search
main
0

Шаг к мастерству

Его помогают сделать профессионалы высокого полета

Размах крыльев пеликана достигает 3,5 метров. Как вы думаете, сколько человек может разместиться, как под крышей, под его теплым оперением? Примерно семь? Ничего подобного. Десятки и сотни! Не может такого быть? Может. Потому что у Всероссийского фестиваля педагогического мастерства «Под крылом пеликана» крылья еще шире, и уже несколько лет он погружает в комфортную, почти домашнюю атмосферу друзей и коллег.

Под широким крылом Пеликана

 

Мастер-класс дает Сергей ВАЛЮГИН

 

Фестиваль «Под крылом пеликана» проводится с 2018 года, а главным организатором выступает Ассоциация педагогов Ленинградской области (АПЛО). В этот раз к ней присоединилась Общественная палата региона. Среди постоянных и надежных партнеров фестиваля – Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, областной институт развития образования, Общероссийский Профсоюз образования (территориальная организация Санкт-Петербурга и Лен­об­ласти).

Все эти годы фестиваль проходит на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект». Здесь точно знают, как создать творческое и просто хорошее настроение, ведь на регулярные смены сюда приезжают десятки школьников со всех районов региона, желающие углубленно изучать ту или иную область наук.

На открытии пятого фестиваля директор центра «Интеллект», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014, председатель АПЛО Денис Рочев подчеркнул, что особенность встреч на ленинградской земле не только в их камерности, но и в том, что формат активностей ежегодно меняется.

Например, в 2021 и 2022 годах педагоги и педагогические команды проходили обучение по технологии «Дебаты», причем их наставниками были… дети. В этот раз, помимо традиционных мастер-классов, которые дают победители профессиональных конкурсов, предусмотрена работа в мастерских, где учителя не только приобретут новые навыки, но и смогут закрепить их на защите собственного мини-проекта.

Иван Кайнов, председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования, в свою очередь, подтвердил, что фестиваль «Под крылом пеликана» давно приобрел свое лицо, он востребован и интересен педагогам из разных регионов страны. К примеру, в этом году в центр «Интеллект» приехали представители Санкт-Петербурга, Москвы, Орловской и Калужской областей, Республики Дагестан. Фестиваль, по словам Ивана Кайнова, является серьезным стимулом для развития образовательного пространства всех 18 районов Ленинградской области, потому что общение с лидерами обогащает и профессионально, и личностно.

Финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023, учитель русского языка и литературы школы №13 Калуги Яна Степанова сказала, что впервые приехала на фестиваль в качестве эксперта и чрезвычайно этому рада, потому что ее сразу же покорила неформальная обстановка, а также то, что в центре «Интеллект» собрались мастера своего дела, творческие люди, которых можно назвать флагманами образования. «Я бы хотела, чтобы в моем регионе появилась такая же приятная традиция», – призналась педагог.

Следуя принципу неформальности, организаторы фестиваля постарались максимально сократить официоз открытия для того, чтобы сразу приступить к делу, начать профессиональное общение. Старт фестивальному марафону дали мастер-классы от участников всероссийских конкурсов. Например, учитель начальных классов школы «Леонардо» города Орла, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023 Владимир Бутырин, используя фрагменты повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, разложил «по полочкам», как найти свое педагогическое «я», и посоветовал чаще прислушиваться к своему сердцу.

Учитель русского языка и литературы школы №7 города Кириши Ленинградской области, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2009 Светлана Эмекова поговорила с коллегами об ассоциациях и о том, как можно их использовать для того, чтобы перевернуть себя «с ног на голову». Изменяя что-то кардинально, мы заставляем мозг работать, и часто это идет только на пользу.

Благодаря учителю русского языка и литературы московской школы «Ника», лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023 Сергею Валюгину участники фестиваля узнали, что открыть классика и его произведение школьникам помогают… черновики. По наброскам, текстовым эскизам можно проследить процесс рождения того или иного романа или стихотворения, и часто это очень увлекательное, познавательное, эмоциональное путешествие.

Мотивационный бизнес-тренер и предприниматель из Ленинградской области Регина Притула показала педагогам, как распланировать свое время, а главное, как сделать планирование своим помощником, ведь многое зависит от того, какие краткосрочные или долгосрочные цели мы ставим и чего в итоге хотим добиться.

Не менее увлекательным получился мас­тер-класс заместителя директора академической гимназии №56 имени М.Б.Пиль­дес Санкт-Петербурга, заслуженного учителя РФ, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2022 в номинации «Педагог-наставник» Екатерины Тенютиной. Тем, кто собирался и собирается сбежать из школы, опытный педагог дала несколько советов, позволяющих не делать этого. Прежде всего, не «обескниживать» себя, то есть важно постигать педагогику как фундаментальную науку. Совершенствовать в себе предметника, постоянно заниматься самообразованием, увлекаться чем-то, помимо преподавания, и, конечно, учиться друг у друга.

К слову, учиться друг у друга участникам фестиваля предложили непосредственно в рамках мастерских. Вместе с экспертами педагоги узнали, как снять образовательное видео в формате shorts, как создать TED-лекцию за 3 минуты и как подготовить 5‑минутный мастер-класс. Это можно было назвать погружением в поэтапный, последовательный процесс производства того или иного образовательного продукта.

Так, прежде чем демонстрировать свои умения на мастер-классе, нужно определить, в чем вы сильны, каким уникальным приемом хотите поделиться с коллегами, какую проблему хотите решить, ведь любой мастер-класс – это решение какого-то актуального вопроса. А для того чтобы видеоролик имел успех, необходимо не только действовать по сценарию, но и продумать содержательный контент. Но основной момент заключается в том, чтобы понять, как вы будете потом удерживать интерес и внимание пользователей, хватит ли вам задора и запаса полезной информации.

При этом работа мастерской не заканчивалась объяснением и демонстрацией новых навыков. Организаторам фестиваля было важно, чтобы учителя приобрели опыт здесь и сейчас и, опираясь на полученные знания, смонтировали видеоролик, прочли TED-лекцию и провели мастер-класс.

– Мне очень понравился такой формат работы! – рассказала учитель музыки Новосельской школы Ломоносовского района Ленинградской области Марьям Юсуфи. – Я стала участником мастерской, где обу­чали, как снять образовательное видео. Это своевременный навык, потому что многие ведут странички в соцсетях, и было бы полезно размещать там качественные видеопродукты. Я как-то пыталась снимать видео и даже разместила в Интернете пару роликов, но они не были связаны с педагогической практикой. А здесь меня научили, как не стесняться и транслировать свои профессиональные умения с пользой. И это, в самом деле, очень творческое занятие!

Творческим занятием можно назвать на фестивале и работу экспертов. Светлана Видакас, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, амбассадор цифрового образования поделилась своими размышлениями на этот счет:

– Мы как конкурсные люди неоднократно готовили и проводили мастер-классы, но хочется, чтобы и другие могли красиво представлять свой опыт. От идеи до ее реализации обычно большой путь, и, если мы покажем педагогам, как поэтапно его пройти, то в итоге получим что-то завершенное, что будет полезно не одному человеку, а многим коллегам. Таким образом, мы сейчас подготовим команду, которая будет транслировать свои умения и навыки дальше, и все больше и больше людей будут показывать красивые мастер-классы, в рамках которых другие люди будут знакомиться с какими-то новыми приемами, методиками и использовать это в своей практике. Мастер-класс для учителя – это одна из форм работы. Например, на методобъединении нужно что-то рассказать коллегам и можно прочесть сухую лекцию, а можно провести мастер-класс, где показать, как это делается. По сути, это прокачка собственных навыков. Плюс мастер-класс – это не только создание продукта, но и умение выступать на публике, общаться с аудиторией, взаимодействовать друг с другом.

Как и на любом мероприятии, связанном с конкурсным движением, момент закрытия грустен и радостен одновременно. Грустен – из-за расставания, радостен – от предвкушения новых встреч. А они, несомненно, будут. Ведь, как мудро заметил сопредседатель АПЛО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иван Хеорхе, в какой-то момент хочется не только готовить и проводить уроки, но и делать вещи, идущие на благо педагогического сообщества. Поэтому АПЛО каждый год приглашает и с удовольствием встречает коллег из разных регионов страны.

– Мы хотим, чтобы наши ленинградские учителя вдохновлялись этими встречами, этим общением, чтобы приобретали новые умения, в чем-то чувствуя себя детьми, чтобы получали мощный позитивный эмоциональный заряд. Регулярная перезагрузка идет на пользу любому человеку, не говоря уже о педагоге. А если она проходит неформально и творчески, то имеет более сильный эффект, – подчеркнул Иван Хеорхе.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, фото автора. Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте