Казалось бы, еще далеко до выпускных школьных экзаменов, а у отделения профориентации Центра «Доверие» в Северном округе второй и третий месяцы года – самое горячее время. Время, когда старшеклассники делают судьбоносный выбор профессии или хотят подтвердить правильность уже сделанного выбора. Найти компромисс между желаемым и тем, что заложено природой, не так-то просто. А ведь от правильности ответа на этот вопрос во многом зависит благополучие во взрослой жизни. Так как же найти себя в мире профессий?
Человек, выбирая профессию, как известно, должен ответить для себя на три вопроса: «Что я могу?», «Что я хочу?», «Что ждет от меня общество, получу ли я работу?». Однако ответить на эти вопросы достаточно сложно бывает даже взрослому человеку, так как нужно не только владеть информацией о своих актуальных возможностях и способностях, но и иметь представление о рынке труда, о перспективах его развития. Современная жизнь предъявляет к человеку требования совершенно другого порядка, чем даже несколько десятилетий назад. В современном автоматизированном и компьютеризированном производстве на первый план выходят интеллектуальные возможности человека, это обусловлено необходимостью создавать и обслуживать сложнейшие технические устройства, владеть иностранными языками, уметь гибко переходить от старого к новому. Кроме того, появляются совершенно новые профессии, представления о которых у нас не было еще несколько лет назад.По-прежнему есть много моментов, которые приходится разъяснять. Одним из наиболее важных вопросов, который встает перед выпускником, остается выбор между поступлением в вуз (а как известно, сегодня высшее образование очень популярно) или в учреждение среднего специального или профессионально-технического образования. Зачастую, связывая будущее ребенка с поступлением в вуз, родители не задумываются, сколько людей с высшим образованием стоят сегодня на учете в службе занятости, сколько денег, если образование платное, будет затрачено на получение возможно невостребованного диплома. А потом возникают разочарования, ведь не всегда диплом вуза обеспечивает успешную карьеру. Есть масса примеров, когда человек, получивший среднее специальное образование, реализовал себя в жизни более успешно, так как сегодня на рынке труда особенно востребованы рабочие профессии.Поэтому подростку для ответа на все эти вопросы нужна помощь взрослых. Старший школьный возраст – период формирования жизненных планов и перспектив, представлений о будущей профессии, уровне образовательного роста. Это возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок, когда подростку очень важна помощь в осознании жизненных перспектив, в том числе и образовательных.Одним из решений проблем профориентации стало создание системы профориентационной работы с учащимися 7-11-х классов на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие». Основная цель создания такой системы – оказание поддержки учащимся (в том числе и подросткам с ОВЗ) при принятии решения о выборе профиля обучения, решение вопросов, связанных с выбором образовательного маршрута, самоопределением и саморазвитием.В настоящее время работа нашего центра идет в самых различных направлениях. Одно из ведущих – деятельность кабинетов профориентации, которые находятся на базе лицея №1575 и ВСОШ №90. Сюда подростки могут обратиться и получить индивидуальную консультацию по вопросу выбора профессии. Как же может психолог-профконсультант помочь принять это уникальное индивидуальное решение? Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, надо, чтобы кто-то мог предоставить объективную и своевременную информацию об этом пространстве. Специалисты по профконсультированию осуществляют эту часть своей работы, опираясь на обширные материалы экономических, социологических и социально-психологических исследований. Следующий аспект – выявление способностей и склонностей. Наиболее эффективно это можно сделать, пройдя у нас компьютерное тестирование. Еще один аспект деятельности профконсультанта – помощь в составлении полного, многостороннего представления о той профессии, которая заинтересовала. Обычно профконсультация состоит из двух основных частей – компьютерного тестирования и консультации с психологом. Рассмотрев подробно результаты тестирования, психолог может ответить на вопросы по выбору профиля обучения, направления образования, а также возможных рисков, связанных с самой работой в данной профессии.Сегодня мы активно работаем над тем, чтобы сделать профориентационную информацию максимально доступной для старшеклассников, активно выезжаем в образовательные учреждения округа. В рамках этого направления за неполный учебный год три тысячи подростков уже смогли ознакомиться в формате деловых игр и тренингов с основными принципами обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры. Помимо этого в школах была развернута компьютерная профориентационная диагностика. Особое внимание мы уделяем работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья, используем активизирующие профориентационные программы. Это направление реализуется в рамках выездной работы на базе образовательных учреждений: интернатов, специализированных школ, а также с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оно включает в себя курс тренинговых занятий для подростков «Твой выбор». Курс ориентирован на развитие всех интегральных личностных характеристик, но особый акцент делается на формирование профессиональной направленности. Основной результат таких занятий – развитие у подростков умения анализировать свои психологические характеристики, осознавать свои ожидания, взгляды и отношение к профессиональной карьере, расширение представления о мире профессий; умения осознанно осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута, соответствующего своим склонностям и интересам, готовность нести ответственность за сделанный выбор.Сотрудники центра «Доверие» регулярно проводят акции по профориентации как на базе центра, так и на базе образовательных учреждений САО. Эти акции имеют прежде всего информационный и просветительский характер. Основная их цель – привлечь внимание подростков к проблеме выбора профессии, донести до сознания подростков понимание того, что выбор профессии – это прежде всего их выбор. Выбирая профессию, они выбирают не только способ, каким будут зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленный выбор профессии только по ее внешним проявлениям, без учета ее внутренних требований, ограничений и различного рода обязательств, – эксперимент, который может обойтись очень дорого.О некоторых качественных показателях эффективности сложившейся системы профориентации учащихся можно говорить уже сейчас. Во-первых, за пять лет существования этой системы у учащихся повысилась активность обращения по вопросам выбора профиля обучения, смены образовательного маршрута, профориентации в центр. Это свидетельствует о повышении интереса к себе, своим особенностям, а значит, о переходе на более высокий уровень самосознания. Во-вторых, проведенная диагностика показывает, что профессиональные интересы, самостоятельный выбор предпочитаемых учебных предметов как профильных становится все более дифференцированным и обоснованным. Большинство учащихся могут самостоятельно адекватно оценить свои интересы, способности и уровень знаний, необходимый для обучения на выбранном профиле.Таким образом, квалифицированная помощь психолога учащимся в осознании профессиональных предпочтений в новой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках работы центра «Доверие» помогает подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущего профиля обучения или будущей профессии.Андрей СЕЛИФАНОВ, директор ЦПМСС «Доверие»
Комментарии