Пришли в школу два молодых учителя.
Один сказал своим ученикам:
– Пойдем в гору, будем познавать трудностями.
Сказал другой своим ученикам:
– Умный в гору не пойдет, будет познавать от легкого.
Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, все более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.
Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них легкость и удобство. И так десять лет.
Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.
Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трехмерным.
Первые научились летать.
Вторые научились копать.
Первые научились видеть все вокруг.
Вторые научились видеть лишь перед носом.
Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую – вторые?
Сказано: творите героев.
Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Будете ли вы смеяться, если скажут нам убедительно: “Идеи управляют миром”?
Наше сознание насиловалось много лет, когда с детства твердили нам обратное: “Бытие управляет миром”.
А что же делает в жизни человека Вера, этот таинственный внутренний отголосок Истины, это прекрасное личное чувствознание?
Ни один человек, ни все человечество без Веры жить не может и развиваться не будет.
Вера есть Великий Путеводитель Человечества, она сопровождает и ведет его с момента обретения им сознания и поведет его и впредь в глубь грядущих тысячелетий.
Вера руководит личной жизнью каждого человека от рождения до ухода из жизни.
“Вера есть предчувствие знания”.
Вера есть собиратель всех войск познания.
Вера – стрела в познании.
Вера есть опережающее знание.
Вера есть в человеке Свет Вечности, Свет Ведущий, Путь к Высшему.
Нет неверия. Всякое неверие есть вера в противоположное.
Не верить ни во что есть не что иное, как проявление злобы из-за своей искаженной судьбы.
Человек не может не верить, ибо Вера есть свойство Духа.
Ребенок рождается с чувством веры, и он доверяет это великое чувство нам, взрослым, не для того, чтобы навязывали ему свою веру или свое неверие, а для того, чтобы мы уберегли ее для свободного насыщения Высшим Светом.
Самые важные наши жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру.
От нее идут прекрасные понятия: Верность, Доверие, Уверенность.
Вера несет человеку Свет только тогда, когда она находится в тесной связи с преданностью и служением, суровостью долга и устремлением к познанию и совершенствованию.
Однако вопрос – “Во что верить?” – вовсе не является праздным для героя Духа.
Конечно, вначале было Слово. Конечно, Идеи управляют Миром.
Ну, конечно, действуя во имя Духа, герой Духа не отрывается от земли.
Высшая Вера дает жизнь высшим полетам мысли и созидательным утверждениям ради общего блага.
Вера наша есть творец среды.
Среда становится хорошей или плохой в зависимости от нашего характера, взглядов, устремлений, в зависимости от того, во что мы верим.
В нашей субъективной воле, какими могут быть условия среды.
Но почему мы даем среде властвовать над нами, а не меняем обстоятельства и отношения к ним?
Жестокость взрослых порождает жестокость в детях.
Безалаберность взрослых творит беспризорность детей.
Авторитаризм учителей гасит страсть к познанию в учениках.
Бездуховность взрослых уничтожает чувство долга в молодых.
Боль Василия Александровича Сухомлинского: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение юных душ в результате того, что человек в юные годы теряет веру. Становится не верующим ни во что – это же страшно. Не верит в добро. Не верит в святыни. Не верит в человека. Не верит сам себе. На все ему наплевать”.
Герой Духа идет против течения.
Мудрец наставляет: “Пусть поверх тьмы сияет Свет!”
На все наплевать не только молодым, но и многим взрослым.
Пришла женщина в детдом усыновить шестилетнего мальчика.
Мальчик все годы ждал, что придет мама и заберет его с собой.
Он любил маму, ни разу не видя ее.
Женщина была красиво одета. У нее были длинные светлые волосы. Красивые ресницы, румяные щеки. На шее висела цепочка с большим крестом с драгоценными камнями.
Она улыбалась. Ее ласковые слова пленили мальчика.
Она держала в руках цветную коробочку с конструктором.
– Я твоя мама! – сказал она мальчику ласково. – Ты пойдешь со мной?
– Да… – сказал мальчик. В его “да” звучали радость и тревога, а вдруг мама передумает. А мама у него самая красивая в мире.
– Зови меня мамой…
– Да, мамочка!
Привела она домой мальчика.
Оставила с игрушкой в комнате, а сама поспешила в ванную. Сняла с головы парик с длинными светлыми волосами, сдернула прекрасные ресницы, смыла румянец, переоделась в балахон, выплеснула изо рта ласковый голос и так представилась перед ребенком.
Мальчик не узнал ее и закричал в страшном испуге:
– Мамочкаааа!.. – и спрятался под столом.
А “мамочка”, как хищница, надвигалась на него и рычала:
– Займусь я теперь твоим воспитанием, паршивец… Выходи из-под стола…
– Мааамааа… – кричал мальчик и пытался вырваться из когтей хищницы, но не мог.
Маму он потерял насовсем.
Беда, когда ребенок теряет воспитателя, но трижды беда, когда он теряет веру в воспитателя.
Хотите проВерить, как нам представляются дети через “бытие определяет сознание”, то есть через материалистическое их восприятие?
Я выписал эти высказывания из разных книг:
Дети – цветы.
Они – цветы нашей жизни.
Они – цветы на наших могилах.
Дети – наша радость в жизни.
Они – наше счастье.
Но они и горе наше.
Дети – наши будущие слезы или будущая радость.
Дети – наша забота, наше спокойствие, наша тревога.
Дети – наша гордость.
Они – оправдание нашей жизни.
Они – надежда нашей старости.
Но они и кара нашей старости.
Дети – наши наследники.
Они – продолжатели наших дел.
Какая скучная была бы наша жизнь без детей.
И так далее.
Ну что тут скажете? Все верно, так ведь?
Только заметьте, пожалуйста, как мы постоянно твердим: “наша”, “наше”.
Почему мы смотрим на них только через себя? Не потому ли, что через детей своих мы хотим, во-первых, утвердить самих себя, а во-вторых, обеспечиваем свою старость? А слова-то какие, расчувствуешься: “Дети – цветы на наших могилах”…
Раз дети наша собственность, то мы можем поступать с ними так, как хотим.
В собственности этой мыслится и доля государства, оно тоже твердит: “Дети – наше…”
Такой собственнический взгляд на детей руководит нашим педагогическим сознанием. Оно рождает в нас то страх за наше собственное будущее и потому, говорим мы, детей надо держать в руках, воспитывать строго, надо подчинять их нашей воле. Вот и слагается авторитарная педагогика.
То тает наше сердце от умиления к “цветам” нашим – не трогать, не запрещать, только ласкать, пусть так и цветут. И тогда слагаем противоположную – безалаберную – педагогику.
Кто-то ищет и среднее, что-то вроде строго-ласковой педагогики.
Но какой же может сложиться у нас взгляд на детей, если мы видим их через Веру – “В начале было Слово”?
Пусть скажет нам об этом Ян Амос Коменский, ибо ему виднее.
“Если кто-либо пожелает основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдет для этого много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божьему.
Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, наместников Бога среди творений, но и наравне с нами соучастников Христа, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века.
Что можно придумать более возвышенного?”
А Иисус Христос предупреждает нас: “Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, ему лучше было бы, если повесили бы на шею мельничный жернов и потопили бы во глубине морской. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на Небесах каждый день видят Лице Отца Моего Небесного… И нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих”.
Кто может отрицать, что если воспитаем в детях благодетелей Вселенной и Соучастников Христа, то они еще больше будут заботиться о своих родных, о родине, о восхождении людей?
Кто может найти хоть один аргумент против того, что дети, воспитанные по начертанию Божьему, не украсят нашу жизнь, не станут истинным счастьем для нас?
Кто докажет нам, что дети, ставшие судьями дьяволов и ужасами ада, безучастно будут глядеть на ту дьявольскую тьму, в которую хотят нас погрузить?
Я радуюсь всем, кто читал и перечитывает Педагогику Коменского и впитывает в себя суть, суть, суть его учения. Учитель этот и есть герой Духа.
Герой Духа не тот, кто свершил некий поступок и гордо пожинает лавры. А тот, кто постоянно, ежечасно готовит себя для мужественных поступков и свершает их в каждом затемненном уголке педагогического лабиринта, не думая о том, прославится он ими или осудят его из-за них.
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Вы не чувствуете скованность вашего педагогического сознания от материалистической трехмерности?
Сказано: трехмерность есть окова демона, тот, кто сковал человеческое сознание трехмерностью, был настоящим тюремщиком.
Как мы чувствуем себя в этой тюрьме – свободно?
Но не забудем: все четыре стены тюремной камеры еще не есть четырехмерное пространство.
Осознание всех четырех сторон Света еще не есть многомерное его восприятие.
Мудрецы утверждают: дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений.
Но чем же мы заняты?
Ставим ловушки этим устремлениям.
Нам не нужно, чтобы дети вторгались в непонятные нам какие-то сферы так называемой духовности, для нас лучше, если они будут такими же разумными, какими являемся мы сами – со “здравым смыслом”.
Сказано: “Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит”.
Говорят Мудрецы: древняя мудрость никогда не настаивала на трех измерениях… Почему же тогда мы настаиваем и не учимся у наших же детей, как ломать ограничения, как открывать себе чудный мир, который царствует именно за ограничениями и к которым причастна наша судьба?
Говорят еще, что люди начинают заниматься ограничениями, когда светильники сердца гаснут.
Мудрецы упрекают нас за то, что наше сознание не хочет понять основы самоусовершенствования и мы закрываем самим себе самые ценные возможности.
Четвертое измерение, мерность духовная, самая Чудная, Прекрасная, Высшая мерность есть путь расширения сознания, путь познания сути Божественной Истины.
Герой Духа там, где Истина.
Поиск Истины есть геройство Духа.
Но если моя беда во мне и мое сознание не хочет, не хочу я принять Высшую Мерность, которая требует от меня Веры, преданности, служения и т.д., – что тогда?
Тогда беда и детям от меня, ибо приму я их цветами на моей могиле, а не спутниками Христа. А за цветами, которые взращивают для могилы, надо ухаживать с чувством грусти и скорби, а не с чувством радости.
Не находите ли резкую разницу между этими педагогиками?
Дух есть наша бессмертная сущность.
Вы признаете это?
Наше признание станет нашей Верой.
Тогда сделаем три вывода.
Первый вывод. Духовность есть наша целенаправленная устремленность к совершенствованию нашего Духа, нашей Сущности.
Цель совершенствования высокая. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”, – вот она какая.
Второй вывод. Путь к совершенствованию Духа лежит на Земле – это есть образ жизни каждого из нас среди людей.
Главными составными образа жизни являются: чистота наших помыслов, утверждение общего блага, щедрость даров нашего Духа.
Третий вывод. Сознание расширяется – оно синтезирует в себе Мир Земной и Мир Высший, смысл жизни на Земле и смысл жизни в Высшем Мире.
Такое расширение сознания даст нам понимание эволюции человечества на Земле и во Вселенной, восполнит нас чувством суровости долга за свою жизнь, ибо мы рождены друг для друга.
Духовность ближе к пониманию Культуры, что есть Почитание Света. Духовность не сводится ни к морали, хотя есть источник нравственности; ни к изощренной интеллектуальности, хотя открывает иные миры для познания; ни к религиозности, ибо она есть путь познания в себе Творца.
Продолжение следует
Комментарии