search
main
0

Шалва АМОНАШВИЛИ: Почему не прожить нам жизнь героями Духа

Мы начинаем публикацию глав новой книги выдающегося педагога современности Шалвы АМОНАШВИЛИ. Уверены, как и все его предыдущие произведения, она не оставит равнодушным ни одного человека, искренне любящего детей.

Друзья мои, учителя-коллеги!
Не пора ли решиться нам прожить нашу учительскую жизнь героями?
Героями Духа!
Мы рождены быть героями Духа, но что с нами происходит?
Мы творим жизнь, а творимая нами жизнь уходит в песок.
Мы художники жизни, но картины жизни, созданные нами, возмущают нас самих – они безликие, размытые и безобразные.
Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше.
Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается.
Мы даем уроки, но от них не видим никакого чуда.
Мы дарим детям знания, а они не радуются.
Мы несем обществу благо, а общество неблагодарно нам.
Мы причастны к качеству жизни, а жизнь становится все хуже и хуже, в ней вот-вот восторжествует бездуховность и безнравственность, то есть тьма.

Коллеги!
Мы рождены быть героями Духа. Но Дух наш тускнеет и гаснет.
Не отсюда ли главные беды нашего образовательного мира и все трагедии воспитания?
Герой Духа мыслит духовно и героически, а мы мыслим грубо материально и считаем себя маленькими людьми, от которых ничего не зависит. Мы унижаем себя.
Герой Духа помогает ребенку раскрыть в себе свой Божественный образ, а мы насилуем его голыми знаниями.
Герой Духа ради спасения одного погибающего ребенка положит жизнь свою, а мы не страдаем из-за пропавших и убегающих от нас “овец”, которых миллионы.
Герой Духа ставит перед собой цель вести детей к Свету – к духовному и нравственному прозрению, а мы возвеличиваем горсть выгодно продаваемых знаний.
Герой Духа утверждает Педагогику Света, а мы насаждаем педагогику насилия.
Герой Духа не забывает ни днем ни ночью, что он герой Духа. А мы забыли о нашем Высшем Предназначении.

Друзья мои, учителя-коллеги!
Мы рождены быть Героями Духа.
Но не погрузился ли кто в липкую трясину земных забот и потому принимает детей за сосуды для хранения в них жидких знаний?
Не порвал ли кто свою серебряную нить с Высшим и потому стал скукою для своих учеников?
Не потерял ли кто Веру, Надежду и Любовь к детям и потому блуждает как призрак в темных коридорах и переходах воспитания?
Не иссякли ли у кого благородные чувства, и потому не превратился ли кто в бесчувственного и озлобленного погонщика над детьми?
Не стал ли кто падшим ангелом и потому наращивает в жизни детей бездуховность?
Не променял ли кто учительскую совесть на хрустальную вазу или на позолоченный столовый набор?
Не взвешивает ли кто свои дары Духа с грошами вознаграждения учительского труда?
Но, может быть, заброшен кто в огород образования случайно и падает, как камень, на головы ни в чем не повинных детей?
Может быть, кто нашел в огороде образования скудный кусок хлеба за свои хилые способности?
Как же тогда нам быть?
Звать Диогена, чтобы он днем со свечой в руке отличал учителя от неучителя среди нас?
Мы же все называемся учителями?
Кто отделит плевелы от зерен?
Нам нужно, чтобы школа обновлялась постоянно.
Говорю от имени П.П.Блонского: “Учитель, смотри, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием обновления школы?”
Добавлю от себя: не обманывайтесь, ибо дети, так же, как Бог, не поругаемы.
Бойтесь!

Друзья мои, учителя-коллеги!
Невежество, случайности, недоразумения и злоба по-прежнему проникают в огород образования не как полезные удобрения, а как насекомые, грызущие корни молодых саженцев.
Спросите: Как в школе идут дела?
И ответит начальство: Хорошо в школе идут дела.
В школу завезли компьютеры.
Подключили школу к интернету.
Работаем по новым программам, углубленным и расширенным. Вот!
Разработали новый учебный план с дополнительными предметами.
Получили новые образовательные стандарты.
Завезены новые западные технологии образования.
Вводим двенадцатый класс.
Имеем новые указы, приказы, законы, инструкции, циркуляры.
Все новое. Что же еще нужно для реформы, обновления, модернизации школы?
Хорошо идут дела в школе, она обновляется.
Но не обманывается ли она?

Спросите: Где вы берете меру реформы, или модернизации, или обновления? И вам покажут на карте: Запад!
Но что нам Запад, когда мы Восток? Что нам Европа, когда мы ЕврАзия?
Там у них были крестовые походы, у нас их не было.
Там была инквизиция, здесь ее не было.
Там сожгли Жанну д▓Арк, сожгли Джордано Бруно, у нас никого не сжигали.
Здесь у нас была диктатура пролетариата, и она свергнута. Там была и не свергнута диктатура доллара.
Оттуда шли мировые войны, отсюда не шли мировые войны.
Там амбиция всемирного господства, здесь святится чувство Родины.
Здесь еще теплится духовность и зреют надежды ее возрождения.
Там кичатся цивилизацией и не замечают своего духовного нисхождения.
Здесь блага нажиты только трудом, там богатство, нажитое не столько трудом.
Здесь стремление к общности, там сплошь и рядом самость.
А школа есть носитель Духа нации, народа, государства.
Что нам Запад?

Слово “герой” в переводе означает “сын земли”.
Говорят мудрецы: “Народ, которому еще может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ еще залит золотом, пусть самоуверенность пылает, но подвиг будет ему неприличен”.
Мы в поиске героя, мы в поиске героев.
Нам сказано: Творите героев!
Где же мера всяких обновлений, модернизаций и реформ школы?
Разве трудно понять: учитель реформирует школу, он же, к сожалению, деформирует ее.
Обновляется учитель – значит обновляется школа.
Деградирует учитель – значит деградирует школа.
А что со школой, то и с обществом.
Только! Только! Только Учитель – герой Духа – есть творец героического преобразования мира просвещения.
Жизнь мертва без героев Духа.

Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Хотите знать, кто мы есть?
Вот слушайте.
Увидел Бог, что множились пороки людей и порочными становились всякие их помыслы, и Он сказал: “Сотру с лица земли человека, которого сотворил Я”. Но сжалился Он над людьми, ибо любил их, созданных Им по образу и подобию Самого Себя. Но люди возомнили о себе, и мысли и дела их не стали менее порочными и грешными.
Так это было много тысяч лет тому назад (и длится по сей день).
Созвал Бог Высоких Духов и спросил: “Люди потеряли путь. Как быть?”
Один Высокий Дух посоветовал: “Навеем на каждого человека вещий сон и покажем, какой скрежет зубов могут навлечь на себя люди, ведя себя таким образом”.
Но Бог сказал: “Люди могут оставить сон во сне и, проснувшись, ничего не помнить, и если даже будут помнить, то не поверят ему”.
Другой Высокий Дух предложил: “Пошлем людям манну Небесную, пусть увидят они, как милостив Бог и как Он их любит”.
Но сказал Бог: “Люди могут принять милость Бога как должное”.
Третий Высокий Дух посоветовал: “Осушим все реки, все родники, все колодцы, и пусть каждый жаждущий получает глоток воды от Бога”.
Но сказал Бог: “Так люди превратятся в стадо баранов”.
Тогда сказал четвертый Высокий Дух: “Господи, Ты вложил в них Свой образ. Но увидеть его в себе они сами не могут. Вложим теперь в каждого жажду к познанию и дадим УЧИТЕЛЯ”.
И сказал Бог: “Да будет так”.
Выбрал Он одного Высокого Духа и направил к людям: “Будешь людям Учителем и наречешься Моисеем, и принесешь им Мой Закон”.
Потом послал Он другого Высокого Духа: “Будешь людям Учителем и назовешься Буддой, и принесешь им тайну о восхождении Духа”.
Затем послал Он Сына Своего Единородного Иисуса Христа: “Будешь людям Учителем и откроешь им тайну Царствия Небесного”.
Потом послал Великого Духа: “Будешь Учителем и назовешься Мухаммадом и утвердишь в них Мое Всемогущество и Мою Милостивость”.
Но видел Бог, что в учителях нуждались не только взрослые, но и дети. Собрал Он всех светлых ангелов и сказал им: “Будете учителями для детей. Несите им Мой Свет и помогите узреть в себе Мой Образ. Устремите их стать такими же совершенными, как Я. И запомните: нет Моей Воли, чтобы погиб один из малых сих”.
С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы, как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями.
Это – мы.
Но Мыслитель предупредил: “Не думайте, что скоро утвердится значение учителя. Тысячелетия пройдут, но учитель не будет признан”.

Друзья мои, учителя-коллеги!
Что может поднять нас над обыденностью и хаосом, как не крылья подвига?
Кто есть герой Духа?
Герой Духа есть тот, кто не дорожит жизнью, но сознательно жертвует ею, чтобы сопровождать в Вечность своих обреченных на гибель воспитанников, и тем самым создает Образ Учительской Совести.
Корчак! Корчак! Корчак!
Герой Духа бережно несет Чашу сердца, полную Любви, и готов отдать ее на созидание счастья людей.
Сухомлинский! Сухомлинский! Сухомлинский!
Герой Духа утверждает самозабвенную и страдальческую преданность к детям.
Песталоцци! Песталоцци! Песталоцци!
Герой Духа насыщает образовательное пространство мудростью, которую черпает сам из Высших Миров!
Коменский! Коменский! Коменский!
Герой Духа пропитывает образовательное пространство Духом Народа.
Ушинский! Ушинский! Ушинский!
Герой Духа облагораживает образование чувством любви к Родине.
Гогебашвили! Гогебашвили! Гогебашвили!
Герой Духа спасает детей от пожаров социальных потрясений и разрушений.
Макаренко! Макаренко! Макаренко!
Говорят нам: “Умейте быть там, где герои Духа”.

Наставляют Мудрецы:
– Ноша героя Духа будет Ношей Мира.
– Герой Духа знает, ради чего трудится и страдает.
– Герой Духа не убоится опасностей, хотя и будет знать их истинные размеры.
– Герой Духа знает, что его земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет устремление.
– Сердце героя Духа принимает самоотверженность во имя общего блага.
– Герой Духа знает, как его стремление каждого дня приобщает его к строительству жизни.
– Герой Духа не будет умалять себя плотскими мыслями.
– Огненное творчество героя Духа сравнимо лишь с Огнем самого высокого напряжения.
– Образ героя Духа может быть изображен как Несущий Чашу с вековыми накоплениями.
– Столпы народа утверждаются только качеством героизма Духа и Сердца.
– Не во всемирной славе идет герой Духа, но в истинном испитии чаши яда.
– Не всегда трубный голос оповещает героя Духа.
– Путь героя Духа усеян не всегда венцами человеческой благодарности. Говорят мудрецы:
– Мы различаем героев на бессознательных и определенных. Разница между ними велика. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить. Но определенные герои духа не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им свое Сердце. Там и совершается полет в Будущее. Суровое знание опасности лишь дает герою радость.
И утверждают Мудрецы:
– Учитель есть лучший герой Духа.
Учителя-коллеги, лишь геройство Духа приличествует нам.

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте