовой мы обязательно заготавливаем целый набор продуктов: тонну огурцов, тонну помидоров, 800 килограммов свеклы, полторы тонны моркови, около 800 килограммов лука, около 3 тонны капусты (еще и квашеную делаем) и примерно 7 тонн картофеля. Закручиваем томаты, компоты, в этом году собрали 250-300 килограммов смородины, шиповника и черноплодной рябины, которую используем для компотов, а шиповник – в чай.

Выращиваем сельхозпродукцию на продажу. У нас договор с сахарным заводом, мы им сдаем свеклу, они перерабатывают ее в сахар, и мы его продаем. Еще продаем ячмень. И поощряем учителей и детей. В свое время хотели организовать бесплатное питание, но дети категорически против. Поэтому питание мы удешевляем, а часть вырученных после реализации урожая средств идет детям на зарплату, в прошлом году на эти цели израсходовали более 100 тысяч рублей. За последние пять лет валовой доход производственной бригады составил около 2,5 миллиона рублей, а чистая прибыль – 750 тысяч.

В Шелаевской школе еще существует филиал профучилища №32. Начиная с 9-го класса ребята одновременно могут и учиться в школе, и получать профессию по специальностям: для девочек – хозяйка усадьбы (тут и швея, и повар), для мальчиков – мастер сельскохозяйственного производства, водитель категории В и С, тракторист различных категорий.

В рамках социально-культурного комплекса для ребят работают 10 внешкольных учреждений. Как говорит директор, сельской школе ни в коем случае нельзя закрываться в своей скорлупе. Надо обязательно работать для односельчан и рука об руку с ними.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте