Продолжение. Начало в N 27
Тема урока: “Братья наши меньшие” Д. Лондон “Джерри-островитянин”, “Майкл, брат Джерри”. С. Есенин “Собаке Качалова”, “Песнь о собаке” (внеклассное чтение).
Цели и задачи: 1) Развивать монологическую речь учащихся. 2) Воспитывать стремление к получению новой информации. 3) Учить делиться своими мыслями и слушать других.
I. Многие авторы посвящают свои произведения животным, как редким видам, так и хорошо известным. На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Э.Сетон-Томпсона “Снап”, а дома вы самостоятельно прочитали несколько произведений. Сегодня мы продолжим разговор о художественных произведениях, посвященных собакам. Сначала ответим на вопросы: Что вы знаете о собаках? Откуда они появились?
Рассказ учителя “Как появились собаки?”
Все представители семейства собак происходят от животного, напоминавшего волка. Это древнее волкоподобное существо, прародитель собак, бродило по лесам примерно 15 000 000 лет назад.
Оно в свою очередь произошло от животного типа ласки, которое жило около 40 000 000 лет назад и было отдаленным предком не только собак, но и медведей, и енотов. Это самые близкие родственники собаки, проживающие в наши дни. Домашние собаки – родственники типичных диких собак: волков, койотов и шакалов. Диких собак человек ненавидел и боялся…
В мире существует несколько памятников животным:
а) Памятник Болто, вожаку ездовых собак. На западе Аляски в январе 1925 г. свирепствовала затяжная пурга. Среди жителей началось заболевание дифтерией. Спасти людей могла только сыворотка. Ее можно было достать в городе Ненан, за 1000 километров. Доставить ценный груз можно было только на собаках за 9 суток. Упряжку из тринадцати собак вел вожак Болто, сильный, умный и храбрый пес. О его достоинствах знала вся Аляска. Путь преодолели за 5 суток. В центральном парке Нью-Йорка в 1925 г. открыт памятник Болто.
б) Памятник казарке. В Северной Америке, в Канаде, казарке сооружен памятник. На прямоугольном пьедестале стоит огромная казарка с распростертыми крыльями – как бы готовясь к взлету. Этот стальной монумент в честь казарки символизирует тесную связь канадцев с природой и напоминает о том, что этих птиц осталось мало.
в) Памятник собаке. С необыкновенной сердечностью академик Павлов относился к верным служителям науки – подопытным собакам.
В Колтушах (под Санкт-Петербургом), во дворе Института экстремальной медицины, физиологическим отделением которого руководил Павлов, по его предложению был сооружен памятник собаке, созданный по проекту скульптора И.Беспалова. Памятник открыт в 1935 г., за несколько дней до начала работы Всемирного конгресса физиологов в Ленинграде.
Это памятник не какой-то определенной подопытной собаке, а собаке вообще. На одном из барельефов изображена собака, вылизывающая загноившуюся рану на шее у другой, перенесшей операцию. Тем самым она спасает ее от смерти.
г) Памятник орловскому рысаку. Рысак Улов, родившийся в 1928 году от Ловмело и Удамной, в 1938 г. в Одессе установил два рекорда для породы. Дистанцию 1600 метров он пробежал за 2 мин. и 2,2 сек., а 2400 метров – за 3 мин. и 9 сек.
Улов прожил 21 год и пал в 1949 г. Его потомство – дети, внуки и правнуки – также отличаются высокими породными качествами и резвостью. В 1975 г. на Хреновском конном заводе Улову поставили красивый скульптурный памятник величиной в полторы натуры.
д) Памятник рыси сооружен в Испании. Его установили в заповеднике Даньяна неподалеку от города Севильи. На каменном постаменте – крупная, сильная рысь. На передней стенке постамента висит табличка с данными об этом памятнике, который установлен в заповеднике как символ свободного зверя в условиях свободной среды.
II. Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся по произведениям. Чтение наизусть: Д.Лондон “Джерри-островитянин”, Д.Лондон “Майкл, брат Джерри”, С.Есенин “Песнь о собаке”, С.Есенин “Собаке Качалова”.
III. Вопросы к беседе:
Понятно, почему дикие животные так интересовали и интересуют людей. Но почему героями произведений становятся собаки? Чем объединены эти произведения? Чем рассказ “Снап” отличается от других? Какие проблемы, связанные с животными, поднимают писатели в своих произведениях? Какие чувства пробуждают эти произведения у нас? Почему так интересно и важно читать произведения о животных?
IV. Животные давно вызывают интерес человека. Но умеют ли люди ценить братьев своих меньших? Да. И подтверждением этому служат памятники, поставленные животным в разных уголках мира.
V. Домашнее задание. Посмотреть телепередачу о животных (“Жизнь животных”…), подготовить устный отзыв о ней.
Комментарий к домашнему заданию: Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо, чего-либо. Дать отзыв о телепередаче – значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями об увиденном.
В работе над отзывом могут помочь такие вопросы: 1) Каковы тема и основная мысль передачи? 2) Где происходят события? 3) Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? 4) Что понравилось? Почему? 5. Чем обогатила вас эта передача? Над какими вопросами заставила задуматься?
В отзыве можно использовать такие слова: понравиться, глубоко взволновать, произвести большое впечатление, запомниться, запечатлеться в памяти, привлечь внимание, интересный – увлекательный, занимательный, любопытный, рассказывать о…, знакомить с….
VI. Итог. С какими произведениями, посвященными животным, мы уже познакомились? А впереди нас ждет знакомство с другими авторами – Маяковским, Абрамовым, – посвящавшими стихи и рассказы не только собакам, но и другим животным.
Ирина НИКОЛЬЧУК
Симферополь,
Украина
Комментарии