В 2019-2020 учебном году педагоги дошкольных групп школы №508, воспитанники всех возрастных групп и их родители приняли участие в долгосрочном этнографическом проекте «Северное сияние». Его тема была обусловлена одной из годовых задач, в рамках которой мы хотели ознакомить детей с историческими и культурными ценностями многонациональной России.
На территории нашего государства проживают более 190 народов. Непростым оказался вопрос, какой же этнос выбрать для изучения. В конечном итоге педагоги остановили свой выбор на народах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Что стало причиной такого необычного выбора? Невероятная притягательность природы, неизведанность и тайна северных народов, многогранность их культуры и обычаев.
Знаний для углубленной работы над данной темой у нас было недостаточно. Требовались новые, нетривиальные идеи для реализации подготовительного этапа проекта. Чтобы максимально реалистично почувствовать колорит Русского Севера, наш коллектив отправился на экскурсию в этнографический парк-музей «Этномир». Посетив праздник «Северное сияние», мы окунулись в мир сибирского фольклора, вживую услышали знаменитое горловое пение, посетили народные мастер-классы, а также мини-экскурсии в жилища северных народов.
Что же мы привезли из этого путешествия? Идеи национальных игр и мастер-классов, древний музыкальный инструмент варган, а также понимание устройства национального жилища под названием «чум». Но самое главное – у нас появилось вдохновение для дальнейшей работы над основной частью проекта.
Мы решили, что не будем останавливаться только на одном из направлений в изучении народов Севера. Каждый педагог выбрал тему исходя из собственных интересов, углубленно изучил материал и адаптировал его для разных видов образовательной деятельности с детьми. В результате проведенной работы у нас появились такие направления: традиции и обряды, одежда и украшения, кухня северных народов, животный и растительный мир, сказки народов Севера, ремесла, игры, музыка и танцы.
Работа над проектом увлекла всех – и педагогов, и детей. Очень помог нам мультипликационный альманах «Гора самоцветов», который доступно рассказывает детям об этнографическом составе и особенностях народов России.
Изготовление лэпбуков и макетов привнесло особый практико-ориентированный смысл в реализацию проекта. Лэпбук – многофункциональное, интерактивное пособие, имеющее разную структуру как по содержанию, так и по видам материалов, используемых в его изготовлении. Яркие и интересные задания дети с увлечением выполняли самостоятельно и вместе с воспитателями. Возможность решать несколько образовательных задач в простой игровой форме понравилась не только детям, но и педагогам.
Все, что создали ребята во время этой работы, мы представили на выставке, организованной в вестибюле детского сада.
– В феврале в группе проходили занятия, выставка и мероприятия, посвященные народам Севера. Детям не только рассказывали о климате на Севере, народах Севера, животных Севера! Воспитатели пошили всю атрибутику (чумы, костюмы, аксессуары), дети могли не только посмотреть, но и прикоснуться своими ручками ко всем предметам и даже примерить костюмы, посидеть в чуме, поиграть на музыкальных инструментах жителей Севера. Дети были в восторге, а мой ребенок по сей день строит чум в квартире и рассказывает всем родным и знакомым про Север, – отмечает мама одной из наших воспитанниц.
Надо сказать, что многие родители приняли активное участие в различных направлениях проекта. Кто-то из шнурового материала, бусин, кусочков кожи и меха смастерил украшения, ставшие колоритным дополнением к сшитому нашими воспитателями национальному костюму «Кухлянка». Кто-то открыл для себя национальный фольклор, прочитав «Сказки народов Севера», подобранные одним из педагогов. Из составленной нами книги рецептов «Кухня народов Севера» родители вместе с детьми приготовили дома блюда «Жареный карась по-эвенски» и «Пельмени по-сибирски».
Неотъемлемой частью заключительного этапа нашего проекта стал досуг «Северное сияние». Основной его целью стала идея аккумулирования полученных детьми знаний в процессе разных видов деятельности. Чтобы передать колорит аутентичной культуры народов Севера, досуг был организован как театрализованное представление. Все работало на максимальное восприятие детей: и созданные вручную декорации, и специально подобранное музыкальное сопровождение, и световое оформление зала. Шаман как основной ведущий досуга стал для детей олицетворением волшебства и тайны северных народов, хранителем сказок и легенд. Дети завороженно наблюдали за игрой на варгане, необычными движениями ритуальных танцев. Воспитанники подготовительных групп показали сказку народов ханты и манси «Храбрая Татья», а также исполнили эмоциональный танец северян. Дети окунулись в атмосферу северных традиций, сказок и легенд.
Увлекательная работа над проектом «Северное сияние» нашла свое отражение в дальнейшей реализации новой годовой задачи, уже на 2020-2021 учебный год: культурно-познавательный туризм для дошкольников. Мы решили не останавливаться только на тех народностях, которые населяют Север нашей страны. Была проведена работа по расширению этнографического диапазона знаний наших воспитанников. Педагоги продолжили знакомить детей с населением и культурно-бытовыми особенностями других регионов России, значительно отличающихся друг от друга.
Ольга ГАРАЕВА, старший воспитатель школы №508;
Екатерина ГОЛЦАПФЕЛ, учитель-логопед школы №508
Комментарии