Образовательная организация предоставляет сегодня широкие возможности получения в шаговой доступности качественного образования детям с особыми образовательными потребностями. Принимая особых детей, современная школа предполагает, что у каждого ребенка есть потенциал быть принятым равноправным партнером образовательного сообщества, получить психологическую поддержку, ощутить свое социальное благополучие.
Ценности инклюзивной культуры ориентированы на формирование образовательных отношений, которые сами по себе являются социально-психологическими ресурсами развития для всех участников образования. Происходит актуализация нравственных ценностей, личностных толерантных установок. В этот контекст вводятся такие понятия, как «поддержка», «принятие», «участие», «сотрудничество».В образовательном комплексе школы №2110 МОК «Марьино» инклюзивная составляющая является приоритетным направлением. В настоящее время в комплексе созданы все необходимые специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных категорий. У нас обучаются дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития и сложной структурой дефекта (412 детей с ОВЗ, общее количество детей с инвалидностью в комплексе 112). Для них создана инклюзивная образовательная вертикаль, которая позволяет семье и ребенку получать специализированную поддержку с полуторогодовалого возраста до окончания школы. В структуре комплекса – детские сады, школы, центр дополнительного образования. Мы не только «включаем» ребенка с ОВЗ и инвалидностью в образовательную ситуацию, мы выстраиваем процесс взаимодействия, учимся быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять отличия и особенности других. Поэтому мы много работаем над формированием культурных и нравственных ценностей личности у обучающихся нашего комплекса. Данный подход к реализации инклюзивного образования формулирует обновленные контексты в построении образовательных отношений участников инклюзивного процесса. Мы говорим о социокультурной интеграции всего школьного сообщества. Такая интеграция подразумевает объединение в едином нравственно-смысловом контексте участников образовательного процесса, и при этом развивается идея принятия уникальности личности каждого, признается ценность индивидуальных различий. Социокультурная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ОВЗ и инвалидностью в общую систему социальных отношений в процессе продуктивного взаимодействия со сверстниками и окружающей средой. Ключевым понятием для определения целей и задач социокультурной интеграции является «единое образовательное пространство». Поэтому деятельность образовательной организации направляется на обеспечение взаимопонимания между педагогами, родителями, обучающимися с ОВЗ и инвалидностью и их сверстниками.Все это становится возможным при создании воспитательной системы, основанной на взаимодействии различных структур образовательной организации – социально-воспитательной и психолого-педагогической службами, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, учителями.Субъектами воспитательного пространства в подобной системе выступают дети, их родители, учителя и социум, окружающий образовательный комплекс.Воспитательная система комплекса – это совместная детско-взрослая деятельность:- познавательная (интеллектуальная);- здоровьесберегающая;- нравственно-патриотическая;- проектно-творческая;- коммуникативная.Все направления воспитывающей деятельности играют активную роль в формировании инклюзивной образовательной среды. Так познавательная деятельность, предполагающая формирование у детей целостной научно обоснованной картины мира, способствует развитию общих познавательных интересов учащихся. Активная здоровьесберегающая деятельность, развивая потребность в здоровом образе жизни, позволяет верно оценивать физическое состояние свое и окружающих людей. Нравственно-патриотическая деятельность формирует гуманистическое отношение к окружающему миру, к окружающим людям, приобщает к общечеловеческим ценностям, важнейшими из которых сегодня являются доброта и сочувствие. Проектно-творческая деятельность, способствуя развитию творческих способностей учащихся, предоставляет возможность реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами, раскрывать свой творческий потенциал. Наконец, коммуникативная деятельность развивает самосознание, помогает саморегуляции, самоопределению и самореализации всех учащихся.Наша целевая программа «Шаг навстречу» широкомасштабна, реализуется на всех уровнях образования – от дошкольного до среднего. Она направлена на: – развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе;- формирование социальных компетенций на уровне ценностных и нравственных установок личности; – формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;- поиск социальных форм сплоченности и принятия всех и каждого;- формирование активной жизненной позиции обучающихся в контексте гуманистической парадигмы;- формирование понимания, что достижение инклюзивного общества может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека.Программой охвачены все участники образовательных отношений, активно включены родительские организации, создано детское волонтерское движение. Ежегодно в соответствии с задачами программы планируются разнообразные по форме проведения и направлениям мероприятия: социально-образовательные акции, тематические встречи, фестивали, психологические квест-игры, медийные акции, урок открытого сердца. Разные по видам мероприятия позволяют объединять участников программы в совместной деятельности. Например, общей формой для всех участников образовательных отношений является информирование о людях с ограниченными возможностями здоровья, в то время как педагоги, обучающиеся и родители совместно задействованы в социально-образовательных и медийных акциях, коллективных проектных работах, а для дошкольников и школьников адресно проводятся фестивали, конкурсы, тематические мероприятия.Интересной формой работы в рамках программы «Шаг навстречу» является проведение социально-образовательных акций. Становится традицией ежегодное проведение социально-образовательной акции «Наши безграничные возможности». А это:- проведение уроков открытого сердца для 1-11-х классов;- конкурс социальной рекламы «В мире равных возможностей» для 8-11-х классов;- проведение тематических интерактивных презентаций «Дети детям» в рамках волонтерского движения (обучающиеся 10-х классов проводят презентацию для 5-6-х классов; обучающиеся 8-х классов проводят презентацию для 3-4-х; обучающиеся 6-х классов проводят презентацию для воспитанников старшей и подготовительной групп);- медийная акция «Посмотри вместе с мамой» (демонстрация тематических видеороликов);- социально-психологическая акция «Подари тепло своей ладони» для обучающихся начальной школы и воспитанников старшей и подготовительной групп;- конкурс детских рисунков «Мой мир» для старших дошкольников;- проработка с детьми дошкольного возраста социальных историй по формированию толерантных установок;- медийная акция для обучающихся средней и старшей школы: распространение информационных листовок по формированию толерантных установок и установок на здоровый образ жизни;- творческая мастерская – демонстрация спектакля «Кошкин дом» (в рамках социальной интеграции детей с инвалидностью).Одним из проектов реализации программы стала «Территория взаимодействия». В идее проекта – убеждение о том, что в процессе совместного сотрудничества, получения опыта совместного действия, совместно переживаемых событий у обучающихся появляется эмоциональный отклик и формируется отношение к другому, его принятие как равноправного партнера. В специально моделируемом сотрудничестве у обучающихся происходит обмен социально-психологическими отношениями, формируются социальные нормы, толерантные установки. Ребенок с особыми потребностями здесь активный участник общения, он осознает свою причастность к сообществу. «Территория взаимодействия» – это специально оборудованная территория, которая может моделировать среду под задачу мероприятия, – кинозал, веб-гостиная, конференц-зал, семейная гостиная, творческая мастерская. Это место сотрудничества и общения. На «Территории взаимодействия» действуют кодекс добра и правила сотрудничества. Посетители территории знают, что это мирное пространство. Здесь нельзя обидеть, быть агрессивным, здесь учатся понимать и ценить другого. Стилизация территориального пространства сделана таким образом, чтобы посетитель погрузился в атмосферу творчества, позитивного самовыражения, социальной активности, эмоционального комфорта. Сюда любят приходить и хотят вернуться. Сформированы две различные образовательные среды – «Кинозал» и «Интерактивная площадка».Пространство «Кинозал» предполагает стилизованное под кинозал помещение для организации публичных просмотров тематических видеосюжетов, видеороликов, презентаций с последующим обсуждением. В «Кинозале» проводятся мини-конференции, защиты проектов, творческие встречи, веб-гостиные и веб-путешествия, мультимедийные акции, видеомоделирование, конкурсы социальной видеорекламы. Пространство «Интерактивная площадка» предполагает создание креативного пространства, которое изменяется под задачи проводимого мероприятия. Подобная интерактивная среда позволяет создавать различные образовательно-воспитательные зоны: инклюзивное пространство, пространство творческого самовыражения, альтернативное пространство (зона релаксации, коммуникации), квест-пространство, тренинговая зона, социально-коммуникативная зона, зона проектирования и креатива.В рамках данных зон работают волонтерское движение, общественное родительское движение, проводятся проектная деятельность, социальное моделирование, коммуникативно-психологические игры, тренинговые занятия, тематические гостиные, мастер-классы для родителей, детско-родительские тренинги. Деятельность в пространстве «Интерактивная площадка» предполагает:пространство творческого самовыражения – это выставочное место, в котором обучающийся может разместить продукт своей деятельности или совместной деятельности – рисунок, эссе, прозу или поэзию, социальную рекламу, плакат и другое. В этой же зоне находится пространство акции «Подари тепло своей ладони», которое представляет собой стенд, на котором размещаются пожелания или доброжелательные высказывания, написанные на листе в форме ладошки. Каждый посетитель может выразить здесь свое отношение.«Инклюзивное пространство» – активность в этой зоне заключается в социальном моделировании ситуации ограничения. Обучающиеся переживают опыт человека с потерей зрения или нарушенным слухом. В ходе психологического занятия приходят к выводам о понимании состояний людей, имеющих ограничения.«Проектирование и креатив (рабочая зона)» – это рабочее пространство, в рамках которого происходят разработка проектов, обсуждение сценария мероприятия, создание модели социальной рекламы. Примером продукта активности в рабочей зоне является разработанные группой обучающихся 10-х классов под кураторством педагога-психолога сценарий и презентация профпробы «Тьютор».«Социально-коммуникативная зона» – предполагает проведение психологических игр, психологических сценариев, психомоделирования для формирования навыков сотрудничества, социальной коммуникации. Зона может преобразовываться в квест-пространство и тренинговую зону. В этой же зоне активно проводятся мастер-классы, встречи с родителями, семейные гостиные. «Альтернативное пространство» предполагает место для релаксации и неформального общения. Это зона свободной беседы, отдыха или уединения.Следует отметить, что реализация данного проекта предполагает взаимодействие всех специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, социально-воспитательной службы и педагогов. Проект частично отвечает задачам преемственности, так как проводится для разных возрастов, с привлечением волонтеров из числа обучающихся для сопровождения и проведения мероприятий для детей более младшего возраста. Проект активно включает родителей в образовательно-воспитательный процесс, повышает активность обучающихся в волонтерском движении школы.Результаты нашей работы мы определяем по нескольким характеристикам, среди которых: социальная адаптация детей с особыми потребностями, равноправное общение в детском коллективе, умение разрешить конфликт, умение сотрудничать, понимание контекста различных социальных ситуаций, активная включенность и интерес к проводимым мероприятиям, принятие индивидуальных различий, умение сделать правильный личностный выбор, активная личная позиция, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.Основным критерием эффективности инклюзивного образования мы считаем, наравне с доступностью и качеством образовательного процесса, его нравственно-смысловой контекст.Антон БАТАЛОВ, председатель Ассоциации инклюзивных школ, директор школы №2110 «Многопрофильный образовательный комплекс «Марьино», кандидат педагогических наук; Аделя ВИЛЬШАНСКАЯ, руководитель структурного подразделения школы №2110 «Многопрофильный образовательный комплекс «Марьино», кандидат педагогических наук
Комментарии