search
main
0

Северный «коэффициент»

Задача реструктуризации образовательной сети решается через укрупнение базовых школ и закрытие малокомплектных. И не секрет, что школьный автобус порой является для жителей малых деревень единственным транспортным средством.

Итак, школа получила новенький автобус, прошла процедуру лицензирования на перевозку и обучения ответственного за безопасность движения. Назначен сопровождающий. Прекрасно! Но жизнь подбрасывает проблемы. Автобусы ломаются. Необходимы ремонт, средства на запчасти. Недостаточно лимитов на ГСМ и топливо. Сезонные проблемы: весной и осенью – разбитые дороги-грунтовки, зимой – снежные заносы и бураны. Особой строкой – весенний разлив рек.

В соответствии с требованиями по перевозкам детей дороги, по которым идут школьные автобусы, должны быть с асфальтовым покрытием. Но сельские дороги – беда России, воспетая еще в минувших веках. Директор школы ХХI века должен думать о стратегическом запасе запчастей к автобусу на осень и о дополнительном варианте перевозки детей в случае, если автобус сломается, например, в середине пути.

Зимой дороги на Севере может занести по пояс. Дорожники начинают уборку снега с центральных, главных дорог и трудятся по 14 часов. Подъезды к отдаленным деревням могут быть расчищены на вторые или третьи сутки после бурана. В таких случаях обычно не хватает уборочной техники, а стоимость одного часа работы грейдера или бульдозера свыше 1000 рублей. Иногда средств местного бюджета хватает на расчистку дорог один раз в неделю. В итоге подвоз учеников в школу может быть сорван на неделю.

Весеннее половодье приносит другие тревоги. Бывает так: автобус подвозит детей на берег, а затем на лодке их перевозят через реку. Течение несет льдины, стремительные водовороты могут перевернуть суденышко. В этом случае, конечно, выбирается безопасность, а не доставка учеников в школу.

Обеспечить непрерывность образовательного процесса можно с помощью школьных интернатов или дистанционного обучения. Интернат – более затратный вариант, так как требует отдельного здания или помещения для размещения детей и трех-четырехразового питания. К тому же должен быть укомплектован штат воспитателей, ночных нянь, уборщиков служебных помещений и так далее.

Вариант дистанционного обучения более приемлем. Для его реализации нужны компьютеры или ноутбуки, выход в Интернет и консультант на территории, где проживают дети. В базовой школе педагоги должны владеть методикой дистанционного обучения, составлять образовательные модули и определять обратную связь усвоения учебного материала. Наверное, поэтому дистанционное обучение в школах широко не применяется.

Так какой же выход? Тщательный расчет позволит определить наиболее эффективный вариант: сохранить малокомплектную школу или организовать подвоз в базовую. Но не только цифры влияют на принятие решения. Закрытие школы, детского сада в деревнях ведет к миграции населения. Сельская школа во многом определяет перспективу деревенской жизни и требует бережного отношения со стороны государства.

Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте