Скажи мне, кто твой прадед, и о тебе вспомнит твой правнук. Так гласит народная мудрость. Но что мы знаем о своих корнях? Мой дед по отцовской линии после сталинских лагерей так и не поднялся на ноги. Помню комнату, пропахшую лекарствами, и его бледное лицо на подушке.
«Подойди, внученька, – говорил дед, – послушай». И каким-то особым, как мне, неразумной, казалось, нарочито торжественным голосом читал: «Избави мя от скорбей, Боже… Сердце чисто созижди во мне…»
Но повторять за дедом непонятные слова мне не хотелось. На улице ждали подружки, игры, солнце, озеро, лес. Я выполняла мамино поручение – занести дедушке-бабушке гостинцы – и с облегченным сердцем выбегала на улицу. Ближе и понятнее мне был другой дед – колхозный председатель. Веселый, шумный, любвеобильный. Когда я смотрю фильм «Любовь земная», то забываю, что это актер Евгений Матвеев. Он очень похож на нашего «колхозного деда». И это отмечали все, кто знал председателя сибирского колхоза имени Ленина. О его жизни рассказывают фотографии, награды, заметки в газетах. И ничего я не знаю о другом своем деде. Бабушка пережила его ненадолго. А родители отмалчивались.
Однажды, уже будучи взрослой, при ответе на анкету о репрессированных родственниках (такие заполнялись для выезда за границу) я впервые серьезно задумалась о своих корнях. Но восстановление родословной – занятие трудоемкое. До сих пор не побывала я в Орловской области, откуда пошел род моего отца. И казню себя, что не успела еще расспросить многих наших родичей, рассеянных по разным городам и весям.
Письмо Елены Горячевой из Беларуси навело на многие размышления. Судьба человека любого рода – это не только личное достояние семьи, но и наше общенациональное наследие.
Недавно судьба свела меня с удивительным человеком – Владимиром Мартышиным, директором Ивановской сельской школы, что на Ярославщине. В этой школке ведется курс «Твоя родословная». Методика разработана Владимиром Сергеевичем. И учебное пособие, выпущенное 7 лет назад, называется «Твоя родословная». Представляете, каждый ученик Ивановской школы знает свое генеалогическое древо. И знает, что генеалогия – это история того или иного рода во всех проявлениях жизни. (Об этом замечательном учебном заведении стоит рассказать особо.) Уроки краеведения здесь начинаются во втором классе. Малыши узнают историю своей семьи, деревни, соседних поселений. Предмет так и называется: «Моя семья, село, деревня». А уже в следующем классе начинается курс «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». В четвертом классе познают ребята «Историю Борисоглебского края в лицах». Так они доходят до курсов «История Ростовской земли», «Ярославская губерния», «Русский народ».
А предмет «Древо рода» – это составная часть курса «Духовные традиции русской семьи».
Надо ли говорить, что все эти курсы и предметы стали для ребят любимыми и желанными.
«Что, по-твоему, значит счастье?» – на этот вопрос большинство ивановских школьников отвечают так: счастье – это крепкая, с хорошими традициями семья. Судьба человека – судьба страны…
Комментарии