search
main
0

Северная мастерская. Дополнительное образование

Недалеко от Красноярска есть маленький городок Железногорск. Начинался он с колышка, вбитого в августе 1950 года на перекрестке будущих улиц Советской и Советской Армии. Первые годы у него не было названия, его просто называли Соцгород или Девятка. В 1954 году город получил сразу два имени. Открытое – Красноярск-26, закрытое – Железногорск. С 1994 года осталось одно имя – Железногорск. В настоящее время в городе проживают около 100 тысяч жителей. Город расположен у живописных сопок, покрытых густой таежной растительностью. Украшает его озеро, образованное путем постройки плотины на таежной реке Кантат. В городе 16 школ, промышленный колледж, четыре кинотеатра, пять библиотек, два театра, музей истории, выходят три газеты. Есть телевидение «Канал-12». Три спортивных комплекса, зоосад. Освещенная лыжная трасса, лодочная станция, станция юных техников и натуралистов, Дом творчества школьников и многое другое.

В Доме творчества есть кружок керамики. А руководит им замечательный педагог Светлана Иосифовна Похабова. Некоторые ее работы находятся в частных коллекциях Венгрии, Польши, Японии.

По распределению Светлана Иосифовна и ее муж попали в закрытый город Красноярск-26 в 1984 году. В то время туда стали приезжать ведущие специалисты из разных областей науки. Сначала Похабовы работали в Художественной мастерской города. Потом мастерская перестала существовать. И Светлана Иосифовна вместе с мужем перешли в Железногорский Дворец пионеров, теперь он называется Дворец творчества. С тех пор здесь и работает.

– Какие секции и кружки есть в Доме детского творчества?

– В главном корпусе хореография, там же занимается ансамбль народного танца, который, кстати, часто принимает участие в различных конкурсах по всей России. Есть у нас научный кружок, кстати, его руководитель приехал в наш город из Санкт-Петербурга. Еще в нашем Дворце есть подготовительные курсы в институты по различным предметам. Моя дочка, например, занималась в кружке английского языка. Там работал чудесный педагог. Еще наш Дворец снимает филиал, потому что все секции перестали вмещаться. Там у нас есть кружок керамики. Еще в одном обучают лоскутной технике, папье-маше. Есть секция настольного тенниса. Тренер, который ее ведет, уже на пенсии, но он действительно профессионал своего дела. Многие из его учеников стали спортсменами по настольному теннису.

Еще есть школа раннего развития, где занимаются дети от пяти до семи лет. Занятия длятся 30 минут. Это математика, ритмика, изо и керамика. Очень любят ребятишки лепить из глины. А ведь через пластику развиваются и пальчики, и голова.

– Светлана Иосифовна, по каким критериям вы набираете ребят в свой кружок?

– В конце лета начинается запись. Детей приводят родители. Каждый желающий может прийти в кружок керамики и начать заниматься. Занятия бесплатные.

– В каком возрасте обычно приходят дети?

– Родители приводят ребятишек в 5-7 лет. Надо постоянно поддерживать их интерес. Они начинают обучаться от простейшего к сложному. Надо, чтобы ребенок почувствовал глину как материал. Сначала начинаем лепить колбаски, шарики. Некоторые детки ведь даже этого не могут сделать. А потом начинаем фантазировать: что можно слепить из этого шарика? Добавляем детали, и получается кошка, собака, поросенок. А с более старшими детьми, которым 13-14 лет, делаем уже более сложные работы. У меня в студии занимается Алена, она уже поступила в университет, это моя гордость, и все равно приходит к нам в студию. Она делает что-то дома, а ко мне приходит обжигать.

Еще у нас в студии есть роспись по плитке. Для старших я читаю лекции по искусствоведению. Объясняю им все тонкости росписи пером. Дети постарше многое умеют. И их надо только направлять. Тем более, когда есть личный пример, то есть когда сам педагог участвует в выставках. Или когда педагог показывает им работы других мастеров, тогда дети заражаются.

– Вы сказали, что на первых занятиях ребята лепят шарики и колбаски, а как скоро они переходят к фигуркам?

– К концу года. Весной я читаю им сказку. Потом мы беседуем. Ребята выбирают себе животное, которое они бы хотели слепить. И мы уже делаем коллективную работу по сказке, например, «Кошкин дом» или «Айболит». Я, конечно, им помогаю. Иногда бывает, что сразу несколько человек хотят лепить лису или зайца, тогда на выставку мы помещаем две работы. Правда, сначала животное надо сделать, а потом уже дети выбирают, у кого получилось лучше всех. И на последнем занятии у нас вручаются призы за лучшие работы самым старательным. Я их поощряю. Дети это любят.

Кроме того, я рассказываю ребятам, что глина для нас – это как палитра для скульптора, в которой должна быть целая гамма плотности и пластичности. Например, в начале работы нужна более мягкая глина, в конце – более твердая, что позволяет отрабатывать более мелкие детали. Глины должно быть заготовлено немного больше, чем нужно для этой цели. Лепка животного из целого куска – не очень простое занятие. Она требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет и по рисунку уточнить форму, пропорции и пластику перехода от одной детали к другой. Затем комку глины придается определенная исходная форма. Например, для лепки груши – это шар, для белки – толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, надо переходить к вытягиванию таких деталей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отрабатывать более мелкие части. Для лепки крыльев и перьев птиц, шерсти животных хорошо подходит прием рельефной лепки: небольшие куски глины накладывают на основную форму, а пальцами и стекой придают им нужную форму.

– Светлана Иосифовна, а как проходит первое занятие в вашей студии?

– Сначала я рассказываю о технике росписи на плитке. Показываю им свои работы и работы мужа. Какие-то выставочные работы свои или своих знакомых мастеров. И когда бывают выставки, мы с моими коллегами просто обмениваемся экспонатами. Я дарю им свои работы, они мне свои. И ребятам я могу показать, какие мастера есть у нас в крае. Если есть возможность, то я приглашаю самого мастера. Детям нравится. Он показывает технику. Кроме того, я всегда объясняю ребятам, что нужно учитывать, например, когда ты красишь, получается один цвет, а после обжига – другой. А на первом занятии надо, чтобы ребята поняли, как, скажем, краску нужно растирать. Ведь ее у нас растирают шпателем на стеклянной палитре. Это очень долгий процесс. Краска очень долго растирается на скипидаре, а потом нужно добавить немного скипидарного масла. После этого перышком набрать нужное количество, чтобы не капало. И всему этому надо учиться. Только в процессе работы можно научиться всему и все почувствовать.

– В каких направлениях вы работаете?

– Это лепка, роспись по керамической плитке. Кроме того, к разным праздникам, например к Новому году или Восьмому марта, мы с ребятами делаем подарки родителям. Дети часто приходят и говорят, например, у меня сегодня у бабушки день рождения, ей надо сделать подарок. И ребята делают эти подарки своими руками. Сначала это маленькие фигурки животных, а в дальнейшем они могут научиться делать, например, вазу. Первые их изделия – стилизованные зверюшки. Ведь ребенок еще не знает всех тонкостей лепки. Он может придумать своего зверя. Смотришь, и капельки превращаются в ушки, и уже перед тобой не шарик, а хрюшка, или загибаем колбаску, сделали головку – и вот получилась кошка. Шарик приставили, сделали хвостик трубой – собачка. И все зверюшки разные, один – веселый, другой – грустный.

– А от чего зависит, какой зверек у ребенка получится?

– Думаю, что от того, какое у ребенка настроение.

– У вас есть специальная программа занятий, как в общеобразовательной школе. Но ведь, наверное, не все задания хочется делать детям. У каждого есть свои мечты и задумки…

– К концу года я даю ребятам задания на свободную тему. А еще перед Новым годом мы с ними начинаем фантазировать. Например, был Год Петуха. Мы очень долго с ними думали, каких же петушков мы сделаем к Новому году. Начинаешь думать, ну как же его сделать, каким он должен быть. Мы с ребятами обсуждаем задумки каждого. Я их учу сначала продумывать то, что они будут делать, а потом уже приступать к работе. И знаете, каждый год у нас получаются такие смешные и необычные зверюшки. Самые необычные остаются в студии, я их никому не отдаю. В студии бывает новогодняя выставка, старшие ребята приходят и смеются, очень уж забавные игрушки получаются.

На одном из занятий у нас была тема – балет. На белом фоне ребята делали тонкие фигурки балеринок. Мы даже стали лауреатами конкурса. У одной из моих учениц – Анечки, например, получаются фирменные котики. Она просто обожает их делать. И все у нее получается так аккуратно. И знаете, когда она только начинала у меня заниматься, ее мама очень скептически относилась к занятиям керамикой. Зачем на это время тратить? А теперь и сама начала лепить фигурки из глины.

– Как долго ребята могут заниматься в вашей студии?

– Вообще программа рассчитана на три года. Первый год дети занимаются по два часа в неделю, второй – по четыре, а третий – шесть часов. Но на самом деле, конечно, тремя годами обучения посещение студии не заканчивается. Ребята могут заниматься, сколько хотят. Пока у них есть желание, они продолжают у меня заниматься. В нашей студии свободное посещение. Обычно в начале года записывается очень много человек, а через два-три месяца остается половина из них.

– Светлана Иосифовна, чему, кроме техники лепки, вы стараетесь научить ваших учеников?

– Прежде всего общению. Они вместе занимаются в студии и дружат. Старшие оказывают положительное влияние на младших. Они друг другу что-то советуют, подсказывают. Вы знаете, сейчас стало очень много неблагополучных семей. Некоторых детей воспитывает одна мама, других – бабушка с дедушкой. И очень хорошо, что занятия у нас в студии бесплатные. По крайней мере у детей есть место, кроме школы, куда они могут прийти. Они заняты делом. И родители могут не беспокоиться. А кроме того, у ребят появляется дело, настоящее занятие, которое, может быть, станет делом их жизни. А может быть, через много лет они будут учить лепке из глины своих детей. Я думаю, что пока дети маленькие, это время, когда они должны все попробовать, надо заниматься и музыкой, и живописью, и театральный кружок посещать, и спортивные секции. Чтобы было потом, из чего выбирать.

– Наверное, в студии бывают различные праздники?

– Во Дворце творчества перед Новым годом устраивают настоящее представление для ребят. Приходят Дед Мороз и Снегурочка. Дети готовят подарки родителям своими руками. На Рождество мы гадаем. Кроме того, в конце года бывает отчетная выставка. В главном здании дворца у нашей студии есть стенд. А еще бывают концерты для родителей. Это тоже очень большие праздники. Выступает наш городской ансамбль – «Сибирята». Зал бывает полностью заполнен.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте