Об олимпиадном движении в России «Учительская газета» писала не раз. А недавно Всероссийской олимпиаде школьников и всем тем изменениям, которые происходят сейчас в российском олимпиадном движении, был посвящен целый выпуск в «УГ». (См. «УГ» от 26 августа 2008 года). Сегодня мы публикуем отклики на этот выпуск.
За последние 20 лет у нас не было ни одного случая, чтобы российская команда по химии вернулась с международной олимпиады без медалей. Этот год не исключение, в Будапеште, где проходила на этот раз международная олимпиада по химии, мы завоевали четыре золотые медали. То, что на международных олимпиадах наши школьники получают призовые места, вовсе не значит, что с химическим образованием в России обстоит все благополучно. Пока оно остается все еще на довольно приличном уровне, но боюсь, что сокращение естественно-научных дисциплин в базисном учебном плане, нарушение системного предметного образования нанесут химическому образованию серьезный удар. Кроме того, в ряде школ появился интегрированный курс «естествознание», который вряд ли нам даст возможность подготовить призеров всероссийской и международной олимпиад по химии. И потом, в олимпиадах побеждают отобранные ребята, с которыми долго и кропотливо работают лучшие педагоги. Как правило, наши победители учатся в профильных лицеях и гимназиях, в химических классах. Мы, к примеру, тесно работаем с Союзом лицеев центральных областей России (он был учрежден пять лет назад МГУ и РАН), с московским лицеем №1203 и средней школой №171 Москвы, где есть химические классы. Мы посылаем туда наших преподавателей для работы с учителями и ребятами. Кроме того, в обязательном порядке проводим семинар по подготовке к заключительному этапу Всероссийском олимпиады школьников, выпускаем специальные сборники о формах и методах работы с одаренными детьми. Мы особенно тщательно готовимся к проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Очень большое значение имеет место, где проводится олимпиада. Мы стараемся, чтобы для ребят это была незабываемая поездка, чтобы они узнали много нового об истории и великих традициях своей родной страны. Убежден, что олимпиада, помимо всего прочего, должна выполнять и воспитательную функцию. В 2009 году Всероссийская олимпиада по химии пройдет на родине Ломоносова, в Архангельске, где будет широко праздноваться 300-летие великого русского ученого. Туда съедутся более 200 участников со всех регионов России. Из победителей этого заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников будут отобраны десять лучших ребят, которые поедут на Международную Менделеевскую олимпиаду по химии, которая, кстати, пройдет в следующем году в Туркменистане, в Ашхабаде. Между прочим, химия – это единственный предмет, по которому проходит олимпиада для участников из стран СНГ и Балтии. Кстати, в этом году к этим государствам присоединятся еще Македония, Болгария и Румыния. У Международной Менделеевской олимпиады, на мой взгляд, несколько важнейших миссий. Во-первых, это сохранение русского языка на пространстве СНГ и Балтии, сохранение единого образовательного пространства. Несмотря ни на что, образование и культура по-прежнему соединяют нас. Это большая помощь нашим соотечественникам, русским, живущим на территории СНГ и Балтии. Ведь ребята, победители Международной Менделеевской олимпиады по химии, несмотря на то, что они иностранцы, имеют потом возможность поступить без экзаменов на бесплатное отделение к нам в МГУ, в другие химические вузы России. Таких ребят немного, до 25 человек в год. Не надо забывать, что это лучшие дети, то есть мы таким образом привлекаем будущую научную элиту со всех стран СНГ и Балтии.
…Нам надо всерьез задуматься о повышении престижа естественно-научного образования. Ведь, к сожалению, конкурс на химический факультет снижается. И если у МГУ тем не менее есть возможность отобрать лучших ребят по всей стране, то другие химические вузы и факультеты уже начинают испытывать серьезные трудности с нехваткой абитуриентов.
Валерий ЛУНИН, декан химического факультета МГУ, академик РАН
Комментарии