search
main
0

Северо-Запад России рекомендует

Одна из актуальных проблем системы начального профессионального образования – организация постоянного взаимодействия с социальными партнерами в целях обеспечения эффективности функционирования этой системы.
Под эгидой Европейского фонда образования уже восемь лет реализуется пилотный проект “Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России”.
Центральное место в проекте занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия с социальными партнерами.
В ходе реализации проекта накоплен большой опыт работы в области социального партнерства, на основе которого разработаны рекомендации по созданию системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании
Одной из основных задач региональной системы начального профессионального образования является удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в подготовке квалифицированных рабочих. Наряду с функциями социальной защиты начальное профессиональное образование должно гарантировать молодежи получение профессиональных знаний и навыков, востребованных их будущими работодателями.
Для системы профессионального образования в целом, а для начального профессионального образования в особенности, крайне важно создание и развитие системы социального партнерства, организация постоянного социального диалога между профессиональными училищами и лицеями, работодателями, общественными организациями и органами по труду и занятости на взаимовыгодной и равноправной основе.
Социальное партнерство в начальном профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Эта система призвана помочь образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда.
Наряду с профессиональными характеристиками на первое место в ряду требований работодателей выходят функциональные и личностные качества работников, такие, как отношение к работе, умение общаться с людьми, творческий подход к делу, умение принимать решения и организовывать их исполнение и т.д.
В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения начального профессионального образования только в тесном контакте с работодателями – непосредственными потребителями их продукции, смогут выполнять свою главную задачу – осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по профессиям, востребованным на региональном рынке труда.
Заинтересованность в системе социального партнерства объединений работодателей и работников объясняется следующим. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность.
Не меньший интерес к социальному партнерству с профессиональной школой имеют и органы по труду и занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку – в этом и есть практическая заинтересованность органов по труду и занятости в становлении системы социального партнерства в начальном профессиональном образовании.
Для самой системы начального профессионального образования социальное партнерство должно стать естественной формой существования.
Непосредственно для образовательных учреждений укрепление связей с предприятиями, органами по труду и занятости, общественными организациями открывает следующие дополнительные возможности:
упрощается доступ к информации о региональном рынке труда (кадры каких профессий и в каком количестве потребуются на рынке труда);
обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся;
появляются возможности для организации краткосрочной стажировки педагогических работников в целях ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
расширяются возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
инициируются новые совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и др.).
В ходе работы по созданию системы социального партнерства определились основные категории социальных партнеров:
работодатели (как правило, крупные и средние предприятия);
органы исполнительной власти (органы управления образованием всех уровней, по труду и занятости, молодежной политике, внутренних дел, а также управления региональных экономикообразующих отраслей);
общественные организации (профсоюзы, объединения и ассоциации работодателей, торгово-промышленные палаты и т.д.).
Причем на уровне образовательного учреждения этот перечень участников может быть дополнен за счет субъектов рынка образовательных услуг, то есть образовательных учреждений других уровней образования.
Положительный опыт сотрудничества с органами по труду и занятости заключается в совместном изучении и анализе регионального рынка труда, прогнозах потребностей предприятий, использовании базы образовательных учреждений для переподготовки безработных.
Развитие сотрудничества с профсоюзами и общественными организациями способствует снижению социальной напряженности в обществе, повышению их ответственности за организацию профессионального обучения, увеличению их влияния на законодательные процессы, имеющие отношение к профессиональному образованию и обучению.
Главными формами работы образовательных учреждений с социальными партнерами являются:
договорные (включают в себя все виды взаимодействия на основе двусторонних и многосторонних договоров);
организационные (создание дополнительных органов – консультационных и прочих советов).
Основными договорными формами сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами являются:
в части взаимодействия с работодателями:
организация производственного обучения и практики обучающихся;
стажировка и повышение квалификации педагогических работников;
переподготовка и обучение работников предприятий;
совместная коммерческая деятельность и реализация проектов;
совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках;
оказание предприятиям информационных и консалтинговых услуг;
оказание маркетинговых услуг;
выполнение работ по договорам подряда;
совместное участие в международных проектах;
проведение научно-исследовательских и технологических работ;
в части взаимодействия с органами по труду и занятости:
профориентация обучающихся;
содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений;
информация о рынке труда и занятости населения;
переобучение безработных;
в части взаимодействия с общественными организациями:
социальное взаимодействие.
Организационные формы сотрудничества являются более высоким уровнем взаимодействия с социальными партнерами. Они предполагают создание организационных структур, наделяемых специальными полномочиями и действующих на основе уставных и других регулирующих документов, утверждаемых в установленном порядке. Как правило, это советы – консультативные, профессиональные, попечительские и т.д.
В состав Консультативного совета входят представители органов исполнительной власти, включая органы управления образованием и по труду и занятости разного уровня (региональные, муниципальные), молодежной политике, внутренних дел, управления экономикообразующих отраслей; работодателей, их объединений, профсоюзов работников и т.д., а также учебно-методических служб и образовательных учреждений.
Консультативный совет функционирует при администрации региона (губернаторе или его заместителе по социальной сфере).
Профессиональные советы объединяют, как правило, отраслевые структуры (например: орган управления, координирующий отрасль деревообрабатывающей промышленности, – комитет по лесу, объединение работодателей по деревообработке и крупных работодателей – производителей мебели или строительных материалов и т.д., а также образовательные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для этой отрасли промышленности).
В Попечительский совет входят управленческие структуры, связанные со сферой образования (управления образованием, по молодежной политике, внутренних дел и т.д.), обучающиеся и их родители, представители общественных организаций, депутаты, меценаты и т.д.
При этом задачами Консультативного совета являются:
содействие в разработке стратегии развития системы начального профессионального образования;
привлечение к работе по развитию системы начального профессионального образования региональных органов управления (образованием, службы занятости) и общественных организаций, заинтересованных в участии в этом процессе;
согласование и координация действий образовательных учреждений, работодателей, общественных организаций и региональных органов управления в планировании и организации подготовки кадров с учетом требований рынка труда;
выработка предложений по возможной корректировке учебных программ и планов, введению дополнительных блоков в образовательные программы;
выработка предложений по внесению изменений и дополнений в региональный компонент перечня профессий, в профессиональные стандарты на новые профессии;
оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с концепцией социально-экономического развития региона и отраслевыми прогнозами;
содействие образовательным учреждениям в оценке изменения квалификационных характеристик по профилирующим профессиям;
содействие и координация научно-исследовательских работ в области анализа регионального рынка труда, современной системы подготовки и повышения квалификации кадров и т.д.;
помощь образовательным учреждениям в организации ежегодных конкурсов знаний профессионального мастерства обучающихся;
содействие в разработке и издании учебно-методической литературы для образовательных учреждений.
Задачи Попечительского совета:
содействие совершенствованию образовательного процесса, внедрению новых методических подходов к обучению;
содействие укреплению и развитию учебно-материальной базы образовательного учреждения;
содействие в организации социальной поддержки обучающимся и педагогическим работникам;
развитие системы поощрительных фондов и грантов;
содействие в организации зимнего и летнего оздоровительного отдыха;
организация конкурсов и олимпиад;
организация спонсорской помощи образовательному учреждению.
Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики региона, социальной обстановки, мотивированности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей, а также от воли, желания и возможностей руководителей образовательных учреждений.
В каждой конкретной ситуации может складываться более или менее благоприятная обстановка для развития системы социального партнерства, но в любом случае можно выделить несколько этапов, характерных для этого процесса.
Основные этапы создания системы социального партнерства:
1. Подготовительный, целью которого является осознание образовательным учреждением необходимости установления нового типа взаимодействия с региональным рынком труда, оценки собственного потенциала.
На данном этапе коллективу образовательного учреждения необходимо провести своего рода инвентаризацию реальных и потенциальных партнеров и их интересов, то есть необходимо исследовать ту отрасль экономики, для которой готовит кадры образовательное учреждение. Следует иметь информацию о том, какими предприятиями, организациями и профессиональными ассоциациями она представлена; каким образом данная отрасль видится в стратегическом плане развития региона, каким потенциалом на перспективу она обладает.
Большую ценность представляют и результаты инвентаризации образовательных учреждений всех форм собственности и уровней профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные услуги для этой отрасли. Кроме того, полезно иметь полную информацию о профессиональных образовательных стандартах и квалификационных характеристиках профессий и специальностей, характерных для данной отрасли и подготавливаемых в образовательных учреждениях различных уровней профессионального образования.
При этом самым важным компонентом этого этапа, без которого невозможно перейти к следующему, является мотивация всего коллектива образовательного учреждения к необходимости выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
Процесс мотивации характеризуется сменой психологических установок, сформированных в прежней системе социально-экономических отношений.
Таким образом, в случае успешного завершения первого этапа усиливается мотивация коллектива образовательного учреждения к развитию социального партнерства. Создается база данных о социальных партнерах по категориям (описаны действующие и потенциальные формы сотрудничества с ними), об образовательных учреждениях, работающих в том же сегменте рынка профессиональных образовательных услуг, о профессиональных образовательных программах.
Кроме того, появляется возможность проанализировать перспективы развития отрасли в конкретном регионе и перспективность подготовки для данной отрасли.
2. Организационный, целью которого является налаживание устойчивых связей с социальными партнерами. В рамках данного этапа подготавливаются договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров (о прохождении практики, о трудоустройстве выпускников, об экспертизе учебно-методической документации, о стажировке и т.д.), отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров.
Появляется возможность сбора и обобщения статистических и аналитических материалов о положении на рынке труда, его количественных и качественных параметрах, профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу.
Таким образом, складываются элементы будущей системы социального партнерства, определяются формы социального партнерства, формируется круг социальных партнеров образовательного учреждения.
3. Системообразующий, целью которого является формирование системы социального партнерства через объединение отдельных ее элементов.
Взаимодействие с партнерами становится устойчивым и постоянным, поддержка контактов с работодателями переходит в разряд важнейших функциональных обязанностей работников образовательного учреждения. Для этого вносятся уточнения в должностные инструкции, в план работы образовательного учреждения включаются мероприятия по социальному партнерству.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения становится формирование организационных структур социального партнерства – постоянно действующих советов, объединяющих всех участников этого процесса, регулирующих отношения между ними.
Таким образом, на данном этапе взаимодействие образовательного учреждения со всеми заинтересованными сторонами выводится на технологический уровень. Формируются технологии социального партнерства на уровне образовательного учреждения.
Индикаторами результативности и эффективности работы образовательного учреждения в области социального партнерства может служить следующая система показателей.
Основными показателями оценки деятельности образовательного учреждения в области социального партнерства являются:
востребованность выпускников образовательного учреждения на рынке труда (динамика показателей трудоустройства выпускников за период с начала работы по установлению новых партнерских связей образовательного учреждения);
востребованность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг (расширение сегмента рынка образовательных услуг);
прирост внебюджетного финансирования за счет реализации различных видов платных образовательных услуг;
наличие договоров с представителями различных категорий социальных партнеров;
реализация образовательным учреждением разнообразных форм сотрудничества с социальными партнерами, к числу которых можно отнести:
наличие экспертной оценки учебных планов и рабочих программ со стороны представителей предприятий;
членство образовательного учреждения в профессиональных ассоциациях;
участие в работе Консультативного совета;
контакты со службами занятости;
регулярные стажировки педагогических работников на реальных рабочих местах;
наличие в отчетно-планирующей и нормативной документации образовательного учреждения мероприятий по социальному партнерству.
Таким образом, развитие социального партнерства в области начального профессионального образования должно способствовать повышению качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, а следовательно, развитию экономики региона за счет повышения качества воспроизводимых профтехшколой трудовых ресурсов.

Евгений БУТКО,
начальник Управления начального профессионального образования МО РФ, председатель Наблюдательного совета проекта

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте