Студентка Астраханского государственного технического университета Валерия Григорьева в Москве на Всероссийской конференции “Шаг в будущее” произвела фурор. Члены жюри, даже не химики, просили рассказать, что за чудодейственный раствор она приготовила. В рекламном проспекте он значится как “Шампунь для танкеров”.
Пять лет назад ученый совет АГТУ утвердил положение о школе “Юный исследователь”. Случилось это после того, как ученица школы N 5 Оксана Долгова первая из астраханских школьников вернулась со Всероссийской конференции с призовым вторым местом. Тогда в АГТУ поняли, что юные исследователи-кружковцы могут конкурировать на столь высоком уровне, и выделили школу “Юный исследователь” в “отдельное делопроизводство”.
Вуз поставил перед школой задачу, что называется, на вырост – готовить научные кадры из молодой талантливой поросли.
– Исследовательский ум дается отнюдь не всем. Что для вас важнее – отличные оценки или ребячий интерес к поиску? – спросила я директора школы и исполнительного директора Астраханского координационного центра “Шаг в будущее” Евгения Кравцова.
– Сережа Идиатулин ни о чем другом просто не думает. Он о своем исследовании может говорить столько, сколько его будут слушать. И в Милане он чуть ли не за руки держал всех членов жюри, чтобы еще и еще рассказать о работе. Сергей на конференции в Италии занял второе место, став первым юным россиянином, добившимся награды на европейском уровне. Это пока высший российский успех, никем не превзойденный. Сейчас он – студент. Кто из наших воспитанников добился больших успехов, не отличники. Мы берем троечников, и они перестают быть таковыми в своих школах.
Евгений Евгеньевич говорит своим питомцам на первых занятиях, что исследовательский труд – это не мед, а большая ответственность, а также неимоверное напряжение и немалая вероятность получить безуспешный результат. Как правило, из 9-го класса, реже из 8 и 10-го, “по моральным качествам” отсеивается 10-20 процентов попробовавших горького хлеба науки подростков.
Газпромовцы, люди серьезные, при деньгах, поначалу с недоверием относились к школе “Юный исследователь”: подумаешь, школяры! Хотя их победы на европейском уровне все же почву для сотрудничества подготовили. Лера Григорьева возьми да и предложи им моющий раствор для очистки резервуаров от нефти на основе отходов производства. Сейчас уже получен патент. АО “Югтанкер” провел два испытания. А сначала попали на озлобленного чиновника. Он Валерии заявил: “Я тебе покажу первое место! Я сейчас такие детали найду, что вовек не отмоешь!” И нашел! На них были не столько нефтяные загрязнения, сколько ржавчина, покрытая неорганическими напластованиями. Пришлось выходить на руководство. “Мы не просим, чтобы вы писали в акте липу. Какой результат получите, тот и зафиксируйте”, – убеждал Евгений Кравцов.
29 августа в Астрахани жара зашкаливала за 30 градусов. Испытания раствора специалисты АО “Югтанкера” все же провели и были просто ошеломлены. При этой температуре Лера отмыла все их емкости. Самим им это удается лишь при подогреве раствора до 80 градусов. Это ж какая колоссальная экономия энергии получается! Руководитель звонит: “Мы готовы платить Григорьевой стипендию, лишь бы она после вуза вернулась к нам”. Уникальность результатов ее исследования заключается в том, что все отходы нефтепродуктов по этой технологии вновь используются. Испытателей не устроило лишь одно: эмульсия после очистки разрушается несколько медленно. Процесс надо ускорить, и для этого серьезные и денежные газпромовцы дают студентке средства и образцы нефтепродуктов.
Как базовая организация ректорат много делает для школы “Юный исследователь”, в четырех классах которой – математическом, математической статистики, биологическом, химическом – после занятий в основных школах бесплатно учатся 110 старшеклассников. АГТУ платит воспитанникам 10-11 стипендий, выделил им две лаборатории, работу в которых приходится строго регламентировать, поскольку химический класс переполнен – 60 учеников, а директора школ предлагают будущих Менделеевых еще и еще. А ведь для них надо придумать как минимум 40 тем, руководить ими, доводя до ума. Всем этим занимаются ученые АГТУ. Весьма активны сотрудники кафедры общей химии. Кстати, когда Евгений Евгеньевич был зав. кафедрой, предусмотрительно запасся реактивами. Если бы не его запасливость, и половины исследований детишки не могли бы провести, ибо посуда, приборы, реактивы нынче дороги.
Финансируют школу также Департамент образования, гороно, областной комитет по делам молодежи. И все же все денежные потоки покрывают не более 50 процентов потребностей школы. Выручают некоторые предприятия: заводы лако-красочной продукции и РТИ. Детям предоставлена возможность проводить научные исследования в хорошо оснащенных лабораториях газпромовского НИИ. Как рассчитывает ректорат, в будущем школа и сама станет зарабатывать некоторые средства на внедрении своих разработок.
Так что, точно магнитом, притягивает школьников к университетским лабораториям? Неужто корысть без проблем поступить в вуз? Раньше льготы по праву предоставляли тем, кто отличился в исследовательской работе. Был только один случай, когда воспитанник не поступил в вуз – не повезло. В 1998 году льготы повсеместно отменили, но кое-какие все же остались. Человек 20 из школы “Юный исследователь” каждый год поступают на льготных условиях. Большинство идет в АГТУ. Шестерых призеров Всероссийской конференции приняли без экзаменов и не ошиблись. Они учатся на “отлично” и “хорошо” и почти все продолжают заниматься наукой.
Галина СЮНЬКОВА
Астрахань
Комментарии