search
main
0

Шаги навстречу. «И пораженье от победы ты сам не должен отличать…»

Голбол – это интересно, неожиданно и азартно. Играют две команды по три человека в каждой. На глазах игроков темные, не пропускающие свет очки, на ногах наколенники, на руках налокотники и крепкие вратарские перчатки. Мяч тоже необычный – мягкий, но довольно тяжелый, когда он катится, внутри звенят колокольчики. Во время игры можно ориентироваться только по слуху и тактильным ощущениям. Игровое поле в зале размечено специальными липкими лентами. Они шершавые на ощупь, поэтому игроку удобно следить, не нарушил ли он правила перемещения. Ворот нет, за спинами игроков зона поражения. Ведущий игры (он же арбитр) стоит в начале разделительной линии поля и подает команды играющим.

Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород

Душевный тренинг нужен каждому

По свистку нападающий одной из команд посылает мяч вперед. Игроки второй команды молниеносно синхронно ложатся на бок, вытягивая руки и ноги, – так они преграждают путь невидимому мячу. Их задача – сделать линию обороны как можно более продолжительной и плотной, иначе хитрый мяч проскользнет и команда противника получит очко. Нападающий тоже должен быть внимателен и аккуратен, бросать мяч так, чтобы он не ушел за линию поля. Если мяч уходит, команде назначают штрафное пенальти, от которого ничего хорошего ждать не приходится – гол забивается почти наверняка. Результат в голболе почти непредсказуем, поэтому игра захватывает и участников, и зрителей. А еще голбол интересен тем, что в него могут играть и слабовидящие люди, и обладающие нормальным зрением. Темные непрозрачные очки уравнивают всех. Однако у людей со слабым зрением шансов на победу больше. Почему? Потому что слух и осязание развиты у них гораздо лучше – работают компенсирующие механизмы. В этом я смогла убедиться, наблюдая игру команды воспитанников нижегородской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей имени Островского с командой восьмиклассников гимназии №53.

С первых же минут матча (а это была уже вторая встреча, обязанная по замыслу организаторов стать матчем-реваншем) проявилось преимущество игроков в зеленой форме. Все их действия были отработаны, слаженны и точны. А хозяева-гимназисты, хоть и тренировались, готовясь к встрече, хоть и старались изо всех сил, не могли похвастаться четкой и результативной игрой. Сначала играли мальчики против мальчиков, потом девочки против девочек, но… гол в зону гимназистов следовал за голом, и счет становился угрожающим. Тогда Евгений Николаевич Чегаев, тренер команды интерната, взял тайм-аут и шепотом попросил подопечных дать соперникам фору: бросать мяч «погромче» (опытные голболисты наловчились посылать мяч почти беззвучно) и помедленнее, чтобы соперники успевали сориентироваться и сгруппироваться. К концу игры общими (хотя и разнонаправленными) усилиями счет удалось выровнять, и матч, к радости гимназистов, закончился вничью.

Меняем траекторию общения

Реванша не получилось, но разве в этом дело? Ребята из интерната в голболе собаку съели, не раз на зональных соревнованиях побеждали, но их соперниками всегда были такие же, как они, слабовидящие сверстники. С ровесниками же из обычных массовых школ общение было крайне редким, можно сказать единичным. Увы, с давних времен так работает отечественная (во многом, безусловно, замечательная) система специализированных школ: человек с ограниченными возможностями с самого детства вынужден общаться, не считая родителей, педагогов и врачей, исключительно со своими товарищами по недугу. Чаще всего и дальнейшая жизнь выпускников спецшкол проходит в ограниченном социуме. Мир слабовидящих, слабослышащих существует словно параллельно миру обычному: дороги людей, живущих в одном городе, редко пересекаются. О том, хорошо это или плохо, можно дискутировать, но вся Европа давно и успешно идет путем интеграции.

Педагоги 53-й гимназии (в городе ее все называют «французской», потому что язык там изучают с первого класса) разрабатывали свой проект без оглядки на Европу. Людмила Михайловна Макарова, заведующая гимназической библиотекой, одна из инициаторов совместного проекта, рассказывает:

– Замысел рождался постепенно и не на пустом месте. Поскольку наша гимназия находится рядом с интернатом имени Н.Островского, мы не можем быть равнодушными к детям, лишенным возможности полноценно воспринимать окружающий мир. Ведь гимназисты и воспитанники интерната почти ежедневно встречают друг друга по дороге на учебу и домой. В этом случае задача педагогов – воспитание толерантности – становится не теоретической и умозрительной, а конкретной, жизненно важной. Надо сказать, у гимназии с интернатом и раньше были контакты, совместные мероприятия, но, задумывая данный проект, мы решили пойти немного дальше. Наша задача не только пробудить в детских душах чувство сострадания и потребность в деятельном участии, но главное – помочь им понять друг друга, расширить сферу общения. Наверное, только в процессе взаимодействия можно сформировать навыки внимательного, бережного и тактичного отношения к людям с ограниченными возможностями. В какой-то мере это можно назвать душевным тренингом. Важно ведь не просто пожалеть, но помочь, не просто посочувствовать, но постараться облегчить. Не всегда за бессознательным благородным движением души следует осознанный поступок. Чаще всего это происходит потому, что ребенок просто не знает, как общаться с теми, кто немного иначе воспринимает мир. Пропасть непонимания и отчуждения с годами может только увеличиться. Наш проект дает возможность ее преодолеть. Помогают в этом конкретные дела. Но я расскажу подробнее.

Начинался проект как чисто библиотечный, литературный. В начале учебного года мы встретились с методистами интерната. Они нам рассказали о том, в чем воспитанники больше всего нуждаются. Показали имеющиеся методические материалы, литературу и пособия, которыми дети пользуются. Мы сразу обратили внимание на азбуку. Она должна быть выпуклой, объемной – чтобы ребенок знакомился с буквами через осязание. В интернате есть такие азбуки, но они сделаны из холодной пластмассы. Мы предложили сделать мягкие теплые азбуки из меха и ткани и дидактический материал к ним. Методист интерната Любовь Николаевна Галкина посоветовала, какой выбрать материал (ткань, мех, кожу), вместе мы определяли цвет букв и фигурок. Восьмиклассники на уроках труда мастерили эти азбуки под руководством преподавателя Татьяны Владимировны Алехиной – она тоже соавтор проекта. Таким же образом четвероклассники под руководством учителя Екатерины Петровны Стриковской создавали словарь вежливых слов и вязаную книгу загадок, семиклассники вышивали новогодние открытки. Потом девочки шили мягкие игрушки к Рождеству. Дети были рады подаркам, педагоги говорили нам спасибо, но на этом мы точку не поставили. Мы поняли, что общение не менее важно. У нас появились еще задумки. Директор гимназии Светлана Николаевна Голубева поддержала нашу инициативу, и проект стал расширяться.

Сначала решили взаимодействовать через чтение, литературу. В начальных классах гимназии в течение всего года проходит поэтический конкурс «Времена года». Уже осенью мы пригласили участвовать в нем младших воспитанников интерната. Оказалось, что многие из них читают стихи лучше наших детей. Проводили совместный фестиваль талантов «Звездный дождь» – выяснилось, что и поют многие превосходно. Перед гимназистами выступил хор интерната, которым руководят преподаватели нижегородского музыкального училища имени М.Балакирева. Проводили мы совместные зимние интеллектуальные игры. А однажды во время рождественского чаепития разговорились и узнали о популярной спортивной игре – голболе, которая относится к паралимпийским видам спорта. Ребята предложили сыграть. Первый матч прошел в январе в спортзале гимназии и был как бы тренировкой, сегодняшнюю игру вы видели. Ребята решили: будут еще тренироваться, чтобы победить сильных соперников.

…Людмила Михайловна показала мне и игрушки, и мягкую азбуку, и вышитые открытки – все это действительно было выполнено мастерски и с любовью. Она рассказала о том, что для гимназистов и воспитанников интерната проводятся совместные интегрированные уроки по музыке, изобразительному искусству и МХК, встречи с интересными людьми. В мае состоялось еще одно важное общее дело – гимназисты вместе с ребятами из интерната высадили цветы на клумбу дружбы. Все эти конкретные дела – небольшие шаги навстречу, но дорогу, как известно, осилит идущий.

Гимназию я покидала в самом приподнятом настроении. Когда вышла на освещенный апрельским солнцем гимназический двор, вспомнила фразу из сказки «Маленький принц»: «Самого главного глазами не увидишь» и подумала, что, наверное, Экзюпери прав.

Матч, к радости гимназистов, закончился вничью. Фото Ивана ХЛОБОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте