Дам торжествовать в себе законам Прекрасного, то есть Искренности, то есть Сердца, то есть Блага, то есть Света.
Если спешишь помочь, помоги красиво.
Если спешишь проявить сострадание, сострадай красиво.
Если любишь, люби красиво.
Если даришь, дари красиво.
И если все это касается ребенка, то делай еще прекраснее.
Воспитывай красиво.
Учи красиво.
Наставляй красиво.
Если благо дарится красиво, дар будет принят.
Если восполняешься Светом сам, восполнишь Светом других.
Говорят мудрецы: “Осознание Красоты спасет мир”.
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Почему не прожить нам нашу учительскую жизнь героями Духа?
Я открываю Музей Педагогических Недоразумений.
Не хотите ли подарить Музею свои педагогические нелепости, недоразумения, от которых собираетесь избавиться насовсем?
Я приму их и помещу рядом с моими педагогическими недоразумениями, которые обнаруживаю в своих мыслях и практике после того, как мое сознание приняло Чудную Прекрасную Высшую Мерность.
Давайте выставим в Музее все изощренные формы нашего учительского авторитаризма: крики, строгости, отметки, наказания, красные чернила, верхоглядство, все, в чем только проявляется наша грубая власть над нашими учениками.
Только экспонаты оформляйте в виде видеозаписей, чтобы ясно была слышна вибрация голоса и видна экспрессия движения тела учителя, а также состояние репрессируемых учеников.
Давайте выставим все изощренные формы нашей оценочной деятельности. Присылайте дневники, в которых учительской рукой записано: “Папа, неужели нет у вас ремня для вашего сына?” Присылайте учительские угрозы вроде: “Ты у меня оценку не получишь”, “Я тебя придушу двойками”. Присылайте педагогический град в виде пятибалльных, десятибалльных, двенадцатибалльных, стобалльных оценок. Высылайте ужас детей: контрольные, проверочные работы, тестирование. Присылайте оценочные нелепости, каковыми являются среднеарифметические баллы.
Принимаются импортные “технологии образования”, бездетные, безучительские и бездумные.
Принимаются учебники по педагогике и методикам, в которых нет Любви, нет Сердца, нет Духовности.
Присылайте обнаученные недоразумения вроде: “…на каждом уроке учитель должен строго и живо опрашивать трех-четырех учеников”.
Достойны Музея Педагогических Недоразумений школы, которым присвоены громкие имена выдающихся мыслителей (школы имени Ушинского, Белинского, Толстого, Сухомлинского и т.д.), но внутри этих школ и духом мыслителей не пахнет.
Присылайте…
Но разве возможно перечислить все?
Таких экспонатов ведь очень много в нашей жизни.
С ними далеко не пойдем, героями Духа не станем.
И чем обильнее будем снабжать Музей Педагогических Недоразумений подобными экспонатами, тем мощнее станет наша устремленность к героизму.
Присылайте подлинные истории наподобие нижеприведенного образца.
Семиклассники уговорили своих учителей не спрашивать их завтра, так как сегодня отмечают день рождения Маши и они не успеют приготовить уроки. Но не предупредили они учительницу истории; ее в тот день в школе не было.
На другой день она окинула взором класс по всем законам авторитаризма: “Кого вызвать? Кого вызвать?”
Ученики сказали, что не надо никого вызывать, они не подготовились к уроку – праздновали день рождения Маши.
Учительница рассвирепела не на шутку:
– Пропади пропадом и день рождения Маши, и ваши дни рождения заодно!
И жирными красными чернилами она выставила двойки всем и в журнале, и в дневниках.
У всех есть свои священные слова.
У нас – у учителей – тоже есть они.
Слова эти – как Педагогическое Созвездие, по которому можно сверить направление мысли и утверждать практику.
Они зовут нас быть героями Духа.
Сотворил их для нас Вселенский Логос, наполнил их Чистой Мудростью, Смыслом Жизни, Высшей Духовностью и сказал нам: “Будьте же исполнители Слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя”.
Ведь звуковой строй каждого Священного Слова и каждый звук в нем несут в себе Божественную Тайну.
Слова эти – как окошечки в Беспредельность, откуда можно вечно черпать Свет, Мудрость, Знания.
Сказано: “Слово есть Сила Любви и Воли Отца”.
Вы можете назвать Слова, которым предписано быть Священными для нашей учительской жизни?
Записываю:
Школа
Учитель
Ученик
Воспитание
Образование
Урок
Гуманность.
Пусть все люди Земли трепещут перед этими Священными Словами, ибо в них тайна их общей и частной судьбы, в них тайна бытия самой Вселенной!
Но вот поспешило невежество и преградило путь к светлым источникам. Оно вытеснило из Священных Слов их суть и заполнило их скудным опытом и знаниями людей, то есть человеческой самостью. Наше педагогическое мышление стало бездуховным, мы потеряли чувство героя Духа, мы оскудели.
Сказано: “Логика отравила многие слова. Наиболее священные слова попраны ногами невежества”.
Открываю словари: один, другой, третий.
Мое педагогическое сознание и моя творческая практика спотыкаются об эти жалкие определения, как о камни, которыми забросана дорога.
Но камням этим суждено стать краеугольными в строительстве Храма Образования.
“Школа – учебно-воспитательное заведение”.
“Воспитание – вырастить, дать образование, обучить правилам поведения”.
“Образование – обучение, просвещение”.
“Урок – основная форма обучения”.
“Гуманность – человечность в общественной деятельности.
“Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный”.
Истинно, “люди отбросили этику Духа и заключили себя в духовную неподвижность”.
О Великое Педагогическое Созвездие Священных Слов!
Мудрость в вас течет из недр Беспредельности и Вечности, из Звездного Неба.
Повторяют нынешние ученые мысль древнейших мудрецов: “Воспитание есть вечная категория”. Но мои современники имеют в виду не саму Вечность, которая во Вселенной и которая в Духе, но нашу ограниченную жизнь на Земле. Они измеряют Вечность и Беспредельность земными мерами длины и времени, и потому эти понятия превращаются в пустышки.
А если в созвездии Ориона тоже рождаются дети и тоже их воспитывают?
А если в созвездии Плеяды тоже есть дети и тоже нуждаются в воспитании?
А если в бесчисленном количестве созвездий и галактик тоже живут дети?
Какой тогда станет категория воспитания?
Она станет и Вечной, и Вселенской.
Можно вообразить Вселенскую Книгу Мудрости Воспитания, из которой все планеты, миры, созвездия, галактики, где только царствует сознательная жизнь и рождаются дети, взрослые черпают знания о воспитании своих детей и постигают ту глубину мудрости, которую они в состоянии постигнуть.
Только сердцу героя Духа доступны страницы Вселенской Книги Мудрости Воспитания.
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Вы можете поверить в то, что эти великие и Священные для нас Слова были сотворены Логосом ради такой бессмыслицы?
Тогда послушайте, что скажет ученым мужам, занятым обнаучиванием Божественных понятий, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: “Столь знакомое нам слово “школа” связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское “школа” восходит к латинскому “скале” – “лестница”… Речь идет прежде всего о лестнице духовного восхождения человека, которая классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге под названием “Лествица”. В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа “Любовью”.
Итак, Школа – это лестница для духовного восхождения человека.
Сравните данную суть слова с тем, что я отложил для Музея Педагогических Недоразумений.
Что вам больше нравится?
Выбирайте.
Герой Духа там, где выбор между духовным и бездуховным.
Но пойдем вглубь.
Где эта лестница, т.е. школа, может находиться?
Ясно, что лестница эта тоже духовная и по ней на этажи “учебно-воспитательного заведения” не поднимешься.
Лестница для восхождения души и духовности ученика находится в учителе, и только.
Я – учитель – есть носитель этой Божественной лестницы. Я постигаю духовный мир каждого своего ученика и каждому подаю свою ступеньку, помогаю подняться и закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку. Ученик растет, взрослеет, развивается, крепнет, окрыляется, в целом образ-овывается. И это восхождение происходит в нем через меня, через своего учителя. Я – путь для ученика. Но и он есть мой путь, ибо тоже подает мне ступеньку для совершенствования моей учительской интуиции и искусства.
Я – учитель – есть школа.
Где я буду вместе со своими учениками, там и будет школа. Она может быть и под деревом, в тени которого мы можем размышлять и познавать крылья бабочки и Звездное Небо, камень в речке и душу в себе.
Ну что же, будем называть специально построенное помещение тоже школой, так как нет у нас другого слова для его обозначения, тем более что там мне и моим ученикам создаются условия для нашей совместной жизни.
А что значит слово УЧИТЕЛЬ? В чем его суть?
И Будда был УЧИТЕЛЕМ, и Христос был УЧИТЕЛЕМ.
И все высочайшие мыслители называются учителями человечества.
Нас тоже зовут этим удивительным и таинственным словом “УЧИТЕЛЬ”.
Может ли оно быть случайно сложившимся потоком звуков, или в нем заключен смысл нашего предназначения, того, что называется служением?
Учитель и рядом – Ученик.
Нет учителя без ученика и ученика – без учителя.
Рискну выдвинуть гипотезу, опираясь на Чудную Прекрасную Высшую Мерность.
Я не боюсь того, что ошибусь, ибо ошибка в поиске Истины благословенна.
Так вот: суть понятий Учитель и Ученик, ясное дело, заключена в их едином ядре – УЧ.
А теперь я допускаю, что У есть начало санскритского слова УРА, что означает: Огонь, Свет, Жизнь, Любовь, Бог.
Второй же звук – Ч следует понимать как начало слова ЧЕЛО (сравните: Человек, то есть Дух, приходящий веками).
Тогда смотрите, как великолепно получается: УЧитель есть Дух, творящий, излучающий и дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания. А Ученик есть Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.
Учитель – Дух, дарящий Свет (Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания)!
А в словарях читаем: Учитель – лицо, которое обучает.
Выбирайте!
Нужно хоть на миг стать героем Духа, чтобы потом быть им на всю жизнь.
Священное Слово ВОСПИТАНИЕ.
Все говорят о Воспитании детей, но редко кто серьезно занят им.
Какова же его суть?
Слово само говорит о своей сути: В-ОС-ПИТАНИЕ, то есть питание Оси.
О какой Оси идет речь?
О духовной, конечно.
Ребенок устремлен к духовному восхождению по скале.
Чем же нужно питать духовную Ось?
Здесь нам поможет загадочное и действительно таинственное понятие ОБРАЗ.
В ребенке заключен образ Творца. Помочь ему в раскрытии этого Образа в себе и есть суть ОБРАЗования. Это не процесс освоения суммы регламентированных знаний или результат этого процесса, а процесс раскрытия в нем того, ради чего он вообще и существует как Вселенская сущность и ради чего он явился в мир земной.
Учитель призван для того, чтобы помочь ребенку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Ибо образ, существующий в ребенке, может проявиться не иначе как через заселение его духовного мира добрыми, прекрасными, возвышенными образами. Образами добра, любви, страдания и сострадания, радости и сорадости, духовности, героизма, познания. Образами красоты знаний и наук.
Образование свершается сегодня, но дышит оно Будущим, в него вовлечено Будущее.
Образованным будет тот, кто наиболее полно проявил свой образ или стремится к его проявлению, независимо от того, владеет ли какими-либо нормативными знаниями или нет. Формальная “образованность” не есть образованность по сути.
Вот что есть ВОСПИТАНИЕ – питание духовной оси прекрасными, Божественными образами.
Нужно ли напоминать вам, дорогие коллеги, что говорят словари о Воспитании и об Образовании?
Выбирайте!
Пространство образования должно быть заполнено лучами героев Духа.
Комментарии