search
main
0

Северный Микеланджело Исполняется 500 лет фрескам Дионисия

В марте при ярком солнце, когда ни облачка нет на небе, а от снежного блеска болят глаза, здесь чувствуешь, как мороз еще колет щеки. А может, это с непривычки? Ферапонтов монастырь расположен севернее Вологды, и климат здесь, конечно, не московский. У людей особый говор, тоже непривычный, своеобразное северное “окание”. Зима – не туристское время, не отпускное, но мне случилось приехать в монастырь, когда только-только закончился февраль. Поэтому на автостоянке близ монастыря не было туристических автобусов, не было в музейных залах любопытных зевак, и я ходил там в одиночестве.

В этом году, на рубеже лета и осени, исполняется ровно 500 лет фрескам Дионисия, которые в Ферапонтовом монастыре уцелели практически полностью. Ныне имя гениального инока ставят в один ряд с Микеланджело и другими мастерами Возрождения. Но итальянского живописца знает весь мир, а вот имя Дионисия, этого, если можно так сказать, “северного Микеланджело”, и в России-то немногим известно. Между тем Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО включил ансамбль Ферапонтова монастыря и росписи Дионисия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самому монастырю перевалило за 600 лет. Четыре столетия он был одним из самых заметных религиозных и культурных центров России. Уже в пятнадцатом веке приобрел он широкую известность, став местом паломничества и… ссылки. Самым известным ссыльным был здесь, пожалуй, мятежный патриарх Никон, боровшийся за приоритет церковной власти над властью светской. В то же время обитель дала Руси нескольких видных церковных иерархов. В 1798 году Ферапонтов монастырь закрыли, на его месте возник обычный сельский приход. Но в начале двадцатого века к монастырю возвращается былая известность. Проводятся реставрационные работы, искусствовед В.Т. Георгиевский выпускает в 1911 году книгу о фресках монастырского собора Рождества Богородицы. В 1918 году в стенах монастыря образовался музей. Он возник как часть музейного отдела Кирилловского уездного отдела народного образования. Такие вот даты.
Отличительная черта фресок Дионисия в их особой духовной сущности. В том, что художник создал зримый образ духовного идеала своей эпохи, без которого не мыслилось будущее человека. Его работа сконцентрировала многовековой опыт художественного православного богословия – “умозpения в красках”, и русское представление об образах Царства Небесного. Росписи Дионисия олицетворяют высочайшее духовное состояние национальной культуры рубежа XV – XVI веков. И плюс ко всему, как уже было сказано, эти росписи сохранились во всей их первозданной красоте. После разрушения фашистами стенных росписей XII – XVI веков в Новгороде фрески Дионисия остались единственным уцелевшим полностью ансамблем фресок Древней Руси. О самом художнике известно очень мало. В отличие от западноевропейского искусства, на Руси не было принято писать биографии. Да и сами мастера опасались “искания славы”, считая стремление к известности и саму известность делом греховным. Поэтому о современниках Дионисия – таких, как Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, – мы знаем гораздо больше. А уровень мастерства воплощения идеи в краске у русского художника вполне сопоставим с талантом его итальянских современников.
Мы знаем о широкой прижизненной известности Дионисия, о его болезни ног, об участии в росписи храма Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря. Когда сюда приехал Иван III, он был весьма удивлен и восхищен работой живописца. Дионисий участвовал в росписи главного храма тогдашней Руси – Успенского собора в Кремле. Его считали ведущим мастером эпохи. Из Москвы Дионисий уехал в Заволожье и на Белоозеро. Духовно-культурная значимость здешних мест не уступала столице. В Ферапонтовом монастыре он работал вместе с сыновьями в 1502 году, в августе и сентябре…
Оригинальность Дионисия заключается в особом, тональном богатстве мягких цветов, в гармонии многочисленных сюжетов, в органичном соединении с архитектурой собора. Рисунок его изящен и легок, удлиненные пропорции подчеркивают невесомость святых, парящих в небе. И кажется еще, что краски излучают особый, неземной свет.
Развитие Музея фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре предполагает сегодня создание обучающей программы для детей “Школа Дионисия”. Ее задача заключается в изучении основ православной художественной культуры. Программа предполагает помощь тем, кто осваивает иконописание, педагогам, почитающим за должное ознакомить школьников с фресками монастыря. Однако пока для ее реализации требуется решить ряд вопросов, и музей фресок надеется на заинтересованное сотрудничество и поддержку.
В этом году, уже начиная с февраля, в Вологде, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Музее фресок Дионисия проходят различные выставки, конференции, вечера. В августе закончился вологодский областной литературно-художественный конкурс для школьников “Мой Дионисий”. Сняты две версии фильма о Дионисии: одна, полуторачасовая, для специалистов, другая, получасовая, предназначена для образовательных целей.
…Искрится снег на кровле монастырских строений и церквей. Вдали, за широкой, ровной снеговой гладью, виден голый лес. И ты вспоминаешь лики святых, в которых одновременно и свет, и радость, и строгость, и еще тот неповторимый небесно-синий цвет, окружающий фигуры в золотых нимбах, такой же мягкий и строгий. Зовущий к небу.

Федор ТОННЕЕВ
Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте