Седая учительница, в очках, с кипой тетрадей для контрольных под мышкой, рассеянная, стояла между двух сосен и мучительно рассматривала каждую пядь земли.
Так делала она каждый день с тех пор, как впервые пошла в школу, и по пути, который пролегал через этот лес из двух сосен, вдруг почувствовала, что потеряла что-то очень важное. Она так и не поняла, что именно. Но сердце подсказывало: без него в школе ей будет трудно.
Вот и на этот раз приостановилась она по пути в школу и продолжила свои поиски.
Ученик, тоже идущий в школу вслед за учительницей, приостановился. Он и раньше замечал свою учительницу, что-то ищущую на корточках между соснами.
– Что вы делаете? – робко спросил он.
– Ищу! – хмуро ответила учительница, не взглянув на него.
– Что вы ищете?
– А тебе какое дело? – возмутилась учительница. – Иди в школу!
– Давно потеряли? – опять робко спросил ученик.
– Давно, давно, как стала учителем! А теперь иди и не мешай мне! – приказала она ему.
Но ученик не ушел.
– Вы уверены, что потеряли именно здесь?
– Да, да, в этом лесу, где же еще я могла потерять? – разозлилась она, как будто ученик был виноват в ее беде.
– Хотите, помогу? – осторожно предложил ученик.
– Как ты поможешь, когда сама не знаю, что ищу!
– Почему? – не унимался ученик. – То, что вы ищете, должно быть, уже в землю ушло!
Он присел у первой сосны, пальцами выгреб яму и достал оттуда маленький ларчик.
– Вы это искали? – и он протянул ларчик учительнице.
Учительница с изумлением уставилась на необычный ларчик.
– Может быть… – пробормотала она растерянно.
Она открыла ларчик и вынула из него обрывок древнейшего пергамента. На нем были записаны некие таинственные знаки. Учительница призвала все свои познания в языках и наконец на санскритском вычитала слова. С недоумением перечитала их несколько раз.
– А что там написано?.. Оно секретное?.. Очень, очень важное для вас? – спрашивал ученик. Но учительница так погрузилась в разгадку смысла слов, что забыла об ученике. Лицо учительницы постепенно менялось. Ученику показалось, что она становилась красивой и доброй.
“Говорю тебе на ухо, ибо открываю тайну: Мощь Улыбка несет”.
Она повторяла эти слова в душе, в сердце, в уме:
И наконец ее осенило.
Она улыбнулась. Улыбнулась так, как улыбается поэт своему озарению перед сотворением шедевра.
“Пришла ко мне Мудрость Улыбки, и начнется сегодня моя истинно учительская жизнь!” Шагала она с этими мыслями и не замечала, что ногами своими топтала тетради для контрольных, которые выпадали из рук бежавшего впереди ученика. Они выстраивались в тропинку, ведущую к школе.
Мощь Улыбка несет. Она есть Особая Мудрость.
В Улыбке мощь и мудрость учителя.
Скажут: Это же мелочь – Педагогическая Улыбка – по сравнению с современными мощными средствами обучения!
Отвечаю: А если Улыбка дарит ребенку более мощный импульс жизни, чем все принципы, методы и компьютеры вместе, это мелочь?
Скажут: Ведь от характера и настроения учителя зависит, улыбнется детям или не улыбнется!
Отвечаю: От учителя зависит создание своей личности, потому он учитель!
Скажут: Но нельзя же заставить учителя улыбаться ученикам?
Отвечаю: А кто заставлял его быть учителем?
Скажут: Как проверим мощь и мудрость улыбки?
Отвечаю: Постойте у порога школы, посчитайте, сколько улыбок принесут с собой дети и сколько потом унесут.
Мощь Улыбка несет.
Говорят Мыслители: В глубине моря соль, но только работа течения проявляет ее.
Пишут Мыслители: Яйцо соловья несет в эмбрионе певца, но песнь зазвучит после действия жизни.
Скажу от себя: В каждом ребенке Образ Творца, но нужен Творцу соработник, который проявит этот Образ. Разве яйцо соловья может само создать себе сущностно сообразные условия, чтобы выявить и высвободить из себя певца?
Так и ребенок: он не в состоянии создать вокруг себя сущностно сообразные условия, чтобы выявить и раскрыть свой Образ. Нужны соработники Творца – родители, учителя, воспитатели, уже взрослые люди. Без воспитателя ребенок человеком не станет, ибо воспитывать сам себя не в состоянии. Ребенок и рядом взрослый – это фундаментальная основа сущностносообразности в Образовании. Отдайте младенца волкам, и они сделают его волком.
Ребенок привязан к взрослому.
Но взрослые бывают разные: добрые и злые, сердечные и бессердечные, хорошие и плохие, улыбающиеся и неулыбающиеся.
Если взрослый одаривает ребенка педагогическими улыбками любви и понимания и вместе с ними устремляется ввысь, то тем самым помогает ему раскрыть, выявить и развить свой Божественный Образ.
Но что будет, если вместо таких улыбок ребенок окажется в лавине их антиподов?
Я знаю, что будет.
Вы видели, как град уничтожает виноградники?
Я видел.
Вот что будет: погибнет урожай, не будет проявления Образа.
Суррогат творит суррогат.
Улыбка делает ребенка восприимчивым к Свету.
Улыбка есть Особая Мудрость.
Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образования в противовес той, которая не оправдала наши надежды. Упущение в развитии личности ребенка какой-либо “мелочи” может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни.
Как же быть?
Нам пока неизвестна та Абсолютная Педагогика, с помощью которой мы смогли бы полностью защитить в детях их судьбу. Такая педагогика пока лишь счастливое стечение обстоятельств, что случается нечасто, и законы ее нам неизвестны. Травка пробивается через бетон, но всегда ли так?
Мы знаем источники, откуда можем черпать наиболее верные педагогические подходы, но надо уметь черпать их. Такими источниками являются: чувство ответственности перед Творцом за Образование ребенка, чувствознание, интуиция, Мудрость Веков, устремленность, укрепленная верою и любовью.
Мудрость опровергает насилие в Образовании как разрушительную силу. Мудрость утверждает Улыбку как созидательную силу Образования.
Улыбка есть Особая Мудрость.
Но Мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога. А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться, чтобы энергия Улыбки ребенком была принята.
Улыбка, проявленная в момент истины, может сотворить чудо в воспитании.
Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе ее мощь, он сам становится Улыбкою и распространяет вокруг себя эманацию добра и надежды. Это состояние есть его самое важное достояние, в нем обилие даров его духа. И улавливая тонкие моменты истины или творя их, учитель из своего внутреннего мира излучает нужного спектра улыбку. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то, что именно сейчас ему нужно было.
Улыбка моя, где ты?
Нужно спасти меня – учителя.
Я – носитель Света, но люди прячутся от Света. Они привыкли к тусклому мерцанию тьмы. Потому подули они на языки пламени моей свечи, и держу в руках свечку, на кончике которой с трудом колыхают маленькие язычки. Погаснут они и наступит полная тьма. Люди принуждают меня, учителя, чтобы учил я их детей не тому, зачем свечка нужна, как ее зажечь и почему ее нельзя гасить, а тому, каков химический состав воска, его молекулярное строение, и как из нее можно сделать технику. Они не хотят, чтобы я учил их детей, почему пчела дарит человеку мед, а Богу – воск, и почему язычки пламени свечки устремлены ввысь.
Улыбка моя, где ты?
Я теряю зрение.
Я – учитель Культуры, что почитание Света. Но стали люди называть культурою все, что ублажает их низменные чувства. Они требуют от меня, их учителя, чтобы я учил их детей не почитанию Света, а вооружил их прочными знаниями счета и развил в них ловкость выгодно продавать все, что называется культурой. Тускнеет вокруг все, и я вот-вот тоже уверую, что тьма и есть Свет, которую нужно почитать.
Улыбка моя, где ты?
Мне душно.
Я – учитель Жизни, которая пламенеет от искр Мудрости Веков и от Мысли о Будущем. Но люди приостановили свою жизнь, им не нужна Мудрость Веков, и избавились они от Мысли о Будущем. Они принуждают меня, учителя Жизни, чтобы я учил их детей не тому, как идти в жизни верхними путями, как преобразовывать Жизнь, а тому, как приспосабливаться и прижиться к разлагающему телу.
Улыбка моя, где ты?
Вот-вот оглохну.
Я – учитель мысли о Высших Мирах, о Вечности, Беспредельности и Бессмертии.
Но люди не желают думать о Высших Мирах и о Беспредельности. Высший Мир начинается для них в чувстве собственности, а мгновение ока принимают они за Бессмертие. Они принуждают меня, учителя Высших Миров, дать их детям знания о том, как можно взорвать и Высший Мир и Мир Земной, чтобы восхититься грохотом разрушения, непомерностью жертвы и бедствий, и возгордиться своим всемогуществом на Земле и в Космосе.
Улыбка моя, где ты?
Обессилен я.
Кто препятствует мне восполниться тобою и в любви и красоте принимать новых стучащихся в мир? Я – учитель Блага, и могу зажечь сердца юных пламенем подвига на благо людей. Но люди перестали верить во благо и подвиг. Каждый стремится преуспеть, возвыситься над другими. Они принуждают меня, учителя Блага, чтобы научил я их детей вожделению над другими и развить в них самость.
Улыбка моя, где ты?
Сохну я.
Я – учитель сердца.
Но какая-то низменная сила принуждает меня, чтобы я сжег в сердце своем и стер с лица своего твои истоки, твое тепло, твое обаяние, твою жизнедательную силу. Черствеет моя душа, превращаюсь я в мумию и пугало. И чтобы дети не убегали от меня, держу их силою власти. Мое лицо кривится, как молния, мой голос гудит, как гром, моя педагогика превращается в стихийное бедствие. И горе мне, что люди не требуют от меня возвращения к своим истокам Света.
Улыбка моя, где ты?
Еще не поздно.
Раз Небо посылает детей, значит, есть Надежда.
Надо собрать в себе всю Волю. Пусть Воля станет Богом во мне.
Я решаюсь на подвиг, решаюсь прожить свою учительскую жизнь героем. Наперекор всему я возрождаю тебя в сердце моем. Ломаю преграды моему сознанию, сметаю условности. Я посажу на своем педагогическом поле тысячу, миллион улыбок радужных цветов и устрою на нем праздник всем детям.
Дети, скажу я им, узнаете меня? Я же ваш учитель! Вернул себе улыбку и обновился.
У меня приготовлены для вас Книга Жизни и Голубиный Язык.
Присядьте на мое чудесное поле. Хочу научить вас жить Мыслью о Будущем.
Я – У Ч И Т Е Л Ь
Я – Любовь и Преданность,
Вера и Терпение.
Я – Радость и Сорадость,
Страдание и Сострадание.
Я – Истина и Сердце,
Совесть и Благородство.
Я – Ищущий и Дарящий,
Нищий и Богатый.
Я – Учитель и Ученик,
Воспитатель и Воспитанник.
Я – Прокладывающий Путь и
Художник Жизни.
Я – Убежище Детства и
Колыбель Человечества.
Я – Улыбка будущего и
Факел Сущего.
Я – Учитель от Бога и
Соработник у Бога.
Я – учитель, и потому мне нужна улыбка не простая, скажем, добродушная или вежливая. Мне нужны особые улыбки; и такие же разные, как дети, и такие же разные, как смена настроений каждого. Мне надо улыбнуться ребенку улыбкою, которая нужна только ему и только сейчас.
Молюсь тебе, сердце мое, дай мудрость постигать моменты истины в жизни детей!
Зову тебя, сознание мое, расширься до Беспредельности, углубись до Бесконечности и дай мне заглянуть в те уголки души детей, где мое присутствие необходимо!
Лишь так я смогу улыбнуться каждому ребенку улыбкою, сотканной только для него.
Говорят Мыслители: “Что лучше омоет дух, нежели мысли о благе других?”
Крепко держитесь, сердце мое и сознание мое, за благие мысли о детях. Дети нуждаются в них, а я – учитель – рожден для детей. В них нуждаюсь и я, чтобы лучше омыть и очистить дух свой.
Сказано: “Что же лучше закалит дух бронею твердости, нежели желание провести других к Свету?”
Помоги, сознание мое, сердцу моему устремить желание мое вести детей к Свету и тем самым закалять дух своей бронею твердости.
Сказано еще: “Что же лучшую улыбку соткет, нежели сознание видеть самого последнего ребенка смеющимся?”
Так пошли, сознание мое, гонцов мысли во весь Космос и наберись Вселенской Мудрости Образования, ибо не хватает нам земной педагогики, чтобы соткать лучшую улыбку для звонкого, радостного смеха всех исключительно детей Земли.
Я мечтаю о счастье владения самой лучшей учительской улыбкой.
Мальчик мой, тебе трудно понять этот интеграл?
Но в чем твоя трудность?
Может быть, он не нравится тебе, не совсем красиво выглядит?
Но говорят же, что наука прекрасна!
Если тебе не понравился интеграл и потому неохота его освоить, то давай ради меня, ради твоего учителя, овладей им, чтобы я был оправдан в труде своем.
Ради меня, мальчик! А я ради тебя чего только не сделаю!
Вот тебе моя улыбка просьбы.
Девочка моя, глаза твои выдают тебя, как напугал тебя мой интеграл.
Нет, не сам интеграл, он тут ни при чем, а образ твоего учителя, который не покидает тебя при размышлении над интегралом. Думаешь, если не справишься с ним, я начну ругать тебя, назову тупицей, скажу, что нельзя сто раз объяснять одно и то же? Думаешь, воспользуюсь случаем и подставлю подножку? Значит, причина твоих затруднений не в интеграле, а в моем образе в тебе. Он путает твои мысли, разгоняет твою догадливость, искажает действительность, сулит тебе неприятности, так ведь?
Прости меня, пожалуйста, я не хочу жить в тебе в образе вероломного и коварного. Да, я ошибался, думая, что только жесткость моих оценок и отметок сделает тебя человеком. Но я изменился, я меняюсь, я каюсь, я извиняюсь перед тобой.
Смотри мне в лицо, чувствуешь мою улыбку сердца? Я дарю тебе свою улыбку, буду дарить ее при каждой встрече, а когда не будем видеться, буду посылать ее в мыслях своих. В ней моя преданность к тебе.
Мальчик, что ты творишь с моим интегралом?
Говоришь, что он пустяк и смешит тебя? Моя улыбка удивления и восхищения готовит твоему таланту армию новых сложных, сложнейших интегралов. Но, знаю, они боятся тебя, боятся даже самые-самые сложные интегралы, ибо ты превращаешь их в своих рабов. Стало быть, это о тебе говорят мыслители: “Улыбка знания опрокидывает шлюзы намеренных заграждений”.
Но чтобы рабы твои не столько демонстрировали торжество рабовладельца, сколько его устремленность направить всю армию интегралов на утверждение блага, я непрерывно буду омывать твое сердце улыбкою благородства.
Ребята!
Каждое утро мы улыбаемся наступающему дню с мыслью о Будущем.
Улыбаемся друг другу дружескими и добрыми улыбками.
Улыбаемся Уроку улыбкою радости познания и продвижения.
Мы растим в себе Улыбку Воли, Улыбку Устремления к Высшему, Улыбку Подвига, Улыбку Творчества.
Мы знаем, что улыбки не есть простые безделушки, которые приукрашивают темные стороны нашего каждодневного быта, тени нашего внутреннего мира.
Улыбки есть вечная связь людей, их мощь и крепость.
Они есть наше биение сердца на благо ближних, на благо общества.
Улыбки – крылья духа.
Как же могут измениться наша жизнь и мир вокруг нас, если улыбок в мире и жизни станет в сто раз больше, тысячу, миллион раз больше, чем сейчас?
На небе зажгутся новые звезды, ибо каждая звезда – улыбка человека.
Исчезнут страдания и болезни.
Люди будут жить долго – двести лет, может быть, тысячу лет.
Они научатся летать.
Люди меньше потратят слов, научатся думать и говорить улыбками.
Испепелятся зло и ненависть, испепелятся пороки людей.
Люди станут более красивыми и обаятельными.
Не хотите ли припомнить случай из вашей жизни, связанный с улыбкой?
Начнем с меня? Хорошо.
С детства живет во мне Улыбка, которая стала моим добрым путеводителем, амулетом и воспитателем.
Улыбку эту я получил по почте, в треугольном письме.
Улыбка была написана на сером клочке бумаги.
Прислал ее мне отец с фронта, куда он ушел воевать с фашистами.
Было это в хмурое декабрьское утро 1942 года, и было мне тогда десять лет.
Вокруг были холод, голод, нищета, страх и война.
Отец написал мне всего несколько слов, видимо, спешил.
“Я верю в тебя, сынок, я люблю тебя”. – И все.
Это было его последнее письмо, я получил его, когда отца уже не было в живых, он погиб на фронте.
Я часто воображаю себе, как он улыбался и писал эти слова, которые превратились в Улыбку.
Улыбка веры и любви отца с тех пор живет во мне.
Она защищает меня от злобы и зависти.
Она предотвращает меня стать злобным и завистливым.
Вот какая Улыбка отца, присланная с фронта, живет во мне.
Улыбка эта стала моим наставником.
Дорогие коллеги!
Зачем мы обсуждаем на нашем педсовете никому не нужные мертвые вопросы, когда не хватает жизненной эманации?
Мы задыхаемся, мы душим сами себя, душим наших учеников.
С каждым днем в школе становится все меньше и меньше наших улыбок. Мы вот-вот совсем отучимся улыбаться.
Мы умные люди, и нам нетрудно понять, что может произойти в Образовательном пространстве, когда погаснут последние улыбки.
Пусть скажет нам учитель физики, что станет с нашей планетой и нами, если так же погаснет сила земного притяжения, как это происходит с улыбками в школе.
Пусть скажет учитель биологии, что случится с нашим организмом, если клетки откажутся заниматься обменом веществ, как мы отказываемся улыбаться нашим детям.
Школа без учительских улыбок превращается в душегубку.
Дети увядают без них, как увядают цветы без живительной влаги и без солнечных лучей.
Нас больше заботят пробелы в их знаниях, возмущает их дерзость. Читаем им проповеди, наказываем, ставим двойки, вызываем родителей. И крутится эта разболтанная педагогика угроз и грубостей из поколения в поколение учителей.
Коллеги, мы задыхаемся, не замечаете?
Задыхаются наши ученики!
Задыхаемся и задыхаются, потому что мы нарушили экологию Образовательного пространства. Оно не терпит грубости, издевательств, оскорблений, запугиваний, насмешек, раздражения, нетерпения, криков, лавину запретов и пустых наставлений. Все это направлено против детей, не во благо, а во вред им.
Как плохо звучит: против детей, против наших учеников.
Образовательное пространство – это Храм Бога, оно святое.
В храме каждый знает, что кричать, грубить, насмехаться нельзя.
И каждый знает, что в Храме надо улыбку сердца и души Творцу послать, надо улыбнуться всем Светлым Ангелам. Надо войти в Него с полной чашей сердечной любви.
Образовательное пространство тоже Храм, да-да, Храм, Храм!
Здесь должно произойти таинство: раскрытие в ребенке Образа, который заключил в нем Творец. А таинство это свершаем мы – учителя, ибо мы – “соработники у Бога”. А свершается таинство с любовью, но не всякой, а прекрасной, сердечной, духовной, жертвенной любовью.
Эта любовь и рождает своих помощников – улыбки, такие же прекрасные, чуткие, нежные, преданные, жертвенные, как она сама.
Коллеги!
В Храме ставят свечки.
Улыбки наши – тоже свечки, которые никогда не должны гаснуть в Храме Образования. Пламя наших улыбок может сжечь дотла всю педагогику темных. Улыбка мощь несет. Она способна превращать пасмурную погоду в солнечную.
Коллеги!
Не будет никакого обновления жизни школы, если каждый из нас не обновит душу свою.
Закон отдачи торжествует: отдавшие должны получать.
Дети взрослеют, и мы получим.
Что мы получим?
– Ты опять без домашнего задания?
– Я же вам объяснил…
– Уходи из класса… Пусть придет отец!
– Я же вам объяснил…
– Убирайся из класса!
– Я же вам сказал…
– Ты оглох?.. Мало того, что ты кретин, но еще недоносок…
– Зачем грубите мне?..
– Говори это своей девчонке!
Парню было стыдно взглянуть в сторону своей девушки, которую облили грязью. Он злобно посмотрел на свою учительницу родной литературы, плюнул ей в лицо и выбежал из класса.
Надо догнать его, надо остановить! Вы дежурный учитель? Помогите, пожалуйста, мальчику, который мчится по коридору, ему плохо, его оскорбили, задели за самое больное, живое. Он в отчаянии. Проявите человечность, сострадание, хотя бы вежливость.
– А ну-ка стой! – кричит вслед убегающему дежурный учитель. – Стой, кому говорят!
А почему так грубо, дежурный?
Бегите за ним, проявите вашу сердечность. Он – будущая слава школы. Три дня не выходил из своей домашней лаборатории, смастерил новый прибор, проводил опыты.
Он у порога нового открытия! Ну, дежурный, спасите его!
– Дурак! – кричит дежурный учитель. Он доволен, дело сделал.
Из класса выбегает любимая девушка и хочет догнать парня.
Дежурный, не останавливайте ее, пусть догонит, может быть, она и есть спасение!
Дежурный заграждает путь девушке.
– Пошли к директору!
И девушка не может высвободиться из крепких рук дежурного учителя.
А парень бежит по улице.
Тогда хоть вы, уважаемые прохожие, хотя бы кто-нибудь среди вас заметит духовное смятение парня? Он оскорблен до глубины души, учительница родной литературы оскорбила его! Видите, бежит он как невменяемый. Остановите его, спросите что-нибудь, отвлеките его внимание на несколько минут.
– Вот дебил, ходить по улице не умеет, такой верзила! – злобно шипит на парня прохожий.
Парень вбегает в аптеку.
Милая женщина в белом халате, вас, кажется, называют провизором, но вы ведь еще и человек! Теперь вся надежда на Вас! Не выписывайте ему чек, скажите, что у вас нет таких таблеток и что их нельзя достать ни в одной аптеке города. Посмотрите ему в глаза, и вы поймете, зачем ему нужны ваши таблетки в таком количестве.
– Пять упаковок! – говорит она, продавец аптеки. Ей поручено продавать все, что только покупают, а не людей спасать.
Мальчик вбегает в подъезд своего дома.
Сосед, хорошо, что спускаетесь по лестнице! Видите, мальчик возвращается домой не вовремя. Он вам в сыновья годится. Взгляните на него, в нем роковая решимость.
Видите, как он бежит вверх по лестнице, задел вас и даже не извинился. Такого еще никогда не бывало. Позже вы узнаете, как оскорбила его учительница родной литературы, понимаете, родной литературы! Потом вы вместе с соседями будете возмущаться, и вы вспомните, что он как-то неестественно выглядел в тот день.
Но сейчас, в эту минуту, вы можете спасти его. Бегите за ним, не оставляйте его одного!
– Ослеп, что ли?! – бормочет недовольный сосед. – С ума, что ли, сошел?!
Он открывает дверь своей квартиры.
Карандашом пишет на клочке бумаги: “Прости меня, мама, но я не могу так жить дальше” – и оставляет записку на столе.
Хоть бы кто-нибудь позвонил сейчас по телефону. Конечно, этого не сделает учительница родной литературы. Она злобно вытерла с лица плевок, бросила убегающей за парнем девушке “Гуляшка!” и объявила всем: “Это им так не пройдет: Я им еще покажу!”
Не будет звонить и дежурный учитель. Выгнали парня? Значит, так надо! Учительница родной литературы – опытный педагог, со стажем. Не ошибется. Но крепко держит девушку и силою пытается отвести ее к директору. Девушка сопротивляется. Так длится минут десять. Наконец, девушка вырывается и бежит догнать любимого. Хоть бы она успела, закричала, что она здесь и любит его.
Никто не звонит, никто не стучит, никто не зовет.
Парень входит в свою крохотную лабораторию, которую он так любит и где проводит бессонные ночи. Так он провел и последние три ночи, забыв все на свете и любимую девушку тоже.
Он улыбнулся своему прибору, который спустя несколько лет будет назван его именем. Скажут еще, что мальчик из девятого класса был на грани удивительного открытия.
Он сел в кресло.
Разом проглотил горсть таблеток.
Скоро ушел в небытие.
Ушел насовсем.
Улыбка понимания! Зачем покинула ты учительницу родной литературы и бросила ее одну со своей злостью?
И ты, улыбка сочувствия! Трудно ли было тебе сделать человечнее огрубленное сердце дежурного учителя?
О ты, Великая Улыбка!
Говорит статистика казенным языком: “в среднем”.
В среднем каждые сутки кончают жизнь самоубийством 17 школьников из-за проблем с учителями и родителями.
В среднем каждые сутки убегают из детских домов несколько сотен детей из-за грубого и жестокого обращения с ними педагогов.
В среднем каждые сутки убегают из семьи более тысячи подростков из-за агрессии родных людей против своих же детей.
В среднем каждые сутки…
Завуч, милый!
Чем вы так озабочены, что не заметили мою к вам приветливую улыбку? Я ведь иду на урок, а ваша ответная улыбка поощрения окрылила бы мое творчество. Пожалуйста, замедлите шаг, улыбнитесь мне, пожмите руку и пожелайте удачи. Ваша улыбка сольется с моей, и я приду к детям с удвоенной энергией и радостью, приду к ним от вашего и моего имени.
Но вы бежите по коридору с таким важным видом, что все шарахаются от вас. Неужели у вас в школе более важная забота, чем та, чтобы учителя и ученики радовались встрече с вами и чтобы каждый из них брал от вас заряд бодрости духа?
Завуч, милый!..
Высоко в горах было глухое селение.
Глухое не потому, что жители глухие. А потому, что остальной мир был глухим к нему.
Люди в селении жили как единая семья. Младшие почитали старших, мужчины почитали женщин.
В их речи не существовало слов: обида, собственность, ненависть, горе, плач, печаль, корысть, зависть, притворство. Не знали они этих и подобных слов потому, что не было у них того, что можно было бы назвать ими. Они рождались с улыбкою, и с первого дня до последнего сияющая улыбка не сходила с их лиц.
Мужчины были мужественными, а женщины – женственными.
Дети помогали старшим по хозяйству, играли и веселились, высоко лазили на деревья, собирали ягоды, купались в горной речке. Взрослые учили их языку птиц, животных и растений, и дети от них узнавали очень многое. Почти все законы природы им были известны.
По вечерам все собирались у костра, посылали улыбки звездам, каждый выбирал свою звезду и разговаривал с ней. От звезд они узнавали о законах Космоса, о жизни в других мирах.
Так было у них с незапамятных времен.
Однажды объявился в селении человек и сказал: “Я учитель”. Обрадовались люди пришедшему. Доверили они ему своих детей в надежде, что учитель научит их более важным знаниям, чем давали им природа и космос.
Только недоумевали люди: почему учитель не улыбается, как это так – лицо без улыбки.
Шло время, и все заметили, что дети явно менялись, скорее всего их как будто подменивали. Они становились раздражительными, потом озлобленными, отнимали вещи друг у друга, ссорились между собой. Научились они насмешкам, кривым и лукавым улыбкам. С их лиц стиралась прежняя, обычная для всех улыбка.
Люди не знали, хорошо это или плохо, ибо самого слова “плохо” тоже не было у них.
Они были доверчивыми и считали, что все это есть новые знания и умения, которые принес их детям учитель из остального мира.
Прошло несколько лет. Дети повзрослели, и изменилась жизнь в глухом горном селении: люди захватили земли, оградили их и назвали своей собственностью. Стали они недоверчивыми друг к другу. Забыли о языках птиц, животных и растений. Каждый потерял свою звезду на небе.
Зато в домах появились телевизоры, автомобили, компьютеры, сотовые телефоны. Люди потеряли свои сияющие улыбки, но усвоили грубый хохот.
Смотрел на все это учитель и радовался: в глухом горном селении приобщил он людей к современной цивилизации.
Мыслители говорят:
– Счастливые певцы, звучите во Славу Улыбки Создателя.
– Улыбка нужна – плач препятствует току.
– Явленную суровую школу с улыбкою примите.
– Солнце улыбки среди туч дает радуге блистание.
– Улыбкой встретим опасность.
– Умейте улыбкой открыть двери пути.
– Улыбайтесь грядущему умалению. Утверждаясь в озарениях искр, найдите улыбку.
– Удержите дурные наговоры улыбкою без раздражения.
– Улыбкою остановите разрушение Храма.
– Улыбка решимости лучший проводник.
– Садовник, подойди и сними улыбкой пыль с лепестка.
– Личность становится отражением улыбки космического действия, когда она считает себя неотъемлемой частью существующего, явленного Космоса.
– В тишине и с улыбкою и в красоте ждите новых стучащихся в мир.
– Каждое биение сердца есть улыбка, слеза и золото.
– Преданность есть улыбка поощрения и сочувствия.
– Улыбайтесь молодым, ибо для них вы строите мосты и дороги.
– Спокойствие есть улыбка радости.
– Малого стоит улыбка богача, но бедняк, сохранивший улыбку, будет спутником Бога.
Мыслители предупреждают:
– Насмешка – самый вредный воспитатель, только чуткость есть степень культуры.
– Как камни на пути, слагаются насмешки и преследования в непроходимые заросли.
– Пифагор запрещал ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности.
– Нужно удержаться от насмешек, как от вреднейших насекомых.
– Никакая насмешка не минует вернуться к нам.
– Вернейший бумеранг есть унижение ученика.
– Насмешка роднит с побитием камнями.
– Матерь у насмешки – подлость.
– В Спарте находится Храм Смеха, можно многие болезни излечить в нем. По счастью, нигде нет Храма насмешки.
– Сомнение, неверие, придирчивость, насмешка, оскорбление, унижение, мстительность, злопамятство – из одной темной семьи.
– Мы никогда не советуем притворство улыбки.
– Мало чего стоят наружные притворные улыбки.
– Человек, не умали кого-либо и что-либо насмешкой и оскорблением.
От ученика:
Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих.
Бушети, сентябрь 2001 года
Окончание. Начало в N 40
Комментарии