search
main
0

Шаблон – души отрава. Не заставляйте ребенка рисовать то, что ему не нравится

Методическая система руководства по изобразительному искусству, сложившаяся в результате многолетнего опыта художественного воспитания детей в детских садах и школах, сегодня оставляет желать лучшего. И дело не только в нехватке специалистов в области художественно-эстетического образования, но и в недостатке качественных книг и пособий по изо для детей разных возрастов.

Виктор Плюхин из Мурманска, преподаватель изобразительного искусства, черчения и начертательной геометрии Мурманского государственного педагогического университета, руководитель педагогической студенческой практики, учитель изо в школе, – автор многих трудов по преподаванию изобразительного искусства (пока еще не вышедших в свет), в которых затрагиваются не только важнейшие проблемы обучения, но и воспитания, развития творческой способности ребенка.

Первая книга Плюхина «Творчество – у истоков гражданственности» вышла в 1989 году в издательстве «Просвещение» стотысячным тиражом. Очередная работа – учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов «Тропинка в душу».

– Студенты-заочники пишут контрольные работы и не знают, откуда их «скатать», – рассказывает Виктор Устинович. – Мне это надоело, и я предоставил им такую систему организации, чтобы они писали сами. Что для этого было нужно? Вначале – выявить идеи, узнать, кто чем живет. Ведь у каждого есть свое любимое занятие, хобби.

Долгие годы в наших школах изобразительное искусство преподавалось однообразно, строилось на подражании, срисовывании. В советское время стоило грузинам возродить чеканку, и вся страна стала чеканить. Стоило белорусам заговорить о соломке – все стали возить солому. К нам на Север ее возили целыми чемоданами и делали декоративные панно (так называемый кич). Многие пытаются копировать дымковскую игрушку. Но нельзя пластилин выдавать за глину. Вот мы и рассматриваем все эти вопросы. Тем самым студенты приобщаются к настоящему, они знают, что сделано правильно, грамотно, оригинально, что – настоящая красота, а что – подделка. Мы изучаем, что такое хорошо и что такое плохо в плане изображения, где живопись, графика, народное искусство Кольского Севера, а где педагогическое рисование. Все, о чем мы говорим, студенты вынуждены писать сами. Они обращаются в библиотеку, но уже не для того, чтобы списать, а для того, чтобы свериться с классиками.

– Я создал программу по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» для студентов педвузов, – продолжает Плюхин. – Дело в том, что такие программы, как «Радуга», «Развитие», стереотипны, работают в одном направлении. Я объясняю студентам, что, если ребенок любит рисовать животных, не надо навязывать ему, чтобы он рисовал автомобили или дома! Нужно развивать то, к чему лежит детская душа. Ребенок может рисовать авторучкой, фломастером, карандашом. Сегодня детей оболванивают акварелью, но это труднейшая техника. Сначала ребенка нужно приобщить к цвету, и для этого мы берем только гуашь.

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Г. Н. Волков, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии АПК и ПРО И. Д. Демакова и доктор философских наук, профессор, заведующая лабораторией концептуальных основ эстетического воспитания Института художественного образования РАО Л. П. Печко высоко оценивают работы Виктора Плюхина. В их рецензии на программу мурманского педагога по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» для студентов педвузов, которая называется «Сто дорог», говорится, что «работа нацелена на переориентацию всех тех, кто связан с художественным воспитанием и обучением детей, будь то воспитатель, учитель или организатор изо… Главная задача состоит в том, чтобы разрушить сложившееся у студентов под влиянием «педагогического рисования» предубеждение в его эффективности и доказать, что оно является суррогатом, который отравляет не только педагога, но и детские души…».

А вот рецензенты, представители «педагогического рисования», почему-то не дают «добро» на издательство трудов Плюхина. Конечно же, они видят в их содержании уход от привычных стереотипов. А как же постулат, что настоящий учитель должен быть человеком творческим? Неужели никого не волнует то, что будет с душами наших детей? Хотелось бы, чтобы и российские педагогические издательства проявили интерес к работам, которые, без сомнения, были бы полезны для обновления нашего художественного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте