С сентября 2022 года в Москве реализуется проект предпрофильного образования – образовательные вертикали в 7‑9‑х классах. В школе №218 реализуются сразу два проекта: «Математическая вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль».
Проекты образовательных вертикалей предоставляют школам уникальную возможность объединять учеников в группы по их учебным интересам и возможностям, разнообразить формы проведения учебных занятий, а также увеличить количество часов, отведенных на изучение профильных предметов. Каждая школа, входящая в проект, получает возможность находить свои уникальные решения, как методические, так и связанные с формированием образовательной среды.
Например, одной из важных форм работы в рамках проекта «Математическая вертикаль» являются тематические листочки по отдельным главам математики, таким как логика высказываний, теория чисел, комбинаторика и прочие темы, традиционно относящиеся к олимпиадным. Ребята думают над задачами во внеурочное время, после чего защищают свое решение в устной форме. Именно устная сдача позволяет более глубоко обсудить задачу, проанализировать возможные пути оптимизации решения, понять границы применения найденных подходов к другим задачам. Также учителя стимулируют ребят обсуждать идеи задач друг с другом. Если ученик считает, что найдена идея решения, но возникли сложности с ее реализацией, то в таком случае учитель выступает в роли фасилитатора, который помогает посмотреть на проблему с новой стороны, увидеть аналогии с другими задачами или темами.
Похожий метод обучения есть и в «Естественно-научной вертикали». Так, после изучения той или иной темы в биологии ученики во время обсуждения в небольших группах пытаются найти решения для более сложных нестандартных задач. Для ребят это не только работа над олимпиадными заданиями, но и развитие навыков коммуникации, конкурентных качеств, поиск наиболее точных аргументов и формулировок.
В подобных условиях ученики понимают, что сложности в решении учебных задач являются точкой роста, красивое решение сложной задачи требует подчас длительного времени и обсуждения с одногруппниками и учителями.
Внеурочная деятельность в рамках вертикалей насыщена естественно-научными практикумами, мини-исследованиями, математическими боями, регатами, олимпиадами и другими индивидуальными и командными соревнованиями. Ученики тренируются формулировать вопросы, выстраивать эксперимент, обосновывать, доказывать, использовать приемы исследования, строить развернутые высказывания, устанавливать надежность информации и сотрудничать в решении вопросов. У них постепенно развивается аналитический склад ума, полезное качество, которое позволяет не верить во все подряд, проверять то, что ты читаешь и слышишь, а также решать сложные интеллектуальные задачи в разных областях знаний.
Ребята побывали в музеях РГАУ МСХА имени К.А.Тимирязева, в Приокско-Террасном заповеднике, в инновационном центре «Сколково», в Математическом институте имени В.А.Стеклова Российской академии наук. Они поучаствовали в нескольких математических боях, послушали лекцию Б.А.Кареткина, доцента кафедры биотехнологии РХТУ имени Д.И.Менделеева, и успели сделать многое другое.
Такие мероприятия решают, в частности, профориентационные задачи. Они позволяют ученикам увидеть различные грани выбранной профессиональной области, включая особенности реальных жизненных ситуаций, решаемых проблем, возможные достижения и потенциальные трудности. Ученик понимает, как можно реализоваться в выбранной области, увидеть многообразие своей самореализации.
В рамках проекта «Естественно-научная вертикаль» в 218‑й школе состоялось открытое общегородское мероприятие «Хирурги школьникам: открытый диалог». Врачи-хирурги из Школы практической онкологии имени Андрея Павленко (Эмиль Чир-Чир и Илья Скляр) ознакомили школьников с особенностями и трудностями работы хирургов. Это было по-настоящему живое общение. Более ста учеников разных школ Москвы с 7‑го по 11‑й класс с большим интересом слушали лекцию, задавали вопросы, делились своим мнением. Встреча с профессионалами позволила ребятам узнать тонкости работы медиков, в том числе как им удается справляться с огромной психологической нагрузкой, ответственностью, ненормированным рабочим графиком.
В современном обществе востребованы профессионалы, имеющие широкий кругозор, владеющие знаниями на стыке разных предметных областей. Осенняя метапредметная школа собрала ребят, которых увлекает сочетание физики, химии и навыков технологии или математики, истории искусств и географии. На финальной игре «Что? Где? Когда?» от участников потребовалось привлечь к делу весь свой кругозор и проявить способности к восприятию и обработке информации (подсказки ко многим вопросам содержались в самих формулировках), а также проявить командный дух.
Образовательная среда в проектах «Математическая вертикаль» и «Естественно-научная вертикаль» способствует формированию личности, характеризующейся активностью познания, готовностью к нестандартным формам обучения и взаимообучения, преобразованию окружающего мира, высокой самооценкой и открытостью. Ключевыми характеристиками такого образования становятся система метапредметных навыков, развитие основных компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Павел ЩЕРБАКОВ, учитель русского языка и литературы школы №218
Комментарии
Ольга Алексеевна, мама ученицы класса «Математической вертикали»:
– Всем родителям нравится, когда детям легко, интересно и весело учиться в школе. А что, если детям трудно, но от этого не менее интересно и весело? Скажете, так не бывает? Оказывается, бывает, когда дети участвуют в «Математической вертикали».
Мы, родители, видим, что дети стали намного увереннее в себе по сравнению с тем, какими были в прошлом и позапрошлом годах, у них нет растерянности, они чувствуют в себе силы и способности. Кроме того, у них активно развиваются коммуникативные навыки, им нравится заводить новые знакомства среди таких же мотивированных подростков, общаться на математические (и не только) темы.
Проект «Математическая вертикаль» сдружил, сплотил наших детей. Этому, конечно, во многом способствуют преподаватели. Всех нас объединяет желание покорять новые вершины, а сделать это возможно, только когда мы команда!
Светлана Федоровна, мама ученика класса «Естественно-научной вертикали»:
– Мой сын поступил в класс «Естественно-научной вертикали» из другой школы. Атмосфера в школе удивительно комфортная. Учителя требовательные, но всегда готовы помочь, объяснить, если ребенок что-то не понял. Класс единомышленников. Ребята помогают друг другу, искренне радуются успехам товарищей.
«Естественно-научная вертикаль» объединяет детей, увлеченных биологией, открывающих для себя мир химии и физики. Они пытаются применить полученные знания на практике, на лабораторных работах.
Спасибо учителям, которые поддерживают это стремление к знаниям и выбранному направлению. В школу ребенок идет с радостью, с желанием открывать мир, познавать новое.
Комментарии