search
main
0

Шахматы учат дружить и побеждать

Шахматы – древнейшая игра, пришедшая к нам из Индии, Персии. В России о шахматной игре упоминается еще в сказаниях о русских богатырях. Игре в шахматы уделяли большое внимание Иоанн Грозный, Борис Годунов, Петр I. С одной стороны, это игра, с другой – серьезное занятие. Шахматы развивают умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, прививают чувство ответственности за принятое решение. За шахматной доской можно почувствовать и вкус победы, и горечь поражения.

Досье «УГ»Наш сын занимается шахматами с начала учебного года. Мы сначала подумали, что это просто кружок, забава – ничего серьезного, но неожиданно для себя увидели очевидные результаты. Илюша дома с удовольствием играет с папой и старшим братом, при этом очень не любит проигрывать. Он нас просто удивляет успехами, в речи появилась шахматная терминология. Ему очень нравятся занятия, думаем продолжить игру в шахматы в детском саду на следующий год.Ольга РОМАНОВА,мама Илюши (6 лет)Грише очень нравятся занятия шахматами. С теплотой и уважением отзывается о педагоге – Юлии Владиславовне. Интерес к шахматам поддерживаем и дома, с удовольствием разыгрываем семейную шахматную партию. Гриша любит решать логические задачки. Каждый день уточняет, есть ли сегодня по расписанию занятия. Прогресс в развитии очевиден.Ольга КОЗЛОВСКАЯ,мама Гриши

ногие родители задают себе вопрос: «С какого возраста можно обучать ребенка-дошкольника игре в шахматы?» – и не торопятся отдавать его в шахматный кружок, не определившись, на пользу ли будут занятия. Тем не менее практика показывает важность обучения шахматной игре именно в дошкольном детстве. Ум ребенка открыт, свободен для восприятия. На раннем этапе развития дети схватывают все очень быстро. Обучаемость их чрезвычайно велика, малыши как губка впитывают все получаемые знания.

В процессе обучения игре в шахматы ребенок подготавливается к умению мыслить логически, решать поставленные задачи, развиваются его память, мышление, другие важные психические функции. Увлекаясь игрой, малыш может довольно долго сосредоточивать свое внимание. Он учится владеть собой, мужественно переносить неудачи и промахи. В то же время в силу возрастных особенностей детям сложно сконцентрировать свое внимание надолго, они очень непоседливы, что мешает им добиваться хороших результатов в освоении знаний, умений и навыков. Вот тут-то и помогают правильно подобранная методика обучения, интересные игровые задания, близкие детям формы деятельности.

Шахматный кружок работает в «Солнечном круге» второй год. Задачей обучения нашего шахматного кружка стало в первую очередь привитие интереса к этой игре, научение видеть красоту шахматных комбинаций, прогнозировать последствия своих ходов и ходов противника, развитие творческого потенциала ребенка. Все занятия проводятся в игровой форме. Чтобы не утомлять ребят целой шахматной партией, им предлагают расставлять диаграммы, а затем разыгрывать их. В таком способе обучения достигается сразу несколько целей: знание обозначения шахматных полей, схематического изображения фигур, развитие пространственного воображения.

На занятиях ребята играют в «Живые шахматы», где сами изображают фигуры и, передвигаясь по клетчатому ковру, объявляют королю противника шах или мат. Карточки, на которых изображены те или иные фигуры, рисуют и раскрашивают сами дети. У ребят есть любимые задания. Им очень нравится игра с мячом «Верно-неверно», где надо ловить или не ловить мяч в зависимости от правильности высказывания. Например, «Ладья ходит по диагонали!» – мяч ловить нельзя, а «Слон равен трем пешкам» – мяч надо поймать. Дети в восторге от игры «Прятки на шахматной доске», которая развивает зрительную память. Поставив фигуры в определенную позицию, дошколята по очереди прячут, переставляют или добавляют их. Все остальные набирают очки, угадывая, что изменилось на доске. А как интересно играть шахматами из пластилина, которые сделали сами! На детских рисунках можно увидеть сказочные дворцы, в которых живут шахматные короли, слоны, кони и другие участники шахматных сражений.

Педагог в своей деятельности учитывает разный уровень подготовки, темперамент, склад ума, образ мышления детей. Он подводит их к тому, чтобы более сильные шахматисты помогали своим партнерам принять правильное решение, подтягивали их до своего уровня. Таким образом, игра в шахматы воспитывает чувство поддержки, сотрудничества, сопереживания.

Игра в шахматы расширяет кругозор детей, увеличивает их словарный запас. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей, расставляют шахматы под диктовку; учатся продумывать ходы на несколько шагов вперед, предвидеть и предотвращать опасность, защищать свои фигуры. Все ребята хорошо знают и применяют множество шахматных терминов, решают простые шахматные задачи.

По отзывам воспитателей групп, ребята, посещающие шахматный кружок, стали более дисциплинированными и серьезными. Например, пятилетний Гриша Козловский теперь более внимателен на занятиях, появились успехи и в рисовании, его ровесница Аля Сорокина стала еще быстрее решать примеры, а Илюша Романов очень увлекся математикой, особенно сложением и вычитанием, стал более организованным и собранным.

Желаю всем родителям и детям удачи в освоении волшебного мира шахмат! Пусть они помогут всем ребятам стать оригинально мыслящими и творческими личностями!

Юлия САВЕЛЬЕВА, руководитель шахматного кружка НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте