В лицее №3 учатся почти полторы тысячи детей. Это одно из больших образовательных учреждений Батайска. Сюда хотят попасть те, кто мечтает получить качественные знания по физико-математическому и естественно-научному профилям. Тем не менее здесь не побоялись в 2016 году открыть класс для восьми ребят с ОВЗ, имеющих различные интеллектуальные нарушения. Есть среди них и аутисты, и те, кто вообще не может разговаривать.
– Первый год был непростым для всех, но особенно сложно пришлось детям, которые из практически домашних условий детского сада попали в огромный лицей, тяжело проходила адаптация, – рассказывает директор лицея Наталья Сергеевна Погорелова. – Нам повезло, что нашлись энтузиасты-педагоги, готовые и умеющие работать с такими детьми.
..Пожалуй, главный человек, от которого зависит судьба этих восьми малышей, – это Ольга Морозкина. Ольга Геннадьевна, когда у нее родилась дочь с ДЦП, практически полностью поменяла свою судьбу – ушла из престижной гимназии, где работала с одаренными детьми, и всерьез занялась проблемами детей, имеющих ментальные нарушения.
У этих детей свой отсек на первом этаже, но они не изолированы от других лицеистов, ведь им приходится ходить в столовую, в спортзал на уроки физкультуры, в музыкальный класс.
– Мы поначалу опасались, что родители здоровых детей воспримут нашу инициативу в штыки, – говорит директор, – но за все это время никто не пожаловался, не стал возмущаться, наоборот, наших детей зовут на мероприятия в другие классы, да, на первых порах дети оглядывались на ребят ОВЗ, они ведь и внешне отличаются, но потом привыкли. Кто-то может поздороваться и сказать, как его зовут, но большинство не могут произнести ни слова.
…У психолога Надежды Михальчук своя история: молодая красивая женщина, владелица салона красоты, пришла сюда, чтобы помочь сыну своего мужа – симпатичному десятилетнему мальчику Кириллу. Кирилл – аутист, благодаря занятиям с Надеждой и другими специалистами лицея он понемногу стал общаться со взрослыми и детьми, однако главная его привязанность – Надежда, мальчик от нее в буквальном смысле слова не отходит.
– Главная цель нашей работы – максимально возможная степень социализации ребят, – включается в разговор директор лицея Наталья Погорелова. – Мы в первую очередь стараемся подготовить детей к жизни в обществе, чтобы эта жизнь их не пугала, чтобы объекты окружающего мира были им знакомы и по возможности доступны в понимании благодаря нашим усилиям. Как оказалось, лучше всего к жизни готовит общение. Совместные мероприятия, по словам Ольги Геннадьевны, мощная терапия не только для детей, но и для их родителей. Родители, у которых родился больной ребенок, оказываются в ситуации крайнего стресса, им не хватает знаний, как помочь ребенку, они обижены на судьбу.
– Родителям зачастую необходима не меньшая психологическая помощь, чем детям, – говорит Ольга Морозкина. – Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без тесного взаимодействия с родителями. Вся наша работа направлена на то, чтобы родители перестали быть пассивными наблюдателями, а стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Хотелось бы, чтобы родители особых детей были подготовленными: знали особенности своих детей, умели соотносить свои желания и представления с реальными возможностями детей. В реальности это не так. Приходится объяснять, что роль родителей в образовании, воспитании и социализации детей с ОВЗ велика прежде всего потому, что процесс воспитания в семье более естественен, чем в образовательном учреждении. Но при этом нельзя забывать, что в семейном воспитании допускается немало ошибок. Именно поэтому родителям необходимы дополнительные знания в области психологии, педагогики. Учителя, психолог и педагог-дефектолог лицея помогают не только ребенку, но и всем членам семьи. Для этого мы консультируем родителей по всем возникающим у них вопросам.
– Сегодня в лицее организовано два класса для детей с ОВЗ, где обучается уже 21 ребенок. Коллектив наших детей чрезвычайно неоднороден: дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, – рассказывает директор лицея. – У большинства детей сложные нарушения развития, у всех нарушения интеллекта разной степени тяжести. Кроме того, есть проблемы в эмоциональной сфере, нарушения способности к общению, трудности в усвоении социальных навыков, не все ученики способны понимать обращенную к ним речь.
Мы обратили внимание: пока в небольшой группе идет занятие, другая часть детей общается с воспитателем в соседней комнате. Педагоги, работающие с особыми детьми, тоже особенные – терпеливые, внимательные, а главное – милосердные. Несмотря на все сложности, группы для детей с ОВЗ успешно работают. Опыт работы лицея с особыми детьми уже три года.
– Наш вариант обучения, – говорит Ольга Геннадьевна, – это инклюзия и интеграция детей в образовательное пространство общеобразовательной школы, это реальный действенный индивидуальный подход к каждому ребенку, организованный согласно его потребностям и возможностям.
По словам директора Натальи Сергеевны, с начала этого учебного года лицей стал площадкой для организации психолого-педагогической практики студентов магистратуры кафедры психологии Южного федерального университета.
Комментарии