Остров Кижи – место необычных встреч. Здесь судьба свела меня со скульптором и художником по стеклу Андреем КРИВОЛАПОВЫМ. До встречи с ним я не предполагал, что в одном человеке может сочетаться столько уникальных дарований.
Небо так близко!
Художников на острове Кижи я видел и раньше. Но те были одиночники, приедут на пару-тройку дней, и поминай как звали, а тут высадился целый десант студентов и магистров дополнительного образования Академии имени Строганова. Их руководителя я безошибочно определил по вышитой на древнерусский манер косоворотке. За две недели пребывания руководителя строгановцев на острове было достаточно времени понаблюдать за работой Андрея Николаевича в качестве наставника и художника, который, улучив нечастые свободные от педагогики минуты, сам с жадностью брался за кисть и набрасывал эскизы будущих произведений живописи.
Как-то встретил Андрея Николаевича с одной из многочисленных воспитанниц возле дома Пертяковых.
– Небо делай чище, еще белее, – подсказывал педагог. – Туда побелее, а кверху потеплее и потемнее. Видишь, там какой край, поэтому контур синий, мощный. Между самым светлым и темным идет градация. Когда ты делаешь небо одинаковое чуть-чуть ближе книзу, тогда и градация будет больше. Мне хочется буйства неба, потому что северное небо такое…
Андрей Николаевич на мгновение замирает, подбирая точное слово.
– Оно нереальное, – продолжает он. – Небо так близко, что можно подпрыгнуть и достать. Такого нигде не найдете.
– А с травой что делать? – возвращает учителя в реальность Мария Одинцова.
– Трава темнее, чем небо, правильно? – пытается донести свое видение Андрей Николаевич. – Иди от теплого к холодному. К горизонту чуть-чуть посветлее трава, но все равно темнее, чем небо. Для этого небо на горизонте делай с осветлением, самое светлое. И тогда у тебя появится и градация «зеленки».
Мария Одинцова пришла к наставнику пять лет назад уже в зрелом возрасте, когда за плечами было два высших образования – по программированию и маркетингу. Талантливый педагог сумел вернуть ее в мир художественного творчества.
– Мне посчастливилось познакомиться с талантливым автором, он позволяет перенимать свой опыт не только в рисунке и живописи, но и в работе со стеклом, – улыбается воспитанница.
Она призналась, что они с наставником много дискутируют о том, что такое современный художник, чем он должен заниматься, какие темы выбирать.
Кстати, в один из дней пребывания строгановцев на острове я стал невольным свидетелем жаркой дискуссии, в которой участвовали подопечные Андрея Николаевича. Разговор шел на повышенных тонах, со стороны могло показаться, что идет выяснение отношений. Просто мнения о влиянии художника на современный мир диаметрально разделились, каждый отстаивал свою точку зрения.
Потом, при очередной встрече, я поинтересовался у Криволапова, чем закончилась дискуссия.
– Красоту надо заслужить, увидеть ее, – философски заметил он. – Человеку показать. Сотни людей проходят и не видят этой красоты. Я говорю своим ученицам: «Люди должны увидеть ее через ваши работы. И тогда они остановятся, увидев красоту природы. Посмотрите, какое небо у Шишкина или Левитана. А туманы?..»
Педагогическое образование Андрей Криволапов получил еще в Воронежском художественном училище, которое он окончил как скульптор-педагог. Главным же своим педагогом считает отца – известного скульптора, заслуженного художника России, профессора Николая Петровича Криволапова. Хотя признается, что на учителей ему в жизни везло, и называет еще две фамилии художников по стеклу – Галины Александровны Антоновой и Бориса Владимировича Федотова.
Ожившее стекло
Еще в раннем детстве отец часто брал сыновей с собой в мастерскую. Давал им глину, пластилин, чтобы не скучали. И мальчишки, сами того не ведая, приобщались к искусству.
Повзрослев, каждый пошел по своему пути, но детство в мастерской отца запомнилось на всю жизнь, а у Андрея сыграло главную роль в его дальнейшей судьбе.
Сегодня он единственный создатель мировых шедевров в стекле со своей уникальной авторской техникой. Андрей Криволапов член Союза художников России и Москвы, участник выставок в России и Европе. Его скульптуры и рельефы находятся в музеях, галереях и частных собраниях по всему миру. К стеклу он обратился на последних курсах училища.
– Отец мне говорил: «Сделай так, чтобы быть не похожим ни на кого», – вспоминает то время мой собеседник. – Вот я и придумал способ создания скульптуры в стекле. В свое время были, конечно, художники во Франции, но они просто лили форму. А я леплю, снимаю форму и практически кусками создаю скульптуру из стекла.
Криволапов использует особую технику моллирования: отливает расплавленное стекло в специальных формах, в результате рождаются скульптурные формы со сложной фактурой. Примеры использования этой технологии можно найти еще в Древнем Египте.
– Меня всегда притягивало античное стекло, – рассказывает мастер, – с его первозданностью и древностью. Именно не полная прозрачность, а с вкраплениями песка, глины, пузырьков соды и патины времени привлекали меня в стекле. В своих работах я стараюсь повторить и воссоздать природу стекла, добавляя в стекло окислы металлов, составляя шихту для отливов в форму.
Художников по стеклу в советское время было много, потому что работали заводы. Художник приезжал на предприятие, рисовал объект, и мастер ему выдувал. Андрей же выдувал сам. Ведь мастер делает то, что может, а не то, что хочет художник. Он выложил себе из огнеупорного кирпича печь, с училища помнил, при какой температуре стекло нагревается. Купил спираль, термопар, установил в печную конструкцию и начал варить стекло. Методом проб и ошибок шел к заветной цели.
– Из мастерской выйти нельзя, – вспоминает скульптор, – можно устроить пожар, поэтому сидишь печку прогоняешь, восемь часов она набирает температуру до 940 градусов. А потом еще двое суток печь остывает.
Когда закрылись заводы и закончились запасы стекла, ездил по свалкам, находил кинескопы от старых телевизоров, снимал их и использовал для отливки скульптурных композиций. Сейчас у мастера нет проблем со стеклом, у него большой склад блоков на Неманском стекольном заводе в Беларуси.
Стекло – материал очень капризный, проще всего, конечно, рубить из стекла. По словам Криволапова, «знаешь, что ты хочешь, что у тебя получится, как в камне. Вот тебе эскиз, вот камушек. Ты смотришь, работаешь, выводишь, дочищаешь. В стекле то же самое, однако чуть перегрел – пошла стрелка. Оно внутри взорвется, или еще что-нибудь случится».
У Андрея Николаевича были подобные ситуации, когда он подходил с водой к большим стекольным блокам, начинал их обрабатывать, и от попадания солнечного света происходил взрыв. Потом образовывалась трещина, и все погибало. Надо начинать все заново.
Скульптор часто обращается к сюжетам античной и восточной мифологии, Ветхого и Нового Заветов, былинных сказаний, а также отечественной истории. Так, одна из значимых работ мастера – рельефы «Русские святые. Князья Михаил и Андрей». Они представляют собой сочетание стекла с деревом.
Скульптуры «Прометей», «Икар» отсылают к древнегреческой мифологии, а образы героев античных мифов в трактовке мастера искренне волнуют зрителя, вызывают сочувствие, душевный отклик. Особую роль в создании образного мира художника играют древнерусские монументальные росписи. В свое время мастера поразили уникальные фрески храма Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгородской области, построенного во второй половине XIV века и уничтоженного во время Великой Отечественной войны. Фрески, превратившиеся почти в два миллиона фрагментов, до сих пор восстанавливаются реставраторами, храм воссоздан в начале нынешнего века.
Началось создание рельефов в древнерусском стиле со «Слова о полку Игореве». Андрей Николаевич как истинный курянин не мог не увлечься гениальной древней поэмой, написанной неизвестным автором в XII веке. Впрочем, существует довольно аргументированное предположение о том, что «Слово…» написал сам князь Игорь. Но даже если автор произведения и не курянин, оно имеет непосредственное отношение к Курской земле:
Куряне мои – славные воины,
Под трубами повиты,
Под шеломами взрощены,
С конца копья вскормлены.
В скульптурных творениях Криволапова есть то, что цепляет, зритель уже не может оторвать свой взгляд от композиции, какую бы эпоху она ни представляла.
В религиозных произведениях Криволапова акцент сделан на торжестве духа над плотью. Его персонажи пребывают в каком-то высшем мире, наивная трактовка их фигур сочетается с выразительной передачей мимики, жестов и поз героев.
В образах святых Петра и Февронии, напоминающих скульптуру ансамблей готических соборов, с большой экспрессией переданы чувства двух любящих и преданных друг другу людей. Само стекло, пропускающее и отражающее свет, служит здесь выразительной метафорой внутреннего света этих персонажей, что усиливает символическое звучание произведений.
Однажды увидев работы Андрея Криволапова, не можешь их забыть. Они бередят душу, наводят на размышления о жизни, духовных и культурных ценностях. И не перестают удивлять тем, как такой пласт знаний о нашем мироздании, охватывающий не одно столетие, сумел поднять и осмыслить автор, а потом передать нам, чтобы мы остановились перед его работами, восхитились и задумались.
Андрей Криволапов запечатлевает ощущение мгновения, характеры, переживания и теплоту образов. Его работы похожи на подлинно исторические или археологические находки и не имеют аналогов в современном художественном стеклоделии.
– Я хотел быть археологом, – откровенничает Андрей Николаевич. – Копаться в земле мне тоже нравилось. Это то же самое – что-то находить. Это отразилось в моем творчестве. К стеклу подхожу как к археологическим объектам.
Его работы выставлялись в России и за рубежом. Три года назад большой фурор вызвала персональная выставка Андрея Криволапова «У истоков жизни», проходившая в Музее художественного стекла на Елагинском острове в Санкт-Петербурге.
Жить для всех
Так обозначил свое жизненное кредо герой моего очерка. После короткой паузы добавил: «Чтобы всем было хорошо».
В этих словах его главные жизненные принципы. Своим проникновенным и разносторонним творчеством он показывает людям масштабность и красоту нашего мироздания. Учит своих воспитанников смотреть на мир с широко открытыми глазами и видеть в обычном необычное, а увиденное передавать людям.
Этому супруги Криволаповы научили и своих детей. Кстати, жена Андрея Николаевича, с которой они познакомились еще на первом курсе Строгановки, тоже преподает в альма-матер. Дочь Катя учится на третьем курсе Строгановской академии, готовится стать дизайнером интерьеров. Сын Иван окончил архитектурный колледж и работает по специальности, которая называется «на память людям города дарить». Кстати, старший Криволапов воздвиг столько памятников, что во многом определил лицо Курска как города воинской славы, культуры и просвещения. Есть среди них и совместные скульптуры, сделанные вместе с сыном.
Завершая интервью с Андреем Криволаповым, я все же спросил его: «Считаете ли вы себя счастливым человеком?» Хотя и без того было понятно, что услышу.
– Мне отец постоянно говорит: «Ты себя нашел, – процитировал Андрей Николаевич. – Держись, никуда от этого не уходи. Это дорогого стоит: любить то, чем занимаешься».
Наиль ШАБИЕВ, Петрозаводск, фото автора
Комментарии