В Северном округе торжественно открыли Год учителя. Гостей принимал Центр образования №1409. Праздник начался с интервью – на вопросы «Какой будет Школа будущего, наша Новая школа?», «Какими будут ее учителя?», «Какой он сегодня, наш учитель?» отвечали ученики. Выяснилось, что у каждого из них есть свой учитель, к которому они относятся с теплом, уважением и благодарностью, что нынешние учителя и добрые, и строгие, и внимательные, и справедливые. Такие учителя, по мнению ребят, и должны быть в Школе будущего. Но такие учителя – лучшие учителя Северного округа – уже работают в школах, и их, победителей профессиональных конкурсов, чествовали на празднике и вручали награды начальник окружного управления образования Владимир Раздин, префект САО Олег Митволь, его заместитель по социальной сфере Виктор Кичатов, заслуженный учитель России, ответственный координатор окружного этапа городских профессиональных конкурсов Валентина Петрякова, заслуженный учитель России, победитель конкурса «Лидер образования России», директор Центра образования №686 Сергей Казарновский, народный артист России Александр Филиппенко, доктор психологических наук, профессор, директор Центра образования №1601 Елена Козырева, кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования РФ, председатель окружного совета директоров школ Ирина Ильичева, председатель окружной профсоюзной организации Наталья Шулейкина. В завершение праздника был дан старт окружному конкурсу «Ученик года».
СтатфактПобедители окружных этапов городских конкурсов«Воспитатель года Москвы-2010»:Наталья Тамбовцева, воспитатель детского сада №1453 (первое место);Наталья Бучновская, воспитатель детского сада №1485;Ольга Мишина, воспитатель детского сада №772; Оксана Булгаз, воспитатель детского сада №966 (первое место);Александра Евстифеева, воспитатель детского сада № 766;Анастасия Гусева, воспитатель детского сада №717.«Молодой педагог»Виктория Петрова, учитель английского языка школы с углубленным изучением английского языка №1315 (первое место);Анна Лапшина, учитель начальных классов школы №2020;Алена Николаенко, учитель французского языка школы №1315;Дарья Прудникова, учитель французского языка школы №215;Екатерина Сизова, учитель немецкого языка Центра образования №1487.«Самый классный классный»Георгий Водзинский, классный руководитель школы с углубленным изучением английского языка №1224 (первое место);Татьяна Мищенко, классный руководитель Центра образования №1384;Дмитрий Вьюнов, классный руководитель Центра образования №1454;Екатерина Юркова, классный руководитель лицея №1575.«Педагог-внешкольник»:Ольга Спиряева, педагог дополнительного образования, ДЮЦД (первое место);Анастасия Гвайта, педагог дополнительного образования Центра творчества детей и юношества «Сокол»;Наталья Гриценко, педагог дополнительного образования Центра воспитательной работы.«Педагог-психолог»Номинация «Педагог-психолог, работающий с детьми дошкольного возраста»Ксения Назарова, детский сад №2410.Номинация «Педагог-психолог, работающий с детьми школьного возраста»Светлана Прокопюк, ЦО №1679.Номинация «Молодой специалист педагог-психолог»Екатерина Осипова, школа с углубленным изучением английского языка №1338. «Социальный педагог»Инна Кровицкая, социальный педагог школы с углубленным изучением английского языка №1288 (первое место);Наталья Сечейко, социальный педагог Центра образования №1474 ;Мария Синиченко, социальный педагог интерната №96.«Содружество»Нана Цаава, учитель математики школы №223 с этнокультурным грузинским компонентом образования (первое место);Галина Артамонова, музыкальный руководитель детского сада №2506;Татьяна Гайнова, учитель начальных классов школы №141 с этнокультурным русским компонентом образования.«Сердце, отданное детям»Екатерина Кулаченкова, учитель-логопед детского сада №435 (первое место);Юлия Ефимова, учитель-логопед детского сада №1806;Ксения Иванова, учитель-дефектолог детского сада №1453.«Учитель года»1-е место – Юлия Скороходова, учитель начальных классов Центра образования №1409;2-е место – Марина Ворошилова, учитель истории и обществознания гимназии №1583; 3-е место – Георгий Козлов, учитель технологии кадетской школы №1702;Юлия Копытина, учитель изобразительного искусства школы №272.
2009-2010 учебном году конкурсы профессионального мастерства проводились в Северном округе в юбилейный, двадцатый раз. За два десятилетия педагоги практически всех образовательных учреждений округа в той или иной мере смогли проявить себя в роли конкурсантов, консультантов, членов жюри.
За эти годы, безусловно, изменились подходы и требования к конкурсам, более смело заявляют о себе творческие и инициативные педагоги, шире стала палитра инновационной деятельности образовательных учреждений.
Победа в конкурсе открыла для многих победителей новые рубежи: кто-то стал методистом, администратором, защитил кандидатскую диссертацию, кто-то, как и прежде, ежедневно приходит к ученикам, снова и снова открывая для них мир. Объединяет всех многое: чувство сопричастности к профессиональному содружеству, благодарность коллегам, поддержавшим в трудных испытаниях, и безграничная преданность профессии.
В 2009-2010 учебном году в конкурсах профессионального мастерства приняли участие более 400 педагогов САО. Традиционно самым востребованным остается конкурс «Учитель года Москвы», но в других конкурсах («Молодой педагог», «Содружество», «Самый классный классный») отмечено повышение интереса к участию, творческий подход к выполнению заданий. Особенностью этого учебного года стало активное участие учителей иностранного языка, начальных классов, русского языка и литературы.
Победа в конкурсе – это, безусловно, заслуга всего педагогического коллектива, педагогов-психологов, методистов, всех, кто неформально сопереживал и вместе с конкурсантами готовился к выполнению нелегких заданий.
Надолго запомнятся конкурсные испытания молодым педагогам. Организаторы конкурса приложили все усилия для создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, оказания действенной методической, психологической, правовой помощи. В конкурсе «Молодой педагог» принимали участие 53 учителя, и это хорошие показатели, подтверждающие творческий и инициативный подход к работе. Серьезные конкурсные испытания, импровизационные задания, безусловно, заставили наших молодых учителей о многом задуматься, но и члены жюри смогли убедиться, что в скором будущем подрастет достойная смена.
Северный округ вправе гордиться инициативой проведения профессиональных конкурсов «Социальный педагог», «Содружество» для учителей школ с этнокультурным компонентом образования, а конкурс «Самый классный классный» когда-то тоже начинался в Северном округе, а теперь приобрел статус городского профессионального конкурса для классных руководителей.
Все конкурсанты, представлявшие опыт работы в конкурсе «Учитель года Москвы-2010», уверенно используют на своих уроках информационно-коммуникационные технологии, глубоко владеют содержанием учебного материала, конструируют урок в соответствии с возможностями различных технологий. Во время импровизационных заданий учителя показали широкую эрудицию, психолого-педагогическую компетентность, способность принимать нетривиальные решения.
Медиаурок, бинарный урок, урок-практикум, урок-исследование – вот неполный перечень представленных конкурсантами возможностей организовать познавательную деятельность учащихся в инновационном пространстве, а это и есть личностно ориентированный подход в действии, позволяющий на практике решать вопросы повышения качества образования.
Актуальность и важность этой задачи неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, обращаясь с инициативой «Наша новая школа» к общественности страны. Приоритетными направлениями в работе педагогов, в том числе и участников профессиональных конкурсов, стали обновление содержания образования, сохранение и укрепление здоровья школьников, поддержка мотивированных учащихся, эффективное внедрение новых технологий, создание условий для развития профессионального потенциала педагогических коллективов. В Год учителя эти задачи приобретают особую значимость, а в конкурсном отборе лучших учителей – особые требования.
По мнению учителя начальных классов Центра образования №1409 Юлии Скороходовой, ставшей победителем окружного конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2010», мы живем в эпоху научно-технического прогресса, открытых границ и огромных возможностей, и важно, чтобы каждый ученик усвоил традиции уважительного отношения к своей стране, своему народу, но также знал и уважал культуру и историю стран мира. В этой связи особую значимость приобретает билингвальный подход к изучению предметов в начальной школе. В основе педагогической концепции учителя – принципы целостности содержания образования, непрерывности и преемственности образования. Исходя из этой концепции Юлия Леонидовна формулирует и главный принцип своей деятельности: полидисциплинарный и межпредметный подход, позволяющий формировать надпредметные умения и навыки, учить применять полученные знания в сложных ситуациях реальной жизни. Спортивный лозунг «Быстрее, выше, сильнее» в практике учителя преобразовался в девиз «Активнее, креативнее, самостоятельнее». Активная жизненная позиция учителя, творческий подход проявляются в течение дня в разных ситуациях: на ежедневной утренней зарядке, динамических и релаксовых минутках, тематических классных часах, на уроках и соревнованиях, в работе с родительской общественностью.
В Центре образования №1409 силами администрации и педагогического коллектива создана информационно-техническая образовательная база, комфортная и здоровая среда, творческая деятельная атмосфера. Благодаря этому талант учителя смог раскрыться и уверенно заявить о себе. А талантливый учитель – это верный путь к сердцу каждого ученика, умение в каждом ребенке видеть личность и верить в успех. Все ученики Юлии Скороходовой стали активными участниками, а многие и победителями окружных конкурсов проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий», «Открытие», «Дети детям о ресурсосбережении» и др. В первом классе ученики Юлии Леонидовны выполнили коллективный проект «Наш английский алфавит», где каждый ученик был автором своей странички. Итогом работы стало издание книги «Наш английский алфавит». Это был практико-ориентированный русско-английский проект, и теперь учителя английского языка используют это пособие на уроках. В этом году каждый ребенок 2-го «Г» класса создает уже свой проект, многие из них будут представлены на фестивале творческих инициатив «Леонардо-2010».
«Ведя кого-то в гору, ты сам приближаешься к вершине», – считает Юлия Леонидовна. Путь «вместе с учеником» оказался для конкурсантки самым эффективным и творческим, позволил занять достойное место среди финалистов окружного конкурса «Учитель года-2010».
Приоритетным направлением в педагогической деятельности Марины Ворошиловой, учителя гимназии №1583, занявшей в конкурсе САО «Учитель года Москвы-2010» второе место, были и остаются воспитание гражданственности и патриотизма. Она всегда открыта к сотрудничеству и готова поделиться опытом с коллегами. «Урок толерантности», посвященный жертвам холокоста, «круглый стол» «Новые технологии: работа с мировоззрением» вызвали интерес у учителей округа, города, регионов. В рамках конкурса профессионального мастерства Марина Николаевна представила авторскую программу военно-патриотического воспитания под девизом «Растим патриотов России». Эффективность реализации этой программы неоднократно подтверждена на различных конкурсах. Ученики Ворошиловой стали победителями и призерами городских, окружных туров олимпиад по истории, обществознанию, праву, а также турнира имени М.В.Ломоносова, лауреатами Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», конкурсов «Вторая мировая», «Нет фашизму!», они принимали участие в Параде на Красной площади.
Постоянное самосовершенствование – отличительная черта учителя кадетской школы №1702 «Петровский кадетский корпус» Георгия Козлова, занявшего 3-е место в конкурсе САО «Учитель года Москвы-2010». Чтобы преподавать такой предмет, как информатика, нужно быть все время в курсе различных инноваций, новых программ. Козлов никогда не останавливается на достигнутом. Сертификаты Интернет-университета информационных технологий, лаборатории Касперского, Института информационных технологий «АйТи» подтверждают стремление учителя к новым знаниям. С 2003 года он ведет активную исследовательскую работу в области защиты информации и информационной безопасности, закрепленную в ряде научных работ: «Применение средств интерактивного общения в процессе обучения», «Изучение вопросов защиты информации в средней школе» и др. На протяжении четырех лет Козлов представляет свои наработки на Фестивале педагогических идей «Открытый урок». Георгий Алексеевич вовлекает каждого ученика в процесс активного учения, используя при этом как традиционные, так и инновационные технологии. Сетевое взаимодействие, различные социальные сервисы, интернет-уроки, дистанционное обучение позволяют учителю разработать индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
В течение многих лет в городском конкурсе «Самый классный классный» отмечались классные руководители образовательных учреждений Северного округа. За последние 6 лет классные руководители образовательных учреждений округа №№ 1454 (2),1224, 668 четыре раза занимали первые места. Это гордость округа и серьезная ответственность за результаты своего труда!
Счастливы школы, где работают такие энтузиасты, учителя-новаторы, классные руководители, творческие педагоги, бесконечно преданные
своей профессии. Благодаря когорте талантливых педагогов складываются новые традиции обучения и воспитания, ведется работа по обновлению содержания образования, внедрению новых педагогических технологий сопровождения детства. Неиссякаемый ресурс педагогического мастерства и инициативы – залог устойчивого развития всей системы образования и гарант формирования новой школы XXI века.
Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования
Комментарии