search
main
0

Шедевры рождаются под русскую плясовую. Не умеете танцевать – займитесь живописью

Профессиональную руку учителя изобразительного искусства и черчения Ирины Маршевой увидела сразу, почти на пороге учебного заведения. Стены школьного вестибюля украшает выставка рисунков ее учеников. Работы разные: и довольно зрелые, с уже сложившимся видением художника, и начинающие, написанные пока несмелой рукой. Потом директор школы показала мне свою любимую работу. Ей предлагали даже продать этот натюрморт, но она не соглашается. Вроде ничего особенного и нет в этом рисунке пятиклассника Максима Кострова, если не знать, что его автор уже окончил Нижегородское художественное училище и избрал живопись своей профессией. Впрочем, за 14 лет работы Маршевой в этой школе именно урок рисования побудил многих ее учеников избрать жизненный путь, связанный с этим направлением. Вот и Настя Стрижкина, чьи работы украшают школьные стены, тоже в прошлом году поступила в Нижегородский архитектурно-строительный университет, чтобы стать дизайнером.

Школа звенела ребячьими голосами, пока не раздался звонок. И в пятом классе «А» начался урок рисования, на котором ученикам, а заодно и мне, предстояло ознакомиться с русским орнаментом. Ощутив себя школьницей, я вспомнила, как нам раскрывали эту тему. На доске – несколько образцов с полосками орнамента разного вида. Ирина Маршева перед пятиклассниками ставит определенную задачу – не просто узнать про элементы орнамента и нарисовать его, а украсить избу. А для этого потребуются не только обучающие таблицы (она их рисует сама к каждой новой теме, где поясняется не только изображение, но даже и значение цвета), но и узнать, что известно пятиклашкам о бытовом укладе русской деревни, показать наглядно и объяснить то, что они не знают. На экране телевизора сменяются картинки – лавки, божница, колыбелька-люлька, рушники, глиняные горшки, кринки, ухват.

Видеоматериалы она тоже готовит сама. Сколько книг и энциклопедий приходится пересмотреть, чтобы найти нужное, сфотографировать или нарисовать и скомпоновать все это по темам на компакт-диск. Диск, который сегодня задействован у нее на этом уроке, содержит и другие темы: витражи, новогодние открытки, флористская мозаика, внешнее и внутреннее убранство избы, дворцовые стулья, французские костюмы ХVII века, уроки по зимним пейзажам, по холодному колориту, по графической архитектуре и так далее. Сейчас у Ирины Александровны несколько таких дисков, и она продолжает заниматься этой работой – ведь все книги на урок не принесешь, а здесь есть возможность показать на весь экран, чтобы увидели даже на последней парте. То же самое и с таблицами, наглядными пособиями, которые она рисует сама. «Все зависит от желания, – говорит Ирина Маршева. – Учителя, которых это интересует, приходят и фотографируют мои таблицы, чтобы потом увеличить их, перенести на бумагу. В этом случае единственное, от чего они себя избавляют, так это от поиска самого материала, ведь все получают уже в готовом виде».

Тем временем ребятки, так Ирина Александровна обращается к ученикам и пятого, и седьмого класса, говорят, как называется тот или иной предмет, появляющийся на экране. Она не давит на них, не указывает на ошибки. «Может, в вашей деревне и говорят прихват, – объясняет она ученику, и тут же разрешает ответить тянущей руку Насте, – но в основном мы называем этот предмет… ухват! Молодец, Настя!» Тянутся для ответа руки, и этот опрос-объяснение проходит незаметно быстро, однако городские дети узнают, что кувшин без ручек – это кринка, а колыбельку для младенца подвешивали на шесте под потолком, чтобы укачивать ребенка, и рушники – это вышитые своеобразным орнаментом (помните тему урока?) полотенца – вешали на стену как украшение и как показатель мастерства хозяйки дома, и божница – тоже украшенная рушниками полочка, где стояли иконы. Так что к середине урока пятиклассники уже знают массу интересных вещей, чем и как наполнить комнату в русской избе. Однако самое главное еще впереди. Ученикам предстоит раскрасить и украсить тем самым русским орнаментом предметы крестьянского быта. На доске появляется лист ватмана формата А1, на котором еще пустая пока русская светелка. Вырезанные из бумаги занавески, половички, налавочники, самовар, посуда, горшки, ухват, блюда с яствами, люлька, рушники, поставцы, туески и другие разные предметы Ирина Александровна сама раздает каждому. В определенной степени это и индивидуальная работа с учеником, потому что всем достаются разные шаблончики, но с учетом изучения новой темы. Обращает внимание детей на собственные таблицы, где показаны «Древние образы в народном искусстве» и предлагает из этих элементов составить собственный ленточный орнамент и нарисовать его на тех предметах утвари, где это необходимо.

«А чтобы нам было весело работать, послушаем русскую плясовую», – констатирует Ирина Александровна, включая магнитофон. По словам Маршевой, музыка создает эмоциональный настрой, на каждом уроке она, может, и не нужна, но во время рабочей части – это неплохо. Хотя слушают не только музыку. Например, когда рисуют закат на море, учитель ставит кассету, где шумят волны. На нашем уроке музыка как фон, слышна будто издалека, но не заглушает тех, кто хочет что-то спросить у Ирины Александровны, проконсультироваться по сделанной работе. Она и сама не садится за учительский стол, мол, я объяснила, а вы теперь работайте. Подходит не только к тем, кто руку тянет, но и понаблюдает, как работают остальные. Наготове около доски стоит мольберт, где те же рушник, поставец и туесок в увеличенном масштабе ждут ее руки. Это дополнительное средство, где можно наглядно показать, что при построении ленточного орнамента должны быть симметрия, чередование одинаковых элементов, выбранных для этого орнамента. После объяснения учителя по желанию выходят работать на мольберте два ученика – это для них как индивидуальное задание, за выполнение которого они получат оценку.

«Если хотите показать резьбу, рисовать ее надо коричневым цветом», «Замечательные уточки!», «Ой, как красиво, еще одну полосочку нарисуй!», «А волнистые и зубчатые линии покажут нам воду», «Девочки, кто хочет вышить рисунок на рушнике?» Да-да, она так и говорит, не нарисовать, а именно вышить. «Ах, какая красивая посуда!» То тут то там слышится голос учительницы – или словами подбодрит-похвалит, кому-то руку поставит, где-то краску нужного оттенка разведет. Не успела оглянуться, у многих уже готово. И вновь все вовлекаются в непроходящую игру, а те, кто не успел, торопятся закончить свою работу, чтобы и его частичка стала общим достоянием. «Пора вешать занавески! А вот и скатерть-самобранка подоспела, теперь можно и стол накрывать. Самовар готов? Ну что за стол без пирогов? Красна изба углами, а стол…» – «Пирогами», – хором подхватывают пятиклашки. Все раскрашенное приклеивается на тот самый лист ватмана, где когда-то были пустые стены. И вот комната преобразилась, заиграла яркими цветами, появилась даже какая-то объемность. Конечно, не все детальки, которые раздала Ирина Александровна детям, нашли свое место на этой картине. Кто-то не успел раскрасить все и, доделав дома, принесет на следующий урок, у кого-то не получилось, и опять же дома можно переделать заново, чтобы получить оценку. «Все успеть невозможно, – сожалеет Маршева. – Вот у нас на композицию всего два урока дается, тут и взрослый не успевает за полтора часа картину нарисовать, не то что ребенок. Поэтому дорисовывают дома. Главное ведь – дать задачу, объяснить, как с ней справиться, а элемент самостоятельной работы тоже необходим. Это так важно – поразмышлять и побыть в тишине наедине со своим творением. Нельзя в большом количестве, когда 25-30 человек, шедевры творить».

Конечно, не все умеют хорошо рисовать, но для учителя Маршевой важно усердие и законченность работы. «Законченная работа имеет право быть оцененной на «4» или «5» – я смотрю аккуратность и оригинальность сделанного. А еще я за вариативность. Я могу поставить пятерку и за цветок, и за коня – все зависит от ребенка. Если хочет получить хорошую оценку, то пусть реально оценивает: что ему по силам нарисовать, а что нет. Вот, например, будет у нас тема «Спорт и мы», кто-то нарисует мальчика на уроке физкультуры, а кто-то и жокея на скачках. Почему бы и нет, если ребенок чувствует в себе способности именно на это? Безусловно, есть обязательные задания в разных жанрах – вот сегодня все рисуем лошадь. Здесь поможет ластик и усердие – неправильно провел линию, сотри и начни снова, потому что если дано задание, то его надо осилить. Я же все объясняю, и если ребенок слушает и старается, он справится с работой», – уверена Ирина Александровна.

Урок в пятом «А» подходит к концу, и когда внутреннее убранство избы уже сделано, на доске появляется стихотворение «В низенькой светелке…», где еще раз повторяются для кого-то только сегодня узнанные слова из неведомой им деревенской жизни. А после звонка на перемену многие подходят к доске и разглядывают коллективное панно, сделанное ими за урок. «Ой, надо же, что мы сегодня сотворили!» – восхищаются пятиклассники.

«Такой эмоциональный подъем переживают все, когда видят, как по крупице, как говорится, с миру по нитке, получается такое большое творение», – как бы подводит итог Ирина Маршева. Кстати, немало коллективных панно украшают стены школы. Маршева делает их и с учениками начальной школы, и с семиклассниками. Один ребенок такую грандиозную работу на большом листе ватмана, конечно, не осилит, а вот коллективной удачной работе радуются все одинаково, независимо от возраста. Мимо панно «Средневековый город» нельзя пройти, чтобы не посмотреть на него. На большом листе учителем нарисован только фон, все остальное – здания, гуляющие люди в костюмах той исторической эпохи – отдельно создали семиклассники. Ирина Александровна послала эту работу на конкурс «Мир глазами детей» и в районе они заняли первое место. Как были рады дети! А учительница загорелась новым проектом. Теперь она готовит материалы, чтобы вместе с детьми сделать «Рыцарский турнир», а для этого надо изучить картины, где изображены рыцари, подготовить видеоматериал и нарисовать обучающие таблицы.

Нет, Маршева, как любой хороший учитель, не считает свою методику чем-то застывшим. И тот же урок в пятом классе на следующий год она может сделать совершенно другим. Единственное, чего она не сможет, – предотвратить ошибку ребенка, потому что первую работу он рисует так, а вторую уже по-другому. «И все совершают разные ошибки, и мне нужно за долю секунды переключиться, оценить рисунок и тут же внести поправку. В черчении проще, я знаю, чертеж у всех должен получиться одинаковый, а в рисовании сложность именно в том, что здесь каждый ребенок самовыражается», – рассуждает учитель года-2005 Нижегородской области Ирина Маршева.

Следующий урок был у семиклассников, которым я по-хорошему позавидовала. Оттого что учились они технике витража у такого эмоционального и способного увлечь других педагога. В кабинете изо и черчения висят еще ученические работы Маршевой. Рисовать большие картины сейчас не хватает времени. Просто она такой человек – все, что увидит нового и чего еще не попробовала, ей хочется узнать, освоить и научить этому ребят. Графику пробовала, живопись маслом, акварель. Витражное искусство было, а вот сейчас притягивает вышивка: «Сначала нарисую акварелью, а потом вышиваю…» Флористскую мозаику освоила – сама осилила большую картину, а потом научила этой технике и ребятишек, причем успешно – некоторые отмечены дипломами выставок.

Эта увлеченность и эмоциональность Маршевой помогла директору 184-й школы Татьяне Куликовой сделать выбор. В этом учебном году Ирина Александровна преподает и мировую художественную культуру в одном из десятых классов. Те ни за что не пропустят урок МХК, потому что это интересно, так же, как пятиклассники в мороз бегут на изо. «Дипломы, успех на конкурсах – это хорошо, – говорит Ирина Маршева, – но я понимаю, что это не художественная, а общеобразовательная школа, и хочу разбудить душу своих учеников. Чтобы они соприкоснулись с этим искусством, почувствовали его прелесть, чтобы оно оставило какое-то эстетическое восприятие во всем: в общении с людьми, с книгой, с картинами». И Маршева свой каждый урок старается прожить с вдохновением, которое и помогает раскрыть талант каждого ее ученика.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте