Выбор профессии и построение своего профессионального пути – это ответственный шаг в жизни человека. Перед подростком встает важная задача самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Естественно, такая ситуация заставляет задуматься, осмыслить свои возможности.
Не обладая еще достаточным жизненным опытом, молодые люди должны определиться в выборе будущей профессии. Поэтому особенно важно на этом этапе содействие родителя в профессиональном самоопределении подростка: в этот момент родитель должен стать наставником и проводником, помочь, подсказать, направить.
Довольно часто выбор профессии выпускниками происходит под влиянием субъективных факторов: позиция членов семьи, учебные заведения, представленные на территории проживания, позиция друзей (когда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию»). Как правило, личные профессиональные планы подростка, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности.
Что же такое профориентация? Это комплекс действий, направленных на помощь в выборе профессий. Знакомство с миром профессий ребенок начинает еще в дошкольном возрасте: узнает об их многообразии, воспринимает трудовой опыт своих родителей.
Как может родитель помочь своему ребенку? Следует поощрять подростка к высказыванию своих ожиданий, планов на будущее. Помочь в этом могут вопросы: «Как ты видишь свою жизнь через 10-15 лет? Кем бы ты хотел работать, чем заниматься?» В ходе подобного разговора можно выяснить приоритеты, которыми руководствуется выпускник, размышляя о своем профессиональном будущем.
Следующим важным шагом будет помощь родителя в поиске информации о профессии, заинтересовавшей подростка. Задача родителя – рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие перспективы она открывает и какие ограничения накладывает. К такому информированию можно привлечь знакомых семьи, если среди них есть занятые в интересующей профессиональной области. Опыт такого общения позволит соотнести свои представления о выбранной специальности с реальностью, а также повысить мотивацию к работе над собой, выбрать необходимый спецкурс в школе.
Зачастую подростки из-за робости и отсутствия необходимых навыков могут испытывать затруднения в принятии конкретных действий (позвонить, посетить день открытых дверей, узнать условия поступления), и здесь помощь родителей незаменима.
Также можно предложить обратиться за консультацией к психологу и пройти профориентационное тестирование. Специалист по результатам тестирования поможет выявить личностные особенности в профессиональном плане и даст рекомендации по дальнейшему обучению и развитию.
Говоря с ребенком о будущей профессии, обсуждайте альтернативы. Наличие нескольких вариантов позволяет снизить тревогу и напряжение.
А что же школа? В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№273‑ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года), в статьях 42 и 66, говорится, что профориентация – одна из целей школьного образования, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности. А это значит, что школа – одно из главных действующих лиц в этом процессе, помощник в самоопределении для каждого школьника.
За последние 5 лет появилось большое количество проектов государственного масштаба, к которым каждая школа может присоединиться.
Ежегодно проводится профориентационный форум «Проектория», на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а школьники принимают участие в мастер-классах и готовят самостоятельные проекты. Союз WorldSkills «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») запустил проект «Билет в будущее», одна из целей которого – популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля. Не первый год в Москве существует проект «Профессиональное обучение без границ», в котором благодаря взаимодействию школ с колледжами учающиеся еще во время обучения могут получить специальность или профессию.
Свою профессию подросток должен выбрать сам, однако задача взрослых – родителей, педагогов – дать ему возможность получить достоверную и объективную информацию на пути профессионального самоопределения. Правильно сделанный выбор вчера поможет вашему ребенку быть уверенным в завтра.
Ирина ЛОБАКИНА, Лариса ОСТРОВЕРХОВА, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии