Образовательное пространство Северного окружного управления образования по состоянию на сентябрь 2014 года представлено 106 образовательными организациями и включает более 126000 детей из 96 организаций общего и профессионального образования, это 33935 ребят дошкольного и 77095 школьного возраста; свыше 15000 (15051) юношей и девушек обучают в 9 учреждениях профессионального образования, в округе работают 9 учреждений дополнительного образования и Центр психолого-педагогического сопровождения детей.
По сравнению с прошлым годом общий контингент детей увеличился на 14,5%. Одновременно происходила серьезная реструктуризация образовательного процесса, основным стержнем которой стало создание 64 крупных многопрофильных многофункциональных образовательных комплексов, способных предложить родителям более широкие возможности для раскрытия и развития способностей каждого ребенка. 73% образовательных организаций округа завершили реорганизацию путем вхождения в образовательные комплексы к 1 сентября 2014 года. В настоящий момент в процессе реорганизации находятся 24 образовательные организации. Приведение сети общеобразовательных организаций в соответствие с новыми установками системы образования не самоцель, а лишь одна из задач, которые в совокупности позволяют обеспечить высокое качество образования и эффективность использования ресурсов. Необходимо отметить, что многие образовательные организации осознали эту истину, только войдя в реорганизацию. Поэтому в настоящий момент многие мини-комплексы проходят второй этап реорганизации для обеспечения большей эффективности управленческой деятельности.К общеобразовательной семье Северного округа на сегодня присоединились 9 учреждений среднего профессионального образования. В дальнейшем этот процесс получит свое развитие. Школы округа активно взаимодействуют с колледжами, в том числе и в процессе реорганизации. В настоящий момент три школы Северного округа присоединяются к учреждениям профессионального образования для обеспечения интегрированной качественной подготовки детей по общеобразовательным и профессиональным программам.Одна из главных задач, стоящих перед образовательной системой, – обеспечение доступности образования. В настоящий момент школы Северного округа полностью решили проблему обеспечения детей учебными местами. Группы полного дня дошкольных отделений посещают 32483 ребенка, группы кратковременного пребывания – 1324, для 128 детей открыты семейные детские сады. В 1-й класс с 1 сентября 2014 года школы округа приняли 8277 детей, при этом более 6 первых классов открыли 14 образовательных комплексов округа.Немаловажную роль в этом сыграло активное строительство на территории Северного округа новых зданий образовательной направленности. С 1 сентября 2014 года введены в эксплуатацию 2 школы и 3 детских сада общей наполняемостью 1100 школьных и 440 дошкольных мест. До конца 2014 г. ожидается открытие еще 4 детских садов на 845 мест.Система дополнительного образования детей Северного округа двухуровневая, она представлена 9 специализированными учреждениями дополнительного образования детей, которые посещают 25640 детей, и блоками дополнительного образования в 105 общеобразовательных организациях с общим охватом 48742 человека. В колледжах также открыты блоки дополнительного образования, в которых занимаются 2810 студентов, предусмотрен широкий спектр различных занятий по технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. Наличие в образовательных комплексах более широкого выбора программ общего и дополнительного образования для детей объясняет тот факт, что при доле в 73%, которую составляют образовательные комплексы от общего числа общеобразовательных организаций, в них сейчас обучаются и воспитываются 95% детей округа.Результатом проводимых системных изменений стало повышение качества и результативности образования воспитанников и школьников. Наиболее объективно о качестве образования свидетельствуют результаты итоговой аттестации. При росте выпускников 11-х классов за последние 4 года всего на 1,2% рост числа обучающихся, показывающих высокие образовательные результаты, значительно опережает эти показатели, как и рост числа школ, предоставляющих своим ученикам более качественные образовательные услуги. Повышение качества образования подтверждается также результатами участия обучающихся в предметных олимпиадах. Число призеров и победителей от общеобразовательных организаций Северного округа в региональном этапе ВСОШ выросло с 243 в 2012 году до 355 чел. в 2014 году (46,1% роста), аналогичный показатель роста числа детей, победивших в заключительном этапе ВСОШ, составил 31,4%, а в Московской олимпиаде школьников число победителей и призеров увеличилось практически вдвое. Безусловный лидер по работе с одаренными детьми – школа №218, обучающиеся которой в 2014 году заняли 149 призовых мест. Школы – лидеры по количеству победителей и призеров: №148, 218, 648, 1223, 1249, 1250, 1251, 1252, 1287, 1315, 1338, 1575, 1576, 1583, 1702, 149, 201, 597, 656, 717, 1224, 1291, 1296, 1384, 1409, 1424, 1454, 1474, 1481, 1590, 1679, 2020, 1592. Результаты итоговой аттестации и олимпиад позволили образовательным организациям округа войти в рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году. Из 400 школ, вошедших в московский Топ-400, 37 – школы Северного округа. При этом контингент детей, обучающихся в топовых школах, за 2 года вырос практически вдвое.В образовательных организациях округа реализуется широкая сеть профильного обучения: 67% составляет физико-математический профиль, 82% – социально-гуманитарный, 48% – социально-экономический, 37% – филологический, 25% – информационно-технологический, 10% – оборонно-спортивный.При этом большую вариативность профилей (от 3 до 6-7) предоставляют старшеклассникам школы-комплексы.Серьезную поддержку в развитии информационно-технологической среды учреждений образования оказывает Правительство Москвы. Основанием для выделения грантов и целевых субсидий города стало конкурсное участие образовательных организаций в городских образовательных проектах «Школа новых технологий», создание IT-классов, Курчатовский проект. Школы САО, успешно прошедшие конкурсные испытания для участия в Курчатовском проекте: №1409, 1296, 1601; в создании IT-классов: №185, 1315, 1474, 1550, 1575, 1576, 1583, 1679; в «Школе новых технологий»: 2013-2014 учебный год – школа №1576, в 2014-2015 учебном году прошли в III этап конкурса школы №141, 148, 183, 185, 218, 224, 227, 283, 727, 929, 1223, 1251, 1252, 1287, 1288, 1296, 1409, 1454, 1474, 1538, 1550, 1570, 1575, 1583, 1590, 1601, 1631, 1679, 1784, 2098, 2100. Мы возвращаемся к пониманию значимости формирования профессиональных навыков у учащихся и воспитания у них уважения к труду и людям труда. Существенным вкладом города в это направление работы в уходящем году стала реализация образовательного проекта по проведению еженедельных «Университетских суббот» и «Профессиональных сред», культурологические проекты «Музейные субботы» и «Всей семьей в театр» позволили приобщиться к культурному богатству столицы тысячам детей школ округа.Традиционной и значимой составляющей образовательного процесса для нас была и остается работа по духовно-нравственному, гражданскому и правовому образованию школьников, которая приобретает особый смысл в 2014-2015 учебном году – году, когда мы готовимся к празднованию 70-летия Великой Победы. Задаче сохранения памяти способствует деятельность 173 музеев, созданных на базе образовательных организаций, из которых 14 находятся в помещениях дошкольных отделений. 17 школ округа носят имена героев войны, труда и выдающихся людей, их круг ширится. В настоящее время в учредительные документы двух школ вносят новые имена в связи с присвоение школе №1847 имени Героя Советского Союза П.Р.Поповича, а школе №1125 – имени Героя Советского Союза Я.Н.Федоренко.К широкой программе мероприятий гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности в прошлом учебном году добавились два крупных городских культурологических проекта, инициаторами которых выступило Правительство Москвы, – «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений».Серьезную работу образовательные учреждения округа проводят и в рамках реализации задачи формирования здорового поколения. Достижению высоких спортивных результатов способствует обязательное проведение в школах 3-го урока физической культуры, а также приобщение детей к спортивным занятиям во внеурочное время. В округе идет работа по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которых в округе 1751. Имеющийся образовательный ресурс обучения детей с различными патологиями поддерживается мероприятиями программы по социальной интеграции инвалидов. В настоящее время все образовательные организации Северного округа оснащены пандусами, мобильные подъемники используют в 128 зданиях, «бегущие строки» – в 157.На дальнейшее развитие материально-технического состояния учреждений образования нацелены проводимые в 2014 году работы капитального характера на 7 объектах образования и текущего характера на 40 объектах образования с общим объемом целевого финансирования 417,6 млн руб. При этом образовательные организации в рамках выделенной им субсидии проводили косметические работы собственными силами.Расширение полномочий образовательных организаций невозможно без дальнейшего развития общественно-профессионального управления системой образования. Год назад в Северном округе появились первые районные советы по образованию, в состав которых вошли работники образования, иных ведомств, члены управляющих советов школ, а также представители местной исполнительной и законодательной власти. Сейчас такие советы работают в каждом районе. Впоследствии по инициативе Департамента образования округ стал пилотным в Москве по созданию межрайонных советов директоров школ. Сегодня члены трех созданных в САО межрайонных советов активно отстаивают интересы округа в городе, способствуют осуществлению и реализации городских и окружных проектов. С 1 сентября в Москве началась реализация проекта по открытию и деятельности межрайонных приемных Департамента образования, первые межрайонные общественные приемные открыли свою работу на базе гимназии №1409, школ №1474 и №2098. Дальнейшая работа педагогической общественности при активном взаимодействии с родителями, ветеранами и органами местного самоуправления поможет в решении задач, направленных на максимальное удовлетворение образовательных потребностей московских семей.Ольга СУСАКОВА, начальник Северного окружного управления образования
Комментарии