Двадцать два года назад состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования. Судьбоносный, но последний. Тогда было решено, что недостаточное развитие инициативы на местах, консерватизм части педагогов и некомпетентное вмешательство в жизнь школы вышестоящих инстанций препятствуют обновлению школы и общества. В результате съезд определил будущее всей системы российского образования: создание системы непрерывного образования и построение ее на государственно-общественных началах, демократизация и гуманизация системы образования, создание эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы и решение социальных вопросов. С тех пор работники образования больше не собирались – не до этого было: развал Советского Союза, экономические и социальные проблемы. Однако в апреле 2010 года в контексте многочисленных реформ образования, проводящихся в России, президентских инициатив и активного подключения к Болонскому процессу в Астане состоится новый, теперь уже не всесоюзный, а «всесодружественный», съезд: I съезд учителей, работников образования государств – участников СНГ. «Съезд учителей и работников народного образования – это событие важное и значимое для всех стран, входящих в Содружество, – уверен доктор педагогических наук, профессор, вице-президент Российской академии образования Александр КУЗНЕЦОВ. – Во многом он означает подведение итогов развития систем образования и педагогической науки в наших странах за последние двадцать лет».
– Александр Андреевич, чего Российская академия образования ждет от съезда в Астане? На какие первоочередные решения вы рассчитываете?
– Нам прежде всего важен опыт друг друга, так как к развалу СССР мы подошли с огромным общим багажом проблем, которые на протяжении двух десятилетий решались в разных социально-экономических условиях, в контексте разной национальной политики в сфере образования. Сейчас интересно и очень важно сопоставить результаты работы по обновлению и развитию образования, решению застарелых общих проблем, в разных обстоятельствах. По сути, это можно рассматривать как единый глобальный эксперимент.
Второй аспект заключается в том, что нам хотелось бы получить оценку направлений развития нашей системы образования и решений, принимавшихся в последнее время. Дело в том, что мы сейчас часто пытаемся обращаться к зарубежной оценке, анализировать ее и прислушиваться к ней. Но в основном «говорят» все-таки страны Западной Европы и США, а вот голоса наших соседей слышны в гораздо меньшей степени. Между тем они знают состояние отечественного образования прежних лет гораздо лучше и потому гораздо более объективно способны оценить то, что было, и то, что стало. Я думаю, что аналогично и страны Содружества хотели бы получить нашу оценку.
Кроме того, в процессе работы – «круглых столов», встреч, разговоров в кулуарах съезда – мы хотим попробовать совместно дать ответ на несколько важнейших вопросов. Что в советской системе образования имело непреходящее значение и могло бы обеспечить конкурентоспособность образования в наших странах и в настоящее время? Что действительно устарело, не отвечало современным требованиям и поэтому нуждалось в перестройке? Какие новые задачи и проблемы у нас появились? Каковы пути и средства их решения?
Ну и, наконец, поскольку предполагается не только обсуждение, но и всякого рода презентации, выставки учебно-методического обеспечения, средств обучения, то всегда присутствует интерес, что и как сделано в других странах.
Мы все прекрасно понимаем, что образование – это сфера, сближающая людей общими задачами, общими интересами и общим прошлым, тут всегда создаются наиболее благоприятные условия для выработки новых межгосударственных отношений, сотрудничества и взаимопонимания.
– Что касается обмена опытом и сотрудничества. На каком уровне сейчас оно организовано среди педагогов стран СНГ? Ведется ли оно сейчас на государственном уровне или это в большей степени личные инициативы?
– По-разному: с какими-то странами у нас более «продвинутые» отношения, например с Белоруссией, с которой мы даже обсуждали возможность выхода на единый образовательный стандарт; в других случаях отношения складываются в рамках семинаров и симпозиумов, где обсуждаются более частные вопросы. Но тем не менее, безусловно, представление о том, что делают соседи, у нас есть.
Кроме того, существует практика избрания иностранных членов РАО. Ряд наших коллег из стран Содружества являются иностранными членами академии, и, наоборот, многие российские педагоги и видные деятели народного образования стали иностранными членами, например, Украинской академии педагогических наук. У нас есть аспиранты и докторанты из стран Содружества. То есть на разном уровне взаимодействие существует.
Но, безусловно, контактов постоянного характера либо нет, либо, если есть, их недостаточно. Иначе говоря, работа идет, но ей нужно придать некий системный характер. Поэтому, конечно, съезд даст толчок и сможет инициировать новые отношения между органами образования и педагогической науки в наших странах.
– Ну а вообще каковы перспективы создания единого образовательного пространства между Россией и другими странами СНГ, начиная от обмена опытом и заканчивая обменом выпускниками вузов.
– Понимаете, говорить о создании единого образовательного пространства в прежнем понимании или так, будто речь идет о регионах России, неправомерно. Но, безусловно, единое образовательном пространство в том виде, в каком оно существует, например, в Евросоюзе, вполне может обсуждаться.
Я думаю, что такой подход вполне может быть реализован. И кое-какие шаги в этом направлении уже были сделаны для стран СНГ. Например, была решена проблема с дипломами: с Белоруссией было заключено соглашение, позволяющее приравнять документы об образовании в наших странах. Аналогичные вещи, я думаю, станут реальностью и практикой в отношении и других стран СНГ. Для интеграции образования это очень важно.
– Как в этом контексте, на ваш взгляд, можно организовать мобильность преподавателей и студентов, например, для обмена передовым опытом?
– В нынешних условиях развития средств информационно-коммуникационных технологий самым удобным мне видится создание сетевых сообществ с использованием ресурсов Интернета. Это, наверное, наиболее реальный путь для решения подобных вопросов. Понятно, что все мы стеснены в средствах, испытываем дефицит финансирования, поэтому рассчитывать на то, что мы, как в советские времена, за весьма умеренные суммы сможем летать друг к другу за опытом, приятно, но пока малореально. По крайней мере, в массовой практике.
Хотя в отдельных случаях мы, безусловно, сможем посылать на стажировку друг к другу наиболее интересных учителей-новаторов с мастер-классами. Наверное, мы сможем организовать обмен студентами, аспирантами, оказывать помощь наиболее квалифицированными кадрами. Кстати, если брать нынешнее положение дел в этой сфере, то, например, в Казахстане в работе ряда диссертационных советов по педагогике участвуют российские ученые, помогающие становлению новой системы аттестации научных кадров.
Но, повторюсь, если говорить о массовой практике, то это должны быть сетевые содружества научных организаций, университетов и даже отдельных школ. Это наиболее реальный и оптимальный способ взаимодействия на данный момент.
– РАО представляет российское образование на этом съезде, а из всех стран СНГ Россия – самая большая и по территории, и (пока) по населению. Можно ли сказать, что роль РАО в этом контексте объединяющая?
– Мы всегда подчеркиваем, что все переговоры и встречи в рамках СНГ ведутся на равноправной и взаимовыгодной основе, но тем не менее в известной мере у нас действительно такая роль. Исторически так сложилось, что многие наши коллеги из стран СНГ получили образование в российских вузах (хотя бы даже потому, что таковых было больше), многие из них прошли здесь аспирантуру, здесь защитились. Эти связи остались. Никуда мы не денемся от этих человеческих отношений. Поэтому, конечно, когда мы бываем в странах СНГ, то чувствуем, что Россия все еще в значительной мере играет роль центра науки и образования.
Кроме того, не все страны Содружества имеют структуры, аналогичные РАО. Это всегда учитывалось нами, мы всегда это понимали, и я думаю, что мы в состоянии и даже обязаны оказывать поддержку структурам образования и науки других стран, притом что навязывать ничего мы не имеем права и не намерены.
– А что РАО покажет со своей стороны на съезде?
– Мы собираемся показать достижения отечественного образования. Предполагаем организовать несколько презентаций новых книг, новых исследований, которые порой не всегда доступны коллегам из стран СНГ. Мы постоянно сталкиваемся с неким голодом на учебно-методическую и научную литературу.
Мы хотим ознакомить коллег с новыми учебниками, которые создавались в том числе и в РАО. В частности, с серией «Академический школьный учебник», создававшейся в содружестве с издательством «Просвещение» и Российской академией наук. Представим и учебники нового поколения, которые неотъемлемы от новых средств обучения, предоставляющих гораздо большие возможности для работы с учебником и школьнику, и учителю. Покажем, например, и серию учебников «Сфера», предполагающую одновременную работу с учебником и средствами Интернета.
Кроме того, все страны СНГ проявляют огромный интерес к новым образовательным стандартам. Один из наших докладов будет посвящен именно федеральным государственным стандартам нового поколения. В целом можно сказать, что академия достаточно полно представлена на этом съезде. В том числе и заглавным докладом, который будет делать академик Александр Асмолов: «Современное школьное образование как фактор консолидации на пространстве СНГ».
– Александр Андреевич, какое приветствие и напутствие от РАО вы можете дать участникам грядущего съезда?
– Мы должны совместно решить задачи, о которых я сказал вначале: важно объективно оценить состояние и пути развития систем образования в наших странах, найти наиболее эффективные пути решения наших проблем. Понятно, что мы должны всячески способствовать интеграции системы образования наших стран, конечно, с учетом национальных особенностей, менталитета, государственной политики каждой из стран, обычаев и традиций. Но тем не менее надо использовать опыт Европы – искать точки соприкосновения и всячески их развивать.
У нас были общее прошлое и общие концептуальные позиции по развитию педагогической психологии, дидактики, частных методик и многих других вопросов теории и практики образования. Как я уже отмечал, немало наших коллег, занимающих видное место в развитии образования в странах СНГ, – выпускники наших педагогических вузов, наши бывшие аспиранты и докторанты, и это все создает условия, чтобы продолжить развивать общие позиции и принципы, которые были характерны для всех нас прошлые годы.
Достижения каждой из стран СНГ должны стать нашим общим достоянием, потому что в каждой стране накоплен опыт решения самых разных проблем, связанных с образованием. Мне, например, представляется, что опыт введения изучения основ религиозных культур и светской этики может быть очень интересным для других стран. Ведь многие страны СНГ многонациональны и у них существуют различные религии и конфессии. Это нельзя не учитывать в содержании духовно-нравственного воспитания школьников.
Надо четко понимать, что вместе мы сильнее, чем каждый из нас по отдельности. Этот коллективный опыт, коллективный разум надо поставить во благо развития образования и в целом развития социальной сферы в наших странах. Педагогика и образование – это та очень благоприятная сфера, в которой могут развиваться эти отношения взаимопонимания, дружбы, добрососедства и единства в решении проблем, которые сегодня стоят перед всеми нами.
Комментарии