Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Я преклоняюсь перед величием УРОКА.
Обидно, если кто скажет, что УРОК исчерпал свои возможности или, еще хуже, УРОК погубил школу.
Это будет невежеством.
Все те “новые” изобретения, которые противопоставляются УРОКУ, или тоже являются УРОКОМ со скрытыми качествами, или со временем достанутся мне как экспонаты для Музея Педагогических недоразумений.
Не УРОК исчерпал свои возможности, и не он губит школу, а, как сказал один мудрый ученик, УРОК стал жертвой учителей.
Конечно, УРОК, который мы назвали основной формой обучения и насилуем им наших учеников, – такой урок! – действительно несет вред обществу в целом.
УРОКИ есть дары учительского Духа, и потому они должны быть достойными Духа учителя, знающего тайну Неба и Земли, Души и Сердца.
Образ Дарящего есть образ Чудотворного Сердца.
Именно Чудотворного, ибо:
Если наш ученик хоть раз примет наш сердечный дар сердцем и пониманием, то вся последующая жизнь станет для него жемчужинами уроков, которые поведут его вверх по Великому Вселенскому Скале.
УРОК!
Твоему благородству нет предела!
Да-да! Ребенок рождается со своей миссией, смыслом жизни и местом в жизни, лишь бы не исказилась она в нем, не исказили ее мы – люди, окружающие его и несущие ответственность за него.
Ты, УРОК, на страже судьбы каждого ребенка.
Так велел тебе Тот, кто изрек тебя!
У…РОК!
Опять У, что означает УРА, то есть ОГОНЬ, СВЕТ, ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ, МУДРОСТЬ, БОГ.
РОК есть СУДЬБА, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, составная МИССИИ, УДАРЫ СУДЬБЫ, которые будут подстерегать.
Кто поможет ученику найти в себе свое предназначение, свое место в жизни, свою судьбу? Кто научит его, как предостеречь себя от ударов судьбы, как извлекать из них уроки? Кто подарит ученику Свет, чтобы раскрылся в нем образ, который от Бога?
Сделает это УЧИТЕЛЬ, который есть Свет Дарящий!
Придет УЧитель к УЧенику, улыбнется ему сердечной улыбкою и начнет Великое Таинство одаривания Света, что и есть УРОК.
УРОК – матерь жизни и сама жизнь.
И пусть отойдет от него наука, если она только и знает, как сводить беспредельность к площади в ладонь, как упразднять из Бессмертия живую суть и помещать его в трехмерную оболочку.
Кто воскресит УРОК в его Великой Миссии?
Кто решится растворить земные знания в Сердце своем, одухотворить их Высшими устремлениями и принести своим ученикам в дар:
Уроки Жизни
Уроки Удивления
Уроки Восхищения
Уроки Умиления
Уроки Мысли
Уроки Познания
Уроки Красоты
Уроки Молчания
Уроки Мудрости
Уроки Любви
Уроки Страдания
Уроки Сострадания
Уроки Радости
Уроки Сорадости
Уроки Понимания
Уроки Преклонения
Уроки Каяния
Уроки Мужества
Уроки Преданности
Уроки Долга
Уроки Служения
Уроки Самопожертвования
Уроки Терпения
Уроки Молитвы.
Кто понесет ученикам своим синтез Неба и Земли, синтез наук?
Тогда УРОКИ наши станут без звонков, и будут они УРОКАМИ на всю жизнь.
Да, не пригодятся старые конспекты уроков.
Сжечь их!
Да, не поможет нам трехмерное сознание.
Расширить его Чудной Прекрасной Высшей Мерностью!
Да, трудно будет нам творить Уроки как дары Духа.
Ну что же, надо пережить муки творчества.
Без учителей – героев Духа – немыслимо ни обновление, ни Будущее.
Еще одно Священное Слово, чтобы мы восхитились Чудной Прекрасной Высшей Мерностью.
Оно поставит все точки над и.
Слово это ГУМАННЫЙ.
Назвал я педагогику Гуманной, и тут же одернули меня: “А какая еще может быть педагогика?”
Это было давно.
Теперь мне уже никто не скажет, что Гуманной Педагогики нет.
Даже странно, что вокруг происходит.
Искатели науки в спешном порядке переименовывают улицы и площади авторитарной педагогики, заменяя их новыми названиями, в которых обязательно звучат “гуманный”, “гуманизм”, “духовность”, “личность” и т.п.
Многие же учителя без тени смущения назвали себя гуманными, а свою авторитарную практику тоже переименовали вроде “гуманный авторитаризм”.
Прошу прощения, но Педагогике гуманного авторитаризма с ее полугласным принципом – “Благая цель может оправдать неблагие средства” – я найду достойное место в Музее Педагогических Недоразумений.
“Гуманная Педагогика – это очень просто, – думает наивный учитель, – надо любить учеников, быть к ним добрым, ласковым. Чем больше любишь их, тем больше будет у тебя гуманной педагогики”.
Сейчас увидим, достойна ли Гуманная Педагогика героев Духа.
Слово не английское слово.
Оно слагается из двух санскритских основ:
означает – высшее начало, Душа.
– это обычный смертный человек.
Гуманный значит: человек смертный, ищущий в себе бессмертие.
Вот и разберемся: что есть Гуманная Педагогика?
Детей, конечно, надо любить. Надо знать еще, как их любить, чтобы они приняли твой дар.
Но суть Гуманной Педагогики не в этом.
Суть в следующем:
Гуманная Педагогика ведет ребенка (ученика, воспитанника) к постижению в себе своей бессмертной сущности и смысла Жизни.
Она есть сокровенная наука о заботе и озабоченности по поводу судьбы каждого пришедшего в земную жизнь ребенка и через него – о судьбе человечества.
Забота означает: за Божественной Тайной.
Нужны учителя – герои Духа.
Будем ли их ждать?
Дорогие друзья, учителя-коллеги!
Мы обречены быть героями Духа.
Герой Духа, конечно, не станет трубить, что решил прожить жизнь героем Духа.
Он лишь будет учиться мыслить героически, жить героически, утверждать героическое.
В Духе своем будет нести он Ношу Мира.
Героическое сознание в тончайшей и прекрасной оправе скромности и вежливости будет достойным оружием учителя – героя Духа.
Он не будет возмущаться тому, почему не все следуют его примеру, но будет трудиться на виду у всех.
Поражение не станет для него камнем преткновения, а победа не будет лучом ослепляющим.
Герой Духа стремится согласовать свою творческую энергию с другими. Тоже устремленными быть героями Духа.
Единение чувства героизма, сотрудничество учителей – героев Духа – создают мощнейшую энергию духовности, которая есть невидимая сила образовывания внутреннего мира учеников.
Но откуда придет согласованность устремлений?
Говорят Мудрецы: Не от рассудка, не от извилин мозга, но от Сердца, от Света. И счастлив тот, кто истолкует веление Сердца.
Цель!
Цель героических усилий!
Какими мы хотели бы видеть нашего ученика, который повзрослеет и выйдет в люди?
Уйдут от нас наши ученики, но с чем и какими?
С прочными знаниями и только?
Нам нужна цель, которая находится за пределами времени, социальных потрясений, политических пристрастий.
Цель, в которой мечта человечества и мечта каждого родителя.
Для меня такая мечта вмещается в слово Благородство.
Благородный Человек!
Какой вы вкладываете смысл, дорогие коллеги, в это понятие?
Мы с вами не разойдемся и не ошибемся, если включим в него самые высшие духовные и нравственные ценности.
Благо, говорят, означает бытие любви Господа.
Благородство – то состояние Духа, которое пребывает в веках.
Благородный тот, кто утверждает в роду свое Благо.
А теперь вообразите: город, село, где среди жителей (пусть пока не каждый второй, не каждый третий) каждый десятый есть Благородный Человек. Как жилось бы людям в этом городе, в этом селении?
Благородство воспитывается благородством.
Благородный учитель уже есть герой Духа.
“А знания?
Их дарить ученикам уже не надо?” – спросите вы.
Вы подумали, что я отношусь к знаниям неуважительно, не считаю их первостепенными?
Не думайте так, пожалуйста.
Человечество добывает знания с огромным трудом, творчеством, самопожертвованием.
Каждую крупицу знаний надо беречь, ибо Знание означает Жизнь, в нем Начало Творца.
Учитель – герой Духа – обязан одаривать своих учеников Высшими, прекрасными Знаниями – нравственными, научными, духовными.
Но сказал великий Менделеев: “Знания в руках безнравственного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего”.
Учитель – герой Духа – дарит своим ученикам не только знания, но и мудрость познающего.
Задача познающего: добывать, открывать знания и укрощать их силою своего Духа и Культуры. Только после укрощения Духом и Культурой можно отдавать знания в руки цивилизации.
Укрощенные Духом и культурой знания делают цивилизацию духовной и культурной.
Умеющий усердствовать – скалолаз, преодолевающий камни преткновения в познании.
Умеющий открыто слышать – собирает знания.
Умеющий наблюдать – разведывает знания.
Умеющий спрашивать – зажигает в себе светочи знаний.
Умеющий отдавать – множит знания.
Вера – магнит, притягивающий знания.
Сомнение – душитель познания, тьма в познании.
Знание – сила, но добрая или злая, зависит от сердца.
Позвал Бог четырех ангелов, вернувшихся на Небеса после служения учителями на Земле:
“Покажите, с чем вы вернулись”.
Положил первый ангел у ног Господа ордена, медали, грамоты, премии, дипломы и сказал: “Я прославился”.
Взглянул Бог на доказательства славы у Своих ног и испепелил их. И сказал ему: “Ты прославился на весь мир, но не в душе мальчика, который попал в беду и нуждался в твоей незамедлительной помощи. Ты же, находясь в погоне за наградами, не поспешил стать для него убежищем, и он погиб. Иди и пожинай теперь сам беду брошенного учителем ученика”.
И Он сделал его учеником, попавшим в беду, и дал ему учителя, ослепленного наградами и почестями.
Положил другой ангел у ног Господа груду программ, учебников, методических пособий, длинный список научных трудов и сказал: “От простого учителя вырос я до профессора”.
Взглянул Бог на всю эту науку у Своих ног и испепелил ее.
И сказал ему: “Не для самости и затуманивания Истины я посылал тебя быть учителем, но для заботы о талантливой девочке, судьба которой ушла в песок твоей науки. Иди и пожинай страдания погубленного таланта”.
И наделил Он его талантом и сделал учеником учителя, увлеченного творением бездетной педагогики.
Третий ангел перечислил Богу по пальцам имена своих бывших учеников, ставших в обществе известными людьми: учеными, поэтами, художниками, министрами, бизнесменами, спортсменами, и положил у Его ног гордость за них.
Взглянул Бог на его гордость у Своих ног и испепелил ее.
И сказал ему: “Не для гордости посылал я тебя учителем. Почему не гордишься мальчиком, которого ты выгнал из школы как неуспевающего и увеличил армию обездоленных и бродяг. Иди и пожинай теперь трагедию беспризорного ребенка”.
И сделал он его подростком, только что выброшенным из школы.
Предстал перед Богом четвертый ангел, бросился к Его ногам и взмолился:
“Господи, не жди от меня даров, ибо я опустошен. Судьба забросила меня в Богом забытую школу, и я отдал своим ученикам весь Свет, что был во мне от Тебя. И спешу к Тебе с мольбой: дай мне побольше Света и отправь обратно, ибо ученики ждут меня, а я без них не мыслю свою ангельскую жизнь”.
Тогда сказал Бог: “Отдавший Свет умножит Его в себе”.
И сделал его Бог Великим Духом и отправил обратно в Богом забытую школу.
Гласит народная Мудрость:
“То, с чем я родился,
Подарок Бога.
То, с чем я умру,
Мой подарок Богу”.
Коллеги, только жизнь героя Духа приличествует нам!
Бушети
08.08.2002
Окончание. Начало в N 46-50
Комментарии