search
main
0

Шахруди БЕЧИЕВ, директор Центра оценки качества образования Чеченской Республики: Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

​Наша организация занимается образовательным аудитом, обеспечением проведения оценочных процедур в системе образования. Центр был создан в 2014 году, когда основной этап восстановления школ закончился и произошла смена приоритетов – на первое место вышло повышение качества образования. Было решено, что из карательного меча контроля за этим процессом мы должны превратиться в скальпель хирурга, из инструмента наказания – в инструмент помощи и поддержки. Мы стали гораздо больше уделять внимания поддержке образовательных организаций, не просто указывали им на ошибки и недостатки, а давали рекомендации по решению конкретных проблем. Ведь главное не в том, чтобы констатировать факт низкого качества, а в том, чтобы показать, что именно нужно изменить для повышения этого качества. Достичь хорошего результата можно только действуя осознанно, понимая, что и где надо исправить.

Мы провели диагностические исследования и выяснили, что в области предметной и методической подготовки учителя ЧР испытывают серьезные проблемы по сравнению с коллегами из других регионов. К сожалению, причина понятна – возраст среднестатистического учителя в нашем регионе примерно 40 лет. Он имеет 15-16 лет педагогического стажа. И если проследить путь его развития, выяснится, что в свое время он учился в школе или обучался в вузе как раз во время первой или второй чеченской кампании. А во время боевых действий, согласитесь, очень сложно получить глубокие профессиональные знания в области педагогики. В то время системного образования у нас не было. И таких людей достаточно много, а заменить их некем, это массовая проблема. И учителя по большому счету не виноваты, так сложилась жизнь. Значит, надо помочь им, оказать поддержку. Но если посмотреть на количество нуждающихся в этой помощи, нетрудно понять – никакими силами Чеченский институт повышения квалификации работников образования эту проблему решить не сможет. Курсы повышения квалификации возможны только для отдельных групп учителей, а если речь идет о тысячах педагогов, надо действовать как-то иначе. Единственный выход – поступать по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», как бы банально это ни звучало. То есть ставку мы делаем на самообразование, самообучение. Человек, если он действительно хочет стать профессионалом, способен подняться на необходимый уровень квалификации, нужно просто помочь ему, подсказать, что делать. Поэтому мы подошли к этой проблеме так: с медицинской точностью препарировали его предметно-методическую составляющую и на основании этой педагогической диагностики выявили имеющиеся проблемы с максимальной степенью конкретизации. Мы не пытаемся доказать учителю, что он плохо знает свой предмет, а, опираясь на результаты этой диагностики, просто показываем ему: у вас есть проблемы здесь и здесь. И каждый учитель после этого работает уже над решением именно этой задачи, после чего мы еще раз проводим тестирование и проверяем, насколько он преуспел в изучении сложной темы. На первом этапе проводится диагностика предметных компетентностей. Это главное для всех. При этом каждому учителю мы предоставляем право развиваться в том темпе, который ему максимально удобен. Каждый педагог понимает: он может сидеть над решением своей проблемы сколь угодно долго, но нельзя перейти к следующему разделу, не освоив предыдущий. На втором этапе, если в рамках этой диагностики обнаружены проблемы уже методического характера (например, связанные с преподаванием какой-либо отдельной темы на отдельном уроке), мы предлагаем педагогу детально проработать именно эту тему и выступить с ней на школьном методическом объединении учителей-предметников. И, чтобы не выглядеть перед коллегами неловко, учитель просто обязан выучить эту тему на «отлично».Мы с самого начала стремились создать такую систему, чтобы центр активности находился не у нас, в городе, а на местах, в школах, то есть чтобы людям не надо было ездить на учебу и они могли ликвидировать пробелы у себя дома. Но если возникают проблемы, с которыми на уровне школы трудно или невозможно справиться, вот тогда уже подключается ЧИПКРО. То, что человек способен сделать сам, он и должен делать сам. Тем более что у каждого учителя на месте есть возможности для самообразования и взаимодействия с нами дистанционно, по Интернету. Хочу подчеркнуть, что данный подход очень важен для реализации Национальной концепции учительского роста. Ведь то, чем мы занимаемся, это как раз фундамент всей учительской карьеры. Не может успешно развиваться педагог, который не владеет своим предметом! Поэтому нужно начать с главного – с ликвидации пробелов там, где их просто не должно быть. А остальное – дело техники. Учитывая то, что диагностическое тестирование, которое мы проводим, осуществляется не по принуждению, а добровольно, каждый вправе отказаться от него. Но такая позиция ставит человека вне коллектива. И, как правило, свидетельствует о том, что человек просто не знает своего предмета. А нам такие «профессионалы» не нужны!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте