385 лет назад, 31 октября 1632 года, родился великий Ян Вермеер. Ян Вермеер, прозванный Дельфтским, – настоящий символ голландского искусства и один из его флагманов наряду с гениальным Рембрандтом. Он сумел найти свой неповторимый стиль, оставив позади своего предполагаемого учителя Герарда тер Борха и коллег по жанру Габриэля Метсю и Питера де Хооха – блестящих мастеров нидерландской живописи.
Он работал вдумчиво и не спеша, создавая в год по две картины. Большинство жанровых полотен изображают интерьер, характерный для домов среднего класса. Семья, приватный уют, комфорт и роскошь – понятия, близкие голландским бюргерам того времени. В творчестве Вермеера большое место отведено теме музыки: более трети произведений так или иначе связано с музыкантами, играющими на различных инструментах. Эта тенденция типична для искусства эпохи: не менее десяти процентов всех картин освещают названный мотив. Интересно, что женщин мастер рисовал почти в три раза чаще, чем мужчин. Его модели не могут считаться красавицами в обычном смысле этого слова, но гармония, в которой пребывают эти простые земные создания явно невысокого происхождения, завораживает.
Художник, которого сегодня по праву называют бесценным, при жизни не был столь обласкан восхищением, да и сам не ждал признаний и восторгов: в XVII веке любой, кто мог держать в руке кисть, мнил себя умелым ремесленником, но никак не творцом. О себе он не писал, а потому сведения о Вермеере крайне скудны: в нашем распоряжении имеются лишь официальные документы – свидетельства о крещении, браке, погребении.
Будущий живописец родился 31 октября 1632 года в процветающем Делфте в семье ткача по шелку, так роскошно и точно выписанному на многих полотнах мастера. Позже отец переквалифицировался в торговца картинами. Культура социальной среды, в которой рос Вермеер, была низка, а его мать и вовсе не знала грамоты. Нареченный в честь деда-портного, в дальнейшем он использует более аристократическое имя Йоханнес, однако в искусствоведении он известен именно как Ян.
Его детство прошло в большом зажиточном доме, расположенном на центральной рыночной площади. Однако после смерти отца семья оказалась в долгах (к слову, богатство сопутствовало художнику только в зрелые годы). Время было тяжелое: почти каждое десятилетие чума уносила тысячи жизней. В 20 лет юный Вермеер становится членом Гильдии святого Луки – цехового объединения художников и скульпторов – и старается по мере сил помочь матери и сестре. Тем таинственнее причины, по которым сын торговца решает связать жизнь с искусством.
Для того, чтобы стать профессиональным мастером, ему пришлось заплатить в буквальном смысле высокую цену: тогдашние правила требовали вступительного взноса в три гульдена, однако Вермеер должен был расстаться с шестью – вероятно, потому, что обучался за пределами Делфта. Остается загадкой, кто был наставником Яна: называются имена Карела Фабрициуса, Якоба ван Лоо и других. Сегодня искусствоведы все чаще говорят о влиянии на него Герарда тер Борха. Неизвестно также, где он учился, – в Утрехте? Амстердаме? Как бы то ни было, но вся его жизнь и дальнейшая слава связана с родным городом.
Он работал вдумчиво и не спеша, создавая в год по две картины. Большинство жанровых полотен изображают интерьер, характерный для домов среднего класса. Семья, приватный уют, комфорт и роскошь – понятия, близкие голландским бюргерам того времени. В творчестве Вермеера большое место отведено теме музыки: более трети произведений так или иначе связано с музыкантами, играющими на различных инструментах. Эта тенденция типична для искусства эпохи: не менее десяти процентов всех картин XVII освещают названный мотив. Интересно, что женщин мастер рисовал почти в три раза чаще, чем мужчин. Его модели не могут считаться красавицами в обычном смысле этого слова, но гармония, в которой пребывают эти простые земные создания явно невысокого происхождения, завораживает.
Возможно, моделью для картин «Девушка, читающая письмо» и «Дама, пишущая письмо» послужила жена художника Катарина. В известном фильме Питера Веббера «Девушка с жемчужной сережкой» супруга Вермеера в исполнении Эсси Дэвис изображена сварливой бюргершей, неспособной понять творческую натуру мужа. Такая трактовка вызвала неприятие искусствоведов: общепринятой точкой зрения является факт их брака по любви. В Голландии, как правило, в семье было два-три ребенка, тогда как у Яна и Катарины их было пятнадцать (хотя четверо умерло в младенчестве). Обычно это объясняется трогательными взаимоотношениями пары. На полотне «Маленькая улочка» изображены двое детей, поглощенные игрой. Их лица скрыты, но очевидно теплое чувство, охватывающее живописца при взгляде на них.
Художник даже принял католичество, чтобы иметь возможность жениться на Катарине, а заодно и угодить влиятельной теще, яро поддерживавшей его талант. А Вермеер действительно был уважаем в своей среде: в 1662 году он был выбран деканом Гильдии Святого Луки. Впрочем, в то время многие художники, проживающие в Делфте, уезжали в более процветающий Амстердам, так что у мастера было мало конкурентов.
В Нидерландах бытовало мнение, что искусство отражает характер человека, существовала даже народная поговорка: «zoo de man was, was zyn werk» («каков человек, такова и работа»). Творчество Вермеера проливает слишком мало света на его личность, так что для нас он так и остается «Сфинксом из Делфта».
Он смело экспериментировал с приемами создания иллюзии трехмерного пространства, передачей естественного света, но работал в основном в традиции североевропейских мастеров. Среди них нужно отметить утонченного Герарда тер Борха, демократичного Питера де Хоха, яркого колориста Габриеля Метсю и бытописателя повседневности Яна Стена. Но даже на этом блистательном фоне Ян Вермеер выделяется: фигуры на его полотнах крупнее, сочетание красок более точное и гармоничное, а удивительные пропорциональность, сомасштабность и баланс частей создают совершенное целое. Его композиции выстроены словно по кинематографическим законам и направлены на идеализацию изображаемых интерьеров, чтобы богатым заказчикам приятно было любоваться гармоничной обстановкой. Проникновенное, ясное и мудрое искусство мастера стало вершиной в развитии голландской живописи.
По мнению специалистов, «в отношении тематики, в узком смысле слова, у Вермеера нет ничего оригинального. Тем не менее, все его образы имеют вполне индивидуальный характер. Какая-то легкая и светлая поэтичность есть во всех изображаемых им персонажах, и наряду с этой поэтичностью и мягкостью – особое чувство суровой простоты, что-то подлинно классическое лежит печатью на всех его произведениях». Как писал Винсент Ван Гог, у художника «нет воображения, зато есть необычайный вкус и безошибочное чувство композиции».
Его оценили только в XIX веке, хотя и при жизни он был востребован и получал выгодные заказы. Все изменилось в 1670-х годах, когда из-за войны с Францией приостановилась торговля предметами искусства. В это время, как говорила его жена Катарина, Вермеер, будучи обремененным большой семьей и не имея никаких средств, как будто впал в безумие. В 1675 году, внезапно заболев, божественный Ян сгорел за полтора дня, оставив потомкам бесценную живопись и скупые документальные сведения, чудом уцелевшие в неспокойное время.
Фото с сайта Web Gallery of Art
Комментарии