Музыка, английский, физкультура. Эти предметы не похожи друг на друга. И все-таки есть общее и у них.
Слушая иностранные песни, мы легче запоминаем лексические комбинации, осваивая на сольфеджио нотную грамоту, подспудно расширяем свой языковой словарь, и какая это будет разминка, если для нее не создать настроение и не задать ей четкий ритм музыкой? Но эти разные школьные дисциплины объединяют не только внешние факторы, между ними есть множество и более тонких переплетений. Каких, например? Музыкант, англичанка и тренер по регби попробовали выявить эти таинственные связи на своих мастер-классах, объединенных фундаментальным понятием «отражение». Музыкант – это победитель конкурса «Учитель года России-2008», учитель музыки школы №1060 Михаил Стародубцев. – Идея мастер-класса такова, – сразу сказал Михаил Леонидович, – искусство – это большое зеркало, которое отражает человека и его время, а все произведения вместе – это набор зеркал, маленьких осколков этого большого зеркала, в которых, как в капле воды, отражается самое существенное в человеке данной эпохи. При этом каждый из нас видит в произведении что-то свое и таким образом познает себя. Но именно искусство позволяет узнать и о человеке прошлого: как он общался с миром, как для него текло время, что такое в его понимании пауза, есть она вообще или нет. Отражение нам нужно для того, уверяет Стародубцев, чтобы понимать и вступать по-настоящему в диалог с разными культурами.- Иначе нам только кажется, – улыбается педагог, – что мы понимаем Бетховена, Пушкина, григорианские хоралы. Но без посредника – в данном случае учителя – это сделать довольно трудно.Графические символы на нотном стане, что могут они поведать об эпохе, о своем создателе, о его душевных терзаниях? Оказывается, даже завитушки на нотоносце способны отразить мир творца в полной мере. Михаил Стародубцев – мастер интриги, он заставляет вглядываться, вчитываться, вслушиваться… в себя. До прихода в танцевальный зал Московского городского Дворца детского творчества на Воробьевых горах, где проходил этот мастер-класс, многие жили иллюзией, что наслаждаться гармонией можно только в концертном зале или в тиши камерного кабинета. «Заблуждение все это!» – попытался разубедить меломанов хормейстер и идеолог театрализации классики из Вальдорфской школы. – Музыке должны быть распахнуты сердца каждое мгновение жизни». Тайна одной прелюдии… Мастер-класс об отражении в музыке символического мышления композитора XVIII века. Что ж, как говорил Бертольд Ауэрбах: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою». Вот и учителям на этом представлении неожиданного ракурса классики удалось поговорить по душам, познав то, как в произведениях отражается не только автор, но и тот, для кого все это создано. И все же в этот день педагогам удалось не только освоить всемирный язык души, но и поговорить по-английски. Даже тем, кто в школе изучал немецкий или китайский, а с тех пор и не помышлял, что знание языка пригодится где-то вне торговых рядов турецкого базара. Заговорить пришлось. Юлия Мукосеева, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2007», победитель конкурса «Общественное признание-2008», учитель английского языка школы «Карьера», просто заставила их это сделать. Ведь она так азартно спрашивала, что любят сидящие в зале люди, что они и забыли, что отвечать ей приходится на чуждом наречии.Юлия Борисовна – сторонник высказывания Корнея Чуковского: «Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта». Интеллектуальные упражнения – это вполне по ней, поклоннице йоги и рока. Рассказ о себе Мукосеева превратила в игру: картинки на интерактивной доске перескакивали с места на место. Главное – не забывать вкупе с конструкцией «я люблю» инговое окончание. Монолог длился недолго, и вот уже о своих пристрастиях с англичанкой делился весь зал. Любовь к поеданию мороженого и готовке с ней разделили немногие, зато при оглашении желаний: путешествовать, познавать мир, петь караоке и ничего не делать – Юлия Мукосеева обрела множество единомышленников. «Таков общий портрет учителей, находящихся здесь», – сделала неожиданный вывод «иностранка». И озадачила коллег новым вопросом: «А каков портрет современного ученика?» Последовали мнения, которые можно было интерпретировать разве только так, что это существа с далеких миров, неизвестно каким образом попавшие на нашу планету… Но в ход пошла опять же интерактивная схема с картинками: а что любят наши дети? Ну, слушать музыку и ничего не делать, это точно. И даже путешествовать и познавать мир. А еще играть и задавать вопросы. И языки учить они тоже любят. В общем, они в чем-то все же похожи на взрослых. А если те не всегда понимают, почему дети любят те вещи, которые взрослым кажутся неправильными, то всегда ли правы именно взрослые? Вот оно и отражение! По Мукосеевой оно двухсторонне, когда кому-то кажется, что другой пребывает «вверх тормашками», стоит проверить, а сам-то ты точно твердо стоишь на ногах? Кстати, музыка и спорт, а также, безусловно, английский, в этом тебе помогут.Да, спортивный зал – это просто другое учебное пространство, а не абсолютно иное представление о получении знаний. Учитель физической культуры школы №335, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2004», заслуженный учитель РФ, профессиональный тренер по регби Дмитрий Бесполов поделился на съезде своим бесценным опытом: какими средствами ему удается расширить границы познания школьников и каким образом можно посмотреть на некоторые предметы с другой стороны.Физкультура невозможна без зеркал. На этом Дмитрий Владимирович стоит твердо. Нужно видеть не только, что ты делаешь, но и как ты при этом выглядишь. Иначе результата не будет. Но есть у зеркального отражения и еще одно неоспоримое достоинство: человека, демонстрирующего движение, подстерегает серьезная опасность. Тот, кто будет его за ним повторять, воспринимает демо-показ зеркально, а следовательно, искаженно. Этот зазеркальный повтор неизменно приведет к ошибке, а в спорте ошибка – это не «двойка», а, к сожалению, травма. Поэтому педагог должен отдавать себе отчет в том, как его видят со стороны и что именно за ним будут повторять. А еще Бесполов учил доверять тому, с кем ты в команде, и исполнил со своей фокус-группой песню ABBA, которую ему помогла перевести Мукосеева, на языке глухих. Потому что физкультура без музыки и английского несовершенна, а языков, на которых может говорить тело, не счесть. И все внешние достижения, к которым стремится человек, лишь отражение того, из чего на самом деле состоит его внутреннее «я».
Комментарии