В одной мудрой книге я читаю о том, что удовольствие и боль, любовь и ненависть, радость и горе, мысль и свершения являются выражением обладающего самосознанием бессмертного Духа, а мозг – это лишь клавиатура чудеснейшего инструмента, на котором человеческий Дух играет свою симфонию жизни, как музыкант выражает себя на своей скрипке.
Потом я открывают словарь, в котором толкуется суть слов, и узнаю о том, что:
Ребенок – возрожденное новое Бытие.
Ребята – несущие Тайну возрождения Бытия.
Дети – действующие в Истине.
Мне эти толкования понравились куда больше, чем толкования всех остальных словарей, где, скажем, “Ребята – молодые люди, парни или дети” и больше ничего. В таких трехмерных словарях понятия – Ребята, Ребенок, Дети, Ученик, Воспитанник и т.д. – никакого намека о Чудном Измерении не несут.
Ребенок есть носитель своего предназначения, иначе Своей Миссии.
На Земле с пустыми руками не рождается никто. В каждом есть свои возможные дары Духа для людей, и если он воплотит их в действительность, это и будет его путем совершенствования и восхождения.
С пустыми руками не явились в земную жизнь ни Шота Руставели, ни Александр Сергеевич Пушкин, ни Федор Михайлович Достоевский, ни Альберт Эйнштейн, ни Петр Ильич Чайковский, ни Владимир Иванович Вернадский, ни…
Но кто-то прервет меня: “Они же великие люди, гении. Они особые. Но какая миссия может быть в простом смертном?”
Сперва надо понять единство и целостность Вселенной.
Люди рождаются вовсе не случайно, а друг для друга.
Мы – путь друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия для своего утверждения надеется на плоды Ваших миссий.
Будущее поколение ждет достойных плодов наших миссий, тогда оно еще успешнее будет совершенствоваться и оставит последующему поколению свои дары Духа.
Потому маленьких людей с маленькими миссиями не бывает.
Никто не является “маленьким человеком”, если сам не сделает себя таким.
И кто устремится к познанию своей сути, того сердце поведет по правильным тропинкам, а может быть, и откроет сокрытую в себе тайну.
Как сказал философ, если я не открою в себе свой смысл жизни, то сам поиск смысла жизни уже будет смыслом моей жизни.
Конечно, в маленьком Александре Сергеевиче Пушкине уже присутствовала его великая миссия: оставить человечеству Пушкиниану.
Но какая же была миссия няни его – Арины Родионовны? Она дала поэту истоки русского Слова, русской духовности (не только она, разумеется), русского народного творчества. Не зря посвящал Александр Сергеевич (и даже его друзья) ей свои прекрасные стихи.
Представим теперь, каким стало бы творчество Пушкина, не будь в его жизни этой простой женщины? А как обеднел бы духовный мир человечества, не будь в нем Пушкинианы.
Я утверждаю: Арина Родионовна пришла в этот мир с миссией содействовать становлению творца, и, к счастью, она свершила ее.
Любая великая миссия требует содействия огромного количества людей, предназначения которых в большей или меньшей степени пересекаются с жизнью носителя великой миссии.
Каждый из нас есть носитель своей судьбы, и жить вне судьбы есть великая трагедия для человека. Жить же в своей судьбе есть великое счастье.
Но беда в том, говорит философ, что большинство людей живет вне своей судьбы и тем самым разрушает судьбы других, ибо все едино и взаимосвязано.
Космос не любит случайностей, Небеса их не допускают.
Однако, говорят мудрецы, неразумие свободной воли человека может выпустить пожирающие чудовища.
Ребенок несет в себе величайшую энергию Духа, которая не поддается измерению. Ребенок все может, только воспитайте его достойно.
Ребенок есть существо космическое, он – микрокосмос и вынашивает в себе могущество и безграничность макромира.
Он, как человек Духа, устремлен к объятию всего Космоса, познанного и непознанного.
В нем заложена возможность стать богочеловеком, ибо сотворен он по образу и подобию Бога. Потому призывал Иисус Христос: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”.
Устремления к одухотворению своей человеческой сущности ребенку присущи изначально. Чувство владения неограниченной энергией Духа питает все устремления.
Энергия Духа проявляется и утверждается в виде Божественных дарований: мысль, чувства, свобода выбора, воля, познание, устремление, речь, любовь, вера, желания, страдания, смысл жизни, счастье, служение, долг и так до бесконечности.
Мыслители говорят: “Можно достичь преображения целей жизни лишь допущением сознания всеначальной энергии”.
Владимир Вернадский в 1922 году записал в дневнике: “По-видимому, вопрос души начинает все больше входить в науку, что и должно быть, так как понятия материи, энергии потеряли прежние формы. Энтелехия, кванты, проблемы относительности (я бы к этому перечислению добавил: теория физического вакуума и торсионных полей, проблемы генетики речи. – Ш.А.) и т.п. заполняют сейчас содержание мысли. Невольно человек (научно) приходит к формам, исторически сложившимся в человечестве путем философского, художественного, религиозного творчества”.
Видите, я не один в своих допущениях.
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Я зову вас, как тот ребенок, который впервые увидел бабочку:
– Посмотрите, какая высота – наша душа небесного происхождения! Педагогика начинается со Звездного Неба!
Открыл ли я кому-либо из вас что-нибудь новое?
Может быть, кто-то из вас тоже не знал, как и я, что это так?
Однако мое восхищение превращается во мне в Веру и устремление.
И Вера зарождает во мне тревогу души: как же тогда мне – учителю – идти к детям?
Они носители в себе Вечности, явились в этот мир с предназначением нести людям свои дары Духа и обрести себе путь восхождения; в них безграничность.
И что же будет, если я приду к ним со своей ограниченной педагогикой, которая вовсе не признает в них никакого всемогущества, никакой вечности, никаких даров Духа. Не признает никакого Духа и духовности.
Она, эта педагогика теней, велит мне насупиться и сделаться неким озабоченным охотником за редкими птицами, ловить их и сажать в клетку. Да еще верить, что так я оберегаю этих редких птиц от хищников, среди которых бывают и сами люди, оберегаю их от голода и холода, от лишних полетов и перелетов.
Какое самомнение! Какая самость!
Я ловлю их, отрезаю крылья и сажаю в клетку так же, как когда-то посадили в клетку меня самого, и до сих пор чирикаю в ней как “свободно мыслящий” учитель-материалист.
Приду к своим ученикам на урок, огляну всех исподлобья:
– Где миссия? Где явления? Где всемогущество? Я их не вижу!
Это о них, что ли, только что разглагольствовали или о совсем других детях, которые еще не родились и родятся не знаем когда?
Сейчас посмотрим.
– Откройте тетради для домашних заданий… Буду проверять… Быстро…
Безграничность! Ха-ха! А домашнее задание выполнить не смогли.
– Кого вызвать…Кого вызвать… Тебя уже вызывал… Тебя тоже… Выходи ты, быстро, у нас мало времени!..
Миссия! Ха-ха! Как бы не так! Под партой прячутся, учиться не хотят!
– Кто мне ответит на мой вопрос… Кто-кто-кто?.. Рук не вижу… Рук не вижу…
Дай дневник, “два”. Завтра без родителей не приходи!..
Явления! Ха-ха! Может быть, для своих родителей! Придут они завтра и промою им мозги.
Вот они – хорошие дети!
Но вот и они – плохие дети!
Хорошие дети развиты, сразу понимают, запоминают, выполняют.
Плохие же – недоразвитые, не хотят учиться, не понимают и запомнить не могут.
Должно быть, у хороших детей – хорошие миссии, у плохих – плохие.
Так, что ли?
Они не воспитуемые, не обучаемые. Они – горе наше. Они явились в этот мир, чтобы злить нас.
Коллеги, надо освободить школу от носителей плохих миссий и темных энергий!
Откройте дверь, чтобы выставить их из школы или же в крайнем случае давайте откроем педагогические резервации для них…
Тревожится мое сердце!
Если с завтрашнего дня все буду продолжать так же авторитарно и властно, если моя педагогика примет в ребенке бессмертное как смертное, если неограниченность в ребенке превратит она в ограниченность, если ее неверие будет рассеивать дары Духа детей как прежде, тогда какой же я учитель – герой Духа!
А я хочу им быть!
Нет, “как прежде”, “как обычно”, “как все” в моей педагогической жизни впредь не должно быть! Я лучше буду каяться перед своими учениками, признаваться им в своих заблуждениях, исповедоваться, давать обет! Потом помолюсь!
Да, я грешил. Может быть, нехотя, может быть, в силу своего неотесанного характера, может быть, от непонимания своего служения…
Я внушал им смысл короткой земной жизни и давал знания, достаточные для этой жизни. Сам не имел, а их тоже лишал Высшего Смысла существования.
Учил правилам мыслить, но не давал возможности мыслить о Высшем, потому они не научились у меня мыслить.
Учил правилам любви, но не давал им возможности любить Того, от которого и идет Любовь, потому не научились они у меня Любви.
Я буду каяться и исповедоваться перед своими учениками, перед самим собой, перед Высшим, кто допустил меня к детям.
Это не будет самобичеванием.
Это будет освобождение моей Педагогической Совести.
Это будет началом жизни героя Духа!
Задал я самому себе три вопроса.
Первый вопрос: Могу ли я видеть в своем ученике Путника Вечности?
Основание: Тогда я пойму суровость долга учителя.
Второй вопрос: Могу ли я видеть в себе проводника Путника Вечности?
Основание: Тогда откроется во мне моя педагогическая Искра Божия.
Третий вопрос: Могу ли я понять и принять Правду Путника Вечности?
Основание: Тогда мне будет дано, какие ему преподнести дары Духа.
Установил я для себя три закона.
Первый закон: Любить любого ребенка.
Основание: Любовь есть преобразующая сила Духа и Сердца.
Второй закон: Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть.
Основание: Нет воли творца, чтобы погиб один из малых сих.
Третий закон: Восполниться оптимизмом в отношении любого ребенка.
Основание: Вера в Будущее есть творец настоящего.
Задал я самому себе три принципа.
Первый принцип: Одухотворять среду вокруг ребенка.
Основание: Среда есть сила, проявляющая Тайну Творца.
Второй принцип: Утверждать в ребенке его личность.
Основание: Личность есть устремленность к проявлению своей сути.
Третий принцип: Проявлять творческое терпение, помогая ребенку в самопознании.
Основание: Творящее терпение не даст огню Духа погаснуть.
Устремлен я к раскрытию своего характера в трех качествах.
Первое качество: Доброта.
Основание: Доброта учителя к ученику есть матерь доброты сердца ученика ко всему миру.
Второе качество: Искренность.
Основание: Учительская искренность есть условие духовного единения с учеником.
Третье качество: Преданность.
Основание: Преданность учителя умножает в ученике надежду на спасение и дарит ему убежище.
Развиваю в себе профессиональное мастерство в трех аспектах.
Первый аспект: Изящное исполнение педагогических процессов.
Основание: Бытие в прекрасном откроет в ученике чувство прекрасного.
Второй аспект: Непрерывное обновление.
Основание: Обновление есть зов из Будущего и устремленность к Будущему.
Третий аспект: Творчество.
Основание: Творчество делает учителя Свет дарящим.
Живу я по заповедям, которые сам для себя сочинил.
Первая заповедь: Верить в безграничность ребенка.
Основание: Если Вселенная действительно безгранична, а Природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель Вселенной и Природы есть Ребенок.
Вторая заповедь: Верить в свою Искру Божию.
Основание: Раз Творец так любит детей, то Он любит их через Своих ангелов, которых Он назвал Учителями и которые есть носители Его Света.
Третья заповедь: Верить в Силу Гуманной Педагогики.
Основание: Если Образ есть тайна в Ребенке, то Гуманная Педагогика, Педагогика Света есть путь помощи Ребенку постижения в себе ее сути.
Сказано: “Считайте Сердце главным судьей и Веру – мощью”.
Продолжение. Начало в N 46-48
Комментарии