search
main
0

Шанс проявить себя. Мы создаем моду на олимпиады

​Школьные олимпиады в нашей стране впервые появились в 1930-х годах. Каждую придумала небольшая группа энтузиастов. Это специалисты высочайшего класса по своему предмету, классики российской и мировой науки, люди, имеющие богатый опыт работы со школьниками, – учителя, руководители кружков, авторы книг и пособий. За 85 лет сформировались традиции интеллектуальных соревнований школьников. Из московских олимпиад выросли многие всероссийские и даже некоторые международные.

В наши дни соревнования проводятся по всем школьным предметам, а их отличительной чертой стали массовость и открытость, в том числе благодаря Интернету. О работе сегодняшней системы состязаний школьников в Москве рассказал Алексей ГОРБАЧЕВ, кандидат физико-математических наук, начальник отдела организации интеллектуальных соревнований Центра педагогического мастерства. – Алексей Николаевич, что представляет собой курируемое вами направление?- Мы с коллегами занимаемся организацией и координацией олимпиад, поддерживаемых столичным Департаментом образования. Для понимания масштабов мероприятий замечу, что, например, в проходящем в начале осени турнире имени М.В.Ломоносова мы ежегодно ожидаем 60-70 тысяч детей со всей России, из них более 20 тысяч москвичей. А в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников детей выступает больше, чем сдает ЕГЭ.Мы делаем все, чтобы соревнования приносили ребятам максимум удовольствия, отнимали у педагогов минимум внимания на организационные вопросы и не мешали основному образовательному процессу. – В вашем ведении находится известный онлайн-проект Olimpiada.ru. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.- Сайт Olimpiada.ru – это множество сервисов, предназначенных для школьников, учителей, родителей и всех заинтересованных. Внутри него есть средства массовой информации с новостной лентой, авторскими статьями и обзорами новинок в области образования. Имеется календарь мероприятий, в архиве заданий собрано более десяти тысяч вариантов по разным дисциплинам. Вдобавок наш ресурс служит площадкой для создания интернет-страниц нескольких городских состязаний для школьников: Всероссийской олимпиады в Москве, Московской олимпиады школьников, турнира имени М.В.Ломоносова, олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Сама система проведения соревнований – технологии регистрации, сканируемые бланки выполненных заданий – внедрена в электронные сервисы сайта Olimpiada.ru. Важно отметить, что мы освещаем не только мероприятия нашего города, но и все ведущие школьные олимпиады страны. Сайт настолько популярен, что в известных поисковиках занимает первые строчки, если в запрос ввести слово «олимпиада». Кроме того, на нашей интернет-площадке содержатся дистанционные курсы для учителей по проведению школьных этапов олимпиад.- Как система дополнительного образования задействована в подготовке детей к олимпиадам?- Чем выше уровень или этап олимпиады, тем больше нужно прикладывать усилий. В последние годы Центр педагогического мастерства предлагает школьникам во внеурочное время заниматься на кружках по множеству предметов с нашими педагогами, многие из которых одновременно преподают в престижных московских вузах. Работа идет не только в классе, но и в форме продолжительных выездных мероприятий. По некоторым предметам нужно проходить отбор в виде кратких испытаний. Дополнительные занятия проводятся коллегами не только в здании центра, но и в ряде школ.- Зачем ребенку участвовать в олимпиадах?- По моему личному опыту, интеллектуальные соревнования – это в первую очередь интересное и полезное времяпрепровождение. Мы стремимся, чтобы решение любопытных и оригинальных задач стало основным стимулом к участию в олимпиадах. Одно из знаковых регулярных мероприятий – математический праздник, где ученики шестых и седьмых классов не только соревнуются, но и участвуют в интеллектуально-развлекательных играх, посещают выступления известных деятелей науки и культуры.Еще один плюс олимпиад – возможность для победителей получить различные бонусы при поступлении в вуз. Здесь уточню, что перечень соревнований, дающих привилегии, утверждается в Минобрнауки РФ, при этом вузы определяют льготы сами, а воспользоваться ими могут только старшеклассники.Иногда бывают платные олимпиады – Департамент образования к ним не имеет никакого отношения! Я бы предостерег родителей и детей от участия в подобных сомнительных соревнованиях.- Что следует делать директору школы, чтобы учащиеся достигали успехов на олимпиадах?- Во-первых, заинтересовывать учеников нужно с информирования о том, что олимпиады существуют. Во-вторых, создавать кружки в своей школе, привлекая талантливых молодых педагогов вузов или студентов из числа недавних победителей и призеров состязаний. У московских школ достаточно возможностей для этой работы.В Центре педагогического мастерства созданы дистанционные курсы для учителей, посвященные олимпиадам. В них пошагово рассказывается, как мотивировать детей в этом направлении.- В последние несколько лет московские школы демонстрируют высокие результаты и на Всероссийской, и на международных олимпиадах. Как удается добиться таких успехов?- Достижения свершились благодаря нескольким факторам. За счет максимальной открытости, массовости и высокой конкурентности. Участвовать в олимпиадах стало модно и престижно, причем как для школьников, так и для учителей. Успехи ребят в состязаниях влияют и на рейтинг школ. Большого труда стоил поиск команды высокоталантливых преподавателей, ставших тренерами сборной Москвы. Все это стало возможным вследствие инноваций, произошедших в столичном образовании за последние годы. Если раньше лишь совсем небольшое количество спецшкол воспитывало олимпийцев, то теперь это под силу большинству. Сегодня четверть школ Москвы готовят финалистов Всероса, а более 90 процентов учреждений общего образования – победителей и призеров регионального этапа. – В разных школах, например, неодинаковое количество часов в неделю по химии. Отлично успевающий в классе ученик, не справившись с первой же олимпиадной задачей, может опустить руки, и он не захочет состязаться снова. Возможно, тем, кто изучает те или иные предметы углубленно, следует соревноваться отдельно?- Важно отметить, что победители и призеры прошлого года начинают свой путь не с первого этапа – оставляя возможность выиграть «следующим». «Профессионалы» играют уже ближе к заключительному этапу. Кроме того, в Москве нет количественных квот на победителей и призеров – все, кто набрал баллы выше устанавливаемых по «содержательным» причинам, получают диплом и идут дальше. То есть даже если на муниципальном этапе у тебя рядом ведущая математическая школа, при хорошей подготовке всегда есть шанс проявить себя! А для этого есть все возможности вне зависимости от школы, где учится ребенок, Москва предоставляет огромный выбор кружков и секций. Если ребята захотят, они могут подготовиться и участвовать в соревнованиях наравне с сильнейшими сверстниками, а иногда и превосходя взрослых профессионалов. Приведу живой пример. Школьник-москвич, победивший на Международной олимпиаде по информатике, состоявшейся в прошлом году, был обычным учеником столичной школы, которая не специализировалась на углубленном преподавании этого предмета. В восьмом классе по предложению учителя он впервые поучаствовал в проводимом нами интернет-туре. Ребенок справился с заданиями успешно, но не блестяще, призового места не занял, но заинтересовался и предметом, и соревнованиями. Далее юноша стал посещать кружок по программированию, включился в систему подготовки Центра педагогического мастерства и к одиннадцатому классу завоевал золотую медаль на международной олимпиаде и получил поощрительный приз от мэра Москвы в размере одного миллиона рублей.- Каким предполагается дальнейшее развитие школьного олимпиадного движения в столице?- Основное направление, которое мы планируем развивать, – это информирование. Очень важно, чтобы каждый школьник, каждый родитель понимал, как устроено образование, какие бывают интеллектуальные соревнования, зачем участвовать в олимпиадах, как это правильно делать и какая от этого польза. Причем главное – это ведь не только и не столько победа и льготы. При подготовке к олимпиадам школьник получает новые знания, развивается, заводит интересные знакомства – в долгосрочной перспективе это важнее, чем участие и победа. Во многом именно для этого мы обновляем сайт Olimpiada.ru. Мы хотим, чтобы участие в олимпиадах и поиск информации были проще и удобнее. Это повысит интерес ребят не только к олимпиадам, но и к занятиям наукой. Подготовлено при участии Егора ГАВРИЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте