search
main
0

Съезд надежд. Дошкольное образование перестанет быть «золушкой»

В дошкольном образовании грядут большие перемены. Всезнающий воспитатель, требующий неукоснительной дисциплины от детей и безоговорочного послушания, приверженец учебно-урочной модели, должен отойти в прошлое. Кто приходит ему на смену? Об этих и многих других преобразованиях в стране раннего детства шла речь на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования. Более 700 работников этой системы и представителей родительской общественности из всех субъектов Российской Федерации стали активными участниками представительного форума. Организаторами съезда выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский книжный союз.

В фойе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», где проходил съезд,  развернулась выставка  современного оборудования, обучающих игр, методических пособий.   А в зале, где состоялось пленарное заседание, многочисленным журналистам трудно было найти свободные  места. Интерес к съезду большой, ведь  дошкольное образование будет кардинально меняться,  изменения затронут самые широкие слои общества.    Предстоит обсудить немало серьезных и острых проблем.  Ведущий съезда – главный редактор « Учительской газеты»  Петр Положевец  – выступает в роли умелого, опытного  режиссера  важного события.  Атмосфера в зале  деловая и  в то же время  по-праздничному приподнятая.   Не случайно заместитель председателя  Правительства РФ по социальной сфере Ольга Голодец сделала  акцент на значимости события, заметив,  что здесь  собрались   люди, которые определяют будущее России. Ведь от того, насколько им удастся раскрыть талант каждого ребенка, насколько комфортно будет проходить его развитие, зависит, будет ли Россия конкурентна, благополучна на карте всего мира. Глава Минобрнауки  РФ Дмитрий Ливанов  особо подчеркнул,  что  этот первый  съезд  дает  старт глубоким переменам  в судьбах самых маленьких граждан нашей страны.  Отныне  дальнейшее развитие системы дошкольного образования будут определять  новый Закон «Об образовании в РФ», который выделяет дошкольное образование как самостоятельный уровень, и профессиональный стандарт педагога.  Один из важных  ориентиров в нашей работе – прежде всего ориентир качества,  заметил министр. Не обошел он  вниманием  проблемы,  которые остро стоят сегодня. Вопрос нехватки мест в детских садах  не сходит с повестки дня. Но ситуация меняется – на модернизацию системы дошкольного образования в регионы было направлено 59 млрд рублей. В результате  создано дополнительно 74 тысячи мест в детских садах. В ближайшее время будет открыто еще 360 тысяч мест.  Не менее важно развивать негосударственный сектор,  считает министр. «Предстоит также значительно повысить качество педагогических кадров,  – добавил Дмитрий Ливанов. – У  нас почему-то считается, что чем меньше ребенок, тем ниже требования к  квалификации педагога. Все наоборот. Чем меньше ребенок, тем выше должна быть  квалификация воспитателя, как педагогическая, так и психологическая». В одной из секций съезда были озвучены цифры – на сегодняшний день лишь 38 процентов педагогов дошкольного образования имеют первую квалификацию, высшую – всего лишь 14 процентов.   А  введение ФГОС  вызовет  новые требования к уровню  образования  педагогов.  Так что  поводов для беспокойства  немало, работа в области модернизации дошкольного образования предстоит большая.   Оптимизма собравшимся добавило  заверение министра,  что зарплата педагогов  дошкольного образования уже в этом году сравняется со средней зарплатой в системе общего образования. Правда, в ходе обсуждения, а дискуссий на съезде возникало немало, этому способствовали и острота поднимаемых вопросов, и  интересные выступления, и деловая, но весьма комфортная обстановка, когда  каждый мог  делиться  своими сомнениями  искренне, от души.  Вот и по поводу  повышения зарплаты высказывалось мнение, что вряд ли оно  решит ряд проблем в системе дошкольного образования. В первую очередь, скажется ли ее рост на поиске качественно иных подходов к работе? Во-вторых, не совсем понятно, что будет влиять на стимулирующую часть зарплаты педагогов в дошкольном образовании, ведь оценки малышам не ставят. Выходит,  применяемый в  школе критерий здесь  не сработает.Директор Федерального института развития образования академик РАО Александр Асмолов  своим эмоциональным выступлением подтвердил  приверженность постулату   «детство ради детства», а не ради подготовки к школе  или вузу. Нынешний форум, по мнению академика, станет съездом надежд. Дошкольному образованию  пора перестать быть «золушкой» в  системе.  Смысл стандарта дошкольного образования – развиваться, развиваться и еще раз развиваться.    Нельзя сводить дошкольное образование к обучению.  Счет, письмо – это  всего лишь побочные продукты деятельности, через которые ребенок входит в мир, приобщается к нему.  Главное –  процесс развития, а не результат; социализация, развитие ребенка, а не обучение.   Доктор  психологических наук  призвал  всех «садоведов» никогда не забывать о том,  что детская субкультура развивает ребенка не меньше, чем взрослая.  В этой связи примечательна  сценка из жизни, с  рассказа о которой начал  свое выступление  и. о. президента РАО  Давид  Фельдштейн. Суть ее такова. Несколько детей, заняв скамейку, играют в водителя и пассажиров.  Шустрый пятилетний мальчуган – явный лидер среди них. Когда все  усаживаются в воображаемую машину, то   одному пассажиру не хватает места.  «Как же я?»- чуть не плачет малыш. Сообразительный «шофер» тут же находит решение,  до которого вряд ли додумается взрослый.  «А ты будешь бежать сзади и  вонять бензином», –  распоряжается он. И все счастливы!  Так пятилетний ребенок лучше любого взрослого, что называется, разрулил ситуацию.  Приводя этот пример из жизни, академик посетовал, что до сих пор не только в обыденном сознании, но и на  государственном уровне дошкольное образование воспринимается как  некий благостный период спонтанного роста и развития ребенка. Встал на ножки, поиграл, пошел в школу,  и вот тут уже надо заниматься им всерьез. А маленький ребенок – это большой человек, и мы серьезно ошибаемся, когда недооцениваем его возможности. В числе тех, кто настойчиво отстаивал идею введения дошкольного образования в качестве нового уровня  общего образования и стал участником разработки стандарта дошкольного образования,  оказался  Российский книжный союз. В его составе есть отдельная палата «Образование», деятельность которой направлена на подготовку предложений по совершенствованию  образования и формированию современной социокультурной  среды в обществе.  Родители в целом поддерживают  изменения динамики  развития дошкольного образования, считает президент РКС Сергей Степашин. Одно из важнейших требований семей – уход от академической направленности программ. Родители прежде всего хотят, чтобы их дети  всесторонне развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра за детьми. Однако  у Сергея Степашина нашлись оппоненты.  Высказывались суждения, что мода на раннее обучение  зачастую приводит к тому,  что дошкольник бывает загружен даже больше, чем  старшеклассник. Развивающие курсы, центры раннего развития, группы подготовки, школы для маленьких «гениев», различные студии… Родители охотно  делают инвестиции в будущее. Ведь им  обещают многое – ребенок  будет хорошо учиться в школе, станет успешным, его ждет прекрасное завтра и так далее. К примеру, начинают чуть ли не с пеленок  учить иностранный язык.  И  такие же запросы родители предъявляют к детским садам. Конечно, ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования.  Однако  новый ФГОС  предписывает  развивать прежде всего  мотивационную готовность к обучению, а не заниматься «дрессурой» детей,  обучая  чтению и письму. Ситуация в данном случае весьма противоречивая.  И разруливать ее придется  тем же дошкольным работникам, которые должны будут работать  по новому стандарту.  Хотя, как заверил Дмитрий Ливанов, повсеместное внедрение не станет очередным катаклизмом для системы образования, оно будет поэтапным и пойдет по мере готовности регионов и самих дошкольных учреждений.  Наработками в развитии системы дошкольного образования в Псковской области поделилась  с участниками форума  первый заместитель губернатора  Вера Емельянова.  В регионе успешно решается задача до 2014 года  обеспечить доступность  дошкольного образования  для всех   детей  от 3 до 7 лет. Важная составляющая развития дошкольного образования – социальный пакет работника детского сада. В рамках областной программы молодым специалистам выплачиваются подъемные, все педагогические работники дошкольных учреждений имеют право на региональную доплату и льготное санаторно-курортное лечение, отметила заместитель губернатора. В области в этом году стало больше  молодых воспитателей (на 13 процентов) – это хорошее достижение.   В рамках  съезда  весьма плодотворно работали  секции по разным направлениям: «Организация апробации и внедрения ФГОС дошкольного образования», «Профессиональный и личный рост педагогов дошкольного образования», «Особенности включения детей с особыми возможностями в образовательное пространство дошкольной организации», «Особенности разработки основной образовательной программы дошкольного образования образовательными организациями», «Культурно-историческая методология проектирования вариативного развивающего дошкольного образования».  Весьма показательно, что   проблема кадрового обеспечения  так или иначе возникала на всех секциях. Но особо  остро вопрос  о  качестве  кадров стоит  в детских садах,  которые посещают дети с  особыми возможностями здоровья. Директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев весьма обеспокоен, как он выразился, честной статистикой. Сегодня порядка 47 процентов педагогов психологически не готовы работать с  такими детьми,  а более 70 процентов из них не имеют для этого специального образования. Директор центра образования №109 Евгений Ямбург  в числе рисков также назвал  необходимость приема  в школу  детей с  особыми возможностями,  в то время как работать с ними педагогов никто не учил.  Волнует всех и  повсеместное сокращение в детских садах ставок логопедов, дефектологов.  По словам Евгения Ямбурга, это то же самое, что повышение безопасности полетов за счет увеличения зарплаты летчиков при сокращении наземных диспетчерских служб. Такая «оптимизация»  может привести  к тому, что новые стандарты останутся хорошими лишь на бумаге.фото автораМненияЛюдмила ГАДЖИЕВА, начальник Департамента образования администрации г. Перми:- Организаторы съезда очень сбалансированно подобрали  выступающих.  Были выступления, ориентированные на чиновников, которым предстоит заниматься организацией внедрения нового стандарта в дошкольные учреждения.  Очень конкретным и понятным  мне показалось выступление Анастасии Зыряновой, директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ. Заявлены четкие этапы внедрения стандартов и указаны критерии, по которым мы можем понять, готовы ли учреждение и муниципалитет к внедрению новых стандартов или не готовы. Понравилось выступление члена-корреспондента РАО Александра Кондакова, который очень четко сравнил академическую  и личностно ориентированную модели организации дошкольного образования в разных странах. Тамара  РЫКОВА, главный специалист отдела дошкольного образования мэрии г.о. Тольятти:- Состоялся интересный диалог, в ходе которого активно обсуждались приоритетные задачи дошкольного образования, в том числе вопросы введения ФГОС. Неоднократно в выступлениях подчеркивалось, что развитие сферы образования должно быть ориентировано на повышение его доступности и качества, подготовку квалифицированных кадров, исключительную значимость дошкольного периода в развитии личности. Съезд прошел в  живой и творческой атмосфере, его материалы, несомненно, помогут на практике реализовать поставленные государственные задачи в области дошкольного образования. Хочется выразить глубокую благодарность организаторам съезда. Отдельное спасибо Петру Григорьевичу Положевцу, замечательному ведущему съезда, а также талантливому и интеллигентному музыканту Дмитрию Маликову за свет, тепло и радость, подаренные нам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте