Цель: формирование у учащихся представлений о гражданском обществе, его структуре и особенностях функционирования в России.
Лекционная часть урока предназначена для того, чтобы ввести учащихся в предмет обсуждения, дать основные характеристики предмета обсуждения, его особенностей – для формирования образа предмета разговора.
Дискуссионная часть урока предназначена для того, чтобы выявить мнения учащихся по спорным вопросам, которые касаются предмета обсуждения.
Работа по парам и работа по группам предназначена для того, чтобы, обсуждая друг с другом и выполняя задания, учащиеся смогли увидеть реализацию теоретических понятий на практике, понять функционирование и самим проанализировать гражданское общество в России.
План урока
Лекционная часть.
Учитель объявляет тему урока. Начинает рассуждение о самостоятельных, не зависящих от государства структурах в обществе. Спрашивает учащихся, какие это, по их мнению, организации.
Изучение предпосылок гражданского общества.
Предпосылки гражданского общества: экономические; социальные; политико-правовые; культурные.
Структура гражданского общества. Три уровня функционирования гражданского общества: производственный, социокультурный, политический.
Работа в парах. Изучение структуры гражданского общества и ее функционирования. Три уровня функционирования гражданского общества: производственный, социокультурный, политический.
Учитель задает вопрос: «Какие элементы гражданского общества создаются на каждом из уровней?» и предлагает разделиться учащимся на пары. Каждой паре предлагаются карточки с надписями элементов гражданского общества. Нужно разделить элементы гражданского общества по уровням функционирования. На работу отводится 10-15 минут.
Карточки: церковь, школа, партия, правозащитная организация, семья, СМИ, политическое движение, профсоюз, человек, клуб по интересам, акционерное предприятие, социальный слой.
Работа в группах. Особенности функционирования гражданского общества в современной России.
Учитель предлагает классу разделиться на две группы. Первая группа доказывает тезис: «В современной России есть развитое гражданское общество». Вторая доказывает тезис: «В современной России нет развитого гражданского общества». На обсуждение отводится 10-15 минут. После этого один представитель от группы представляет аргументы в пользу своего тезиса. Аргументы записываются на доске.
Учитель подводит итог: гражданское общество – сложная система, невозможно говорить о нем в крайних категориях.
В ходе обсуждения учащиеся вместе с педагогом формулируют определение гражданского общества. Потом учитель дает уже научное определение.
Гражданское общество представляет собой одну из ключевых категорий современного обществознания. В трактовке этой сложной и многоплановой проблемы существует довольно большой разброс мнений и оценок как в западной, так и российской литературе. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, исторических судьбах и хронологических рамках гражданского общества. Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Изучение предпосылок гражданского общества. В ходе обсуждения заполняется таблица.
Экономические:
Частная собственность.
Многоукладная экономика.
Свободный рынок, конкуренция.
Социальные:
Развитие среднего класса.
Политико-правовые:
Юридическое равенство граждан.
Обеспечение прав и их защита.
Плюрализм.
Децентрализация власти.
Культурные:
Обеспечение права человека на информацию.
Высокий образовательный уровень населения.
Свобода совести.
Изучение структуры гражданского общества. Основополагающая доминанта гражданского общества – отдельно взятая личность, его несущими конструкциями являются все те институты, организации, группы и т.д., которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. Эти институты, организации и пр. служат для отдельного индивида источником власти, влияния и авторитета. Разумеется, в данном аспекте роль центральной ячейки общественного организма – источника влияния и авторитета – сохраняется за семьей. Большое значение имеют родственные связи, соседские общины, профессиональные организации, творческие, научные и образовательные институты, трудовые коллективы, сословия, социальные слои, классы и т.д., с которыми люди так или иначе отождествляют себя.
Важной единицей социального действия в гражданском обществе является группа. Одной из наиболее институционализированных форм группы являются заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (например, врачей, адвокатов, инженеров и т.д.), церковные, женские, молодежные и иные общественные организации, члены которых объединены одинаковыми интересами. Заинтересованные группы предоставляют отдельному индивиду необходимое поле для реализации его возможностей и потребностей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов, в результате социальная жизнь оказывается ареной столкновений и сотрудничества конкурирующих групп, вступающих в разного рода союзы, коалиции, компромиссы, соглашения.
Гражданское общество включает и ряд так называемых промежуточных институтов, которые выступают одновременно как несущие конструкции и самого гражданского общества, и мира политического. Речь идет, например, о политических партиях, организациях, объединениях, средствах массовой информации.
Работа в парах. Учитель объясняет задание и раздает карточки. После его выполнения идет обсуждение вариантов решения задания.
Групповая работа. В России конца XX века гражданское общество по западному образцу отсутствует как по глубинным социальным причинам (длительное господство государства над обществом), так и по определению, поскольку у нас отсутствует возможность для самостоятельного существования институтов гражданского общества. Только когда общество будет бороться за себя не только с государством, но и с невежеством, неразвитостью инициативы, стремлением урвать побольше за счет других – только тогда гражданское общество сможет работать полноценно.
Учитель объясняет правила работы в группе, просит выбрать человека, который будет конспектировать, человека, который будет отвечать у доски.
Подведение итогов работы. Учитель задает вопросы о том, что запомнилось, что понравилось и не понравилось в ходе урока.
А.КОМАРОВА, студентка Пермского университета
В ходе обсуждения заполняется таблица.
Комментарии