Практически в конце каждого сезона витрины магазинов пестрят надписями “Распродажа” и крупными цифрами скидок. Казалось бы, долгожданный момент для покупок настал. Ведь в магазине обязательно должны быть товары с указанной скидкой. Оказывается, не каждая вещь может подешеветь одинаково. Если это не так, то вас обманывают и хозяин “точки” может быть наказан.
Вот пример. В Читинской области вместо 12 моделей прихожих, указанных в тексте объявления, в магазине оказалось только 9. Скидка с цены составляла 40% вместо заявленных 50-60%. Покупатели обратили на это внимание и пожаловались в “инстанцию”. Виновник получил предписание и исправился.
“Что они там показывают в рекламе? Кто-нибудь следит за этим?” – слышится все чаще. Содержание роликов и объявлений в газетах стало популярной темой разговоров. Большинство людей признаются, что реклама их просто “достает”. Однако есть и любители этого жанра, готовые наслаждаться и критиковать. Реклама служит для потребителя источником информации, который должен быть достоверным. Она также – оружие в конкурентной борьбе.
За исполнением законов о конкуренции и рекламе следят территориальные управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Если вы уверены, что некая реклама нарушает ваши права: обманывает (обещает скидки, льготы, подарки, которых нет) или дискредитирует вас как человека, не пользующегося рекламируемым товаром, то можете обращаться именно в отделения МАП. У них есть полномочия, чтобы оштрафовать нарушителя, прекратить его рекламную кампанию или даже заставить разместить контррекламу. Если же реклама ввела вас в заблуждение, попросту обманула и, поверив ей, вы понесли потери, то можете обращаться прямо в суд.
Защищает нас с вами и новый Кодекс об административных правонарушениях. Согласно ему в случае обмана (обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно качества товаров, работ, услуг и т.д.) территориальное отделение МАП может наложить штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ (сегодня это от 1000 до 2000 рублей), на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ.
Если нарушили ваши права на получение необходимой и достоверной информации о товаре, работе, услуге, изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы, то виновные штрафуются. Должностные лица – на 5-10 МРОТ, юридические – на 50-100. Примерно такое же наказание грозит им за установление своих условий договора (например, за гарантийный срок ниже предусмотренного Законом “О защите прав потребителей”) и за непредоставленные льготы и преимущества, на которые вы имеете законное право.
Что касается сезонных распродаж, то на них продавец обязан обеспечить потребителю те же гарантии, что и при продаже товаров в обычном режиме. Модель со скидкой может быть несколько устаревшей, но это вовсе не значит, что ей позволено быть низкого качества. Причем есть разница между сезонной распродажей и продажей уцененных товаров. Вот уцененные товары не подлежат обмену, и деньги за них не возвращаются. И информация о том, что в магазине продаются такие изделия, должна быть обязательно.
Ирина ГЕОРГИЕВА
Комментарии