search
main
0

Шаг в будущее

Как найти себя в быстро меняющемся и высокотехнологичном мире

Мир вокруг нас стремительно меняется. За школьными партами сегодня сидят те, кто будет овладевать новыми профессиями. По данным Агентства стратегических инициатив и московской школы управления «Сколково», с рынка труда уйдут 57 профессий и появятся 186 новых, которые указаны в «Атласе новых профессий»: генетический консультант, ИТ-медик, разработчик систем макрогенерации, инженер интеллектуальных энергосистем, супервайзер оборудования, биоэтик, молекулярный диетолог и др.

О них пока не знают не только ученики, но и многие взрослые. Новые профессии требуют формирования и новых надпрофессиональных навыков и умений: межотраслевой коммуникации, мультиязычности и монокультурности, умения работать в условиях неопределенности, то есть быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы, определять сложные системы и работать с ними, в том числе системной инженерией, управлять процессами и проектами, работать с искусственным интеллектом.

Развитие профессий становится движущей силой экономики и образования. Уже сейчас существует запрос на междисциплинарные знания и связь смежных областей. Работа школы направлена на привлечение внимания учеников к изменениям на рынке труда, к появлению новых профессий и новых требований к специалистам. Предпрофессиональное и профильное образование становится объективной необходимостью. В нашей школе оно построено по схеме «школа – вуз – производство».

В структуре многопрофильного комплекса на третьей ступени обучения открыты предпрофессиональные и профильные классы, позволяющие обучающимся сделать свой профессиональный и жизненный выбор. Медицинский, инженерный, кадетский, социально-экономический, медиа-, гуманитарный, IT-классы помогают старшеклассникам найти себя в быстро меняющемся и высокотехнологичном мире.

Оснащение школы позволило создать новую образовательную среду, которая мотивирует профессиональный выбор обучающихся. В школе оборудованы конвергентные лаборатории по физике, химии, биологии, гео­графии, оснащенные цифровыми лабораториями, телескопами, тренажерами, современными приборами, микроскопами. Именно в лабораториях ученики могут применять полученные знания и навыки при разработке собственных проектов, реализация которых превращает школу в центр инноваций, лабораторию, позволяющую школьникам в полной мере реализовать свои способности, замыслы, мечты, помогающую формированию компетенций, необходимых старшеклассникам для будущей профессии.

Существенно меняются и формы организации образовательного процесса, который выходит за рамки школьных аудиторий: «Университетские субботы», посещение НИИ, РАН, ВДНХ, технопарков, Центра технологической поддержки образования, «Уроки от чемпионов», «Профессиональные среды», экскурсии на предприятия.

Не только школьники посещают высшие и средние профессиональные учебные заведения, но и представители вузов, НИИ, предприятий и организаций – социальных партнеров образовательной организации на базе школы организуют практико-ориентированные курсы, лекции, мастер-классы, олимпиады, конкурсы, проводят практические занятия, встречи с родителями и учениками.

Образовательные стандарты ориентируют нас на взаимодействие с производством. Реализуя конвергентное образование, проекты «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», мы развиваем партнерские, то есть взаимовыгодные, отношения с корпорацией Московского института теплотехники. Школа заинтересована в организации практики, экскурсий по ознакомлению с работой современного предприятия, кейс-заданий, в обучении кадров. Московский институт теплотехники получает молодые квалифицированные кадры, оригинальные решения, позитивный имидж предприятия в социуме, поэтому для воспроизводства человеческого ресурса в профессиональной сфере корпорация направляет по целевому набору выпускников предпрофессиональных классов, то есть резервирует места в ведущих технических вузах: МГТУ имени Н.Э.Баумана, МАИ, МАДИ, МЭИ, Московском государственном техническом университете радиотехники, электроники и автоматики, подписывает со старшеклассниками отсроченные трудовые договоры, а после окончания вузов трудоустраивает ребят у себя, обеспечивая их рабочими местами.

Проект «Медицинский класс в московской школе» интегрировал кадровые, материально-технические и содержательные ресурсы города по химико-биологическому профилю образования. Сотрудничество с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова предусматривает комплексную программу повышения квалификации педагогических кадров, реализация которой способствует заметному росту профессиональной компетенции учителей химии и биологии. Учащиеся приобретают практические компетенции в процессе работы в лабораториях, выполнения проектов, прохождения практики.
Сложились партнерские отношения с образовательными организациями высшего медицинского образования, учреждениями здравоохранения. Информационная поддержка проекта способствует сетевому взаимодействию образовательных организаций города.

Меняется жизнь, развивается наука. В медицину приходят новые технологии, новые методы обследования и лечения, но незыблемыми должны оставаться нравственные аспекты профессии. Для обучающихся медицинских классов определяющими являются не только умение использовать профильные знания и навыки при решении практических задач, возможность проводить исследования, проектировать их результаты, но и обладать эмпатией и нравственной культурой. Поэтому мы привлекаем ребят к благотворительным акциям по оказанию помощи центру содействия семейному воспитанию «Алые паруса», ресурсному центру поддержки семьи и детства «Отрадное», фонду «Подари жизнь», волонтерскому движению, экологическим маршам, работе по пропаганде здорового образа жизни. Практика в медицинских учреждениях позволяет не только знакомиться с профессиональными действиями медицинских работников, современным высокотехнологическим оборудованием, но и убедиться в правильности профессионального выбора. Чтобы престиж врачебной профессии в обществе не снижался, эстафету гуманизма и высоких нравственных качеств следует передавать молодому поколению.

Полноценное образование в школе ученик может получить только при условии интеграции основного и дополнительного образования. Не случайно последнее называют уделом увлеченных. Эффективной формой вне­урочной деятельности стали предметные клубы, которые предоставляют ученикам возможность формировать навыки будущей профессии, презентовать результаты исследований, добиваться успехов в олимпиадном движении, городских мероприятиях.

Результатом нашей работы по организации предпрофессионального образования мы считаем осознанный выбор учащихся при поступлении в вузы по избранному профилю.

Системные изменения, которые произошли в московском образовании, требуют соответствующего кадрового обеспечения. Из вербального драйвера учитель становится организатором онлайн-платформы, игротехником, игромастером, тьютором. В образовании появляются новые оттенки профессии. Школа ждет новое поколение современных учителей, а для этого должна поменяться не только система переподготовки учителя, но и система подготовки студентов педагогических вузов.

Лариса ПОЛЯКОВА, директор школы №962

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте