Свой выбор профессии педагога Фуад Владимирович БУРАНОВ, учитель физической культуры гимназии №5 города Тырныауза Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики и победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020, считает предопределенным. А как иначе могло сложиться, если с самого раннего детства он видел, с каким удовольствием папа и мама каждое утро уходят на работу? И какими интересными историями делятся друг с другом, когда вечером возвращаются домой! Отец, Владимир Сарабиевич Буранов, всю жизнь преподавал технологию в школе, а затем в колледже. Мама, Хайшат Мухамедовна, 40 лет проработала в городской школе №3 учителем родного кабардинского языка.
В этой школе Фуад Владимирович учился сам, а затем пришел сюда работать учителем начальных классов, после того как окончил Нальчикское педагогическое училище и Кабардино-Балкарский государственный университет. Но после десяти лет работы решил резко изменить свою жизнь – попробовать себя в бизнесе. Почему? Говорит, что всегда пытается открывать для себя что-то новое. А тогда показалось, что в учительской профессии новое исчерпано и все уже известно. Плюс накопилась усталость, вот и решил переключиться. Перешел в торговлю, точнее в фермерство и торговлю, занимался птицеводством, разводил курочек, а потом их реализовывал. Но быстро понял, что это не его – проработал так всего год, а с сентября 2013‑го вернулся в школу.
Теперь считает, что ни бизнес, ни финансы не могут конкурировать с живым общением, школьной атмосферой, где каждый день происходит что-то новое и ты никогда не предугадаешь, что будет завтра.
– Я, когда уроки планирую, всегда допускаю, что обязательно столкнешься с чем-то новым и неожиданным на самом уроке, поэтому надо быть готовым скорректировать свой план. Теория – это одно, а практика – совершенно другой мир. Учителю нужен опыт, это очень важно. И еще один немаловажный фактор – учителю необходимо развиваться. Я знаю много примеров, когда человек, по его мнению, достигает потолка в своей профессии и на этом останавливается. А это неправильно, потому что в профессии учителя потолка нет! Особенно сегодня, когда вокруг такое разнообразие современных цифровых технологий и гаджетов. Для самосовершенствования море возможностей! Я даже завидую современным молодым педагогам, которые только-только начинают. Очень много перспектив и много нового – очень интересное время!
Особая физкультура
Его возвращение в школу тоже оказалось не совсем обычным. Фуад Владимирович начал вести новый предмет – физическую культуру. Устроился в тырныаузскую гимназию №5, а в 2015-2016 годах прошел специальные курсы переподготовки в университете, перепрофилировался как учитель физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. Сейчас работает в 1-8‑х классах, но основная его нагрузка – это работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вместе они занимаются адаптивной физической культурой.
С 2018 года гимназия работает в режиме региональной экспериментальной площадки, участвуя в проекте совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ. Называется проект «Равные возможности для каждого». Работа началась еще раньше – в 2014 году здесь открыли первый Центр особого ребенка, теперь таких организаций, по словам учителя, в республике десять.
– Мы работаем дружно, друг с другом сотрудничаем, – говорит Фуад Владимирович. – На мой взгляд, большая проблема заключается в адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе. Это и ко взрослым относится, но с детьми особенно видно. Я, когда провожу занятие, много времени уделяю именно вопросам социализации, чтобы помочь детям и подсказать, как они могут адаптироваться. Да, я могу внести коррективы в физическое состояние, но еще немаловажный момент – дети должны чувствовать, что они нужны этому обществу. И что они смогут себя в нем найти и реализовать.
Поэтому главной наградой для себя учитель считает успехи своих воспитанников, особенно тех, кому с детства нелегко в жизни, а они тем не менее находят себя в ней. Так получилось с одной из его учениц, которая в школе имела задержку психомоторного развития, а сейчас освоила профессию, прекрасно работает, открыла косметический салон, занимается маникюром и педикюром.
Еще одна счастливая судьба у парня, который, несмотря на детский церебральный паралич, сумел стать знающим специалистом-компьютерщиком, и его услуги пользуются спросом. Как говорит Фуад Владимирович, это очень хорошо, когда государство и правительство стараются оказать таким деткам и их семьям помощь, материальную поддержку. Но главное не в этом – особым ребятам нужна не только материальная помощь, но и возможность реализовать себя и получить качественное образование.
– Вот почему я и мои коллеги большую роль отводим именно работе по социализации таких деток в жизни, чтобы они не комплексовали по поводу своих особенностей. Я работаю не только с детьми с ОВЗ, но и с обычными ребятами, и подготовка привычного урока физической культуры отличается от подготовки урока для особых деток, они разноплановы. Это касается и системы оценивания, и особенно психологической подготовки. Если на обычном уроке я могу поставить деткам проблему: «Сегодня мы занимаемся этим и этим», – то особым деткам так сразу не скажешь. Во-первых, с ними надо найти контакт. У меня есть дети, страдающие аутизмом. Это очень интересные ребята, со своим необычным миром. И бывает так, что на первом занятии мы просто ищем контакт с таким ребенком, а уже потом начинаем подготавливаться к какому-то упражнению, только после подготовки будем постепенно идти к его выполнению и сделаем его. С обычным ребенком по-другому: его путь развития я вижу уже в начале года, а в конце могу провести тестирование, сравнить и посмотреть на результат.
А с ребеночком, имеющим проблемы со здоровьем, мы будем проходить шаг за шагом по маленьким ступенечкам, и я всегда буду работать в тесном контакте с родителями – тогда будет результат. У этих деток очень тонкий мир, и у родителей тоже. Я всегда ищу какие-то точки соприкосновения. Стараюсь не обидеть, чтобы отношения выстраивались, и тогда мы постепенно начинаем работать. Такой труд продолжается многие годы, тут обычное тестирование в начале и в конце года не подойдет. Нужен целый комплекс мер.
Можешь сам – научи другого
Комплексную работу в гимназии №5 под руководством директора Фатимат Чабаловны Моллаевой организуют с помощью нескольких служб. В первую очередь это социально-педагогическая служба, с которой тесно взаимодействуют и психологическая группа, и – обязательно! – медицинская группа. Все дети имеют свои индивидуальные программы развития (ИПР), в которых врачом строго прописан комплекс упражнений в зависимости от диагноза. Отдельно указано, какие упражнения делать противопоказано. По словам Буранова, ИПР ребенка – главный документ, который обязательно надо изучить, прежде чем составить нужный комплекс упражнений и разработать программу занятия. Параллельно необходимо консультироваться с психологами и общаться с родителями, которые по желанию могут присутствовать на любых занятиях. Им первым учитель показывает разработанный для ребенка комплекс, чтобы родители имели возможность что-то скорректировать или даже отказаться от какого-то упражнения. Или, наоборот, принять, чтобы потом самостоятельно заниматься с малышом дома.
– В работе с такими детками, – говорит учитель, – я всегда отталкиваюсь от мнения родителей. Меня часто просят показать какие-то мастер-классы или занятия, и я сначала советуюсь с родителями. Если они не против того, чтобы ребенок показывал свои успехи и упражнения еще кому-то, тогда я могу пригласить гостей. Это же касается и разрешения на видеозапись. Вообще-то, у нас очень хорошие родители, они всегда идут на контакт.
Всего у Фуада Буранова 250 воспитанников – это те его классы, в которых он ведет физкультуру. Из этих детей 26 имеют особенности развития: нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психомоторного развития, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна. И для каждого из них, проконсультировавшись с родителями и медицинской службой, учитель разрабатывает индивидуальную программу занятий – по часу в неделю. Если возможность позволяет – дети подходят по возрасту и по диагнозу, – их можно объединить в группы.
У него есть отдельный спортзал, который относится к Центру особого ребенка, в нем специальные тренажеры. Некоторые Фуад Буранов изготовил сам. Например, простая лесенка, которая так необходима детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто они не в состоянии подняться по лестнице самостоятельно, их надо учить ходить по ступенькам. Даже обычный стул может быть тренажером, ведь далеко не все дети из-за своих диагнозов могут сесть на стул и встать с него. «Если потребность возникает, – говорит учитель, – я стараюсь на нее откликаться, вот так и появляются необходимые тренажеры». Также в центре есть очень удобный сухой бассейн, в котором занимаются дети с задержкой психомоторного развития или нарушениями опорно-двигательного аппарата. В обычный бассейн таких ребят не отведешь – небезопасно, а в сухом можно и моторику развивать, и имитировать погружение в водную среду. Мышцы получают те же самые нагрузки, какие могли бы получать в воде.
Помочь сделать первый шаг
Сегодня у Фуада Владимировича в день примерно по восемь уроков – на четырех занимаются обычные дети, а еще четыре он проводит в центре с детьми с ОВЗ. На вопрос, почему он не ограничился обычными уроками физкультуры, а стал работать еще и с детишками с особыми образовательными потребностями, учитель отвечает так:
– Я целенаправленно шел в работу с этими детьми. Когда наблюдал, мне было обидно видеть, как здоровые дети не хотят учиться, у них есть все возможности, но нет желания, иногда просто лень. И тут же ты видишь ребенка с каким-то заболеванием, которому трудно, но в глазах у него огромное желание учиться, и ему нужно только помочь сделать первый шаг. И я решил попытаться это сделать, что-то изменить в этом направлении, у меня внутри будто что-то щелкнуло.
Возможно, была еще одна причина – личная. Фуад Владимирович очень гордится своей семьей и очень всех любит. У него супруга и трое детей – две старшие дочки и пятилетний сын. У одной из девочек небольшие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому тема особенных деток так ему близка и так понятна вся тонкость существования их в мире, так же как и их родителей. Они любят проводить время вместе, всей своей дружной семьей, путешествовать, ходить в горы, которые начинаются в трехстах метрах за порогом дома. По словам Буранова, город у них маленький, но расположен в очень живописном месте, название которого переводится как «долина ветров». Здесь хорошо наслаждаться природой, читать книги и заниматься китайской гимнастикой ушу – это еще одно его увлечение, но оно «больше для себя».
– Фуад Владимирович, на ваш взгляд, что должно быть в характере современного учителя, чтобы дети его понимали?
– Я всегда с благодарностью вспоминаю свою первую учительницу. Она тогда мне казалась небожителем! Мне казалось, что она ничего обычного не делает, даже не кушает! А сегодня дети по-другому воспринимают мир, и учителю надо стать ближе к ученику. Но панибратства быть не должно, а должно присутствовать уважение, причем взаимное уважение. Чтобы не давить ребенка своим авторитетом: «Я старше тебя, я умнее, потому что знаю больше». Сейчас бывает так, что ребенок знает больше, чем учитель.
Поэтому должно быть взаимоуважение и взаимопонимание. И нужно больше общаться с детьми. Проблема современного общества в том, что личное взаимодействие ушло на второй план. Все дети – в виртуальном мире, в гаджетах, в Сети. И взрослые часто тоже. А нужно просто разговаривать друг с другом, смотреть глаза в глаза и друг другом интересоваться.
От редакции
Напоминаем, что Фуад Буранов получил специальный приз «Учительской газеты» имени Геннадия Селезнева «За настойчивость в достижении цели».
Татьяна МАСЛИКОВА, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии