С каждым годом расширяются и усложняются задачи, стоящие перед учителем, возрастают требования к его квалификации. В связи с этим встают вопросы: за что и сколько платить учителю, каким должен быть механизм оплаты труда, позволяющий постоянно поднимать качество образования. В 2007 году в системе оплаты труда работников образования Московской области произошли существенные изменения, связанные с отказом от Единой тарифной сетки и переходом на отраслевую систему оплаты труда, направленную на повышение качества и результативности работы, прежде всего педагогических кадров.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
По сравнению со многими другими регионами в Московской области НСОТ введена значительно более широко и повсеместно. Она охватывает все типы образовательных учреждений – от дошкольных учреждений до вузов и все категории работников – педагогический, административный, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал.
Введение новой системы оплаты труда началось с 1 сентября 2007 года. Четырехмесячный опыт прошедшего года можно охарактеризовать как первый этап введения НСОТ, но и этот, еще небольшой, опыт свидетельствует о том, что заложенные принципы ее организации способствуют повышению квалификации и профессионализма работников, стремлению учителя улучшить свою работу, контакты с учащимися и их родителями, совершенствовать технологию преподавания.
В Московской области активно идут процессы, связанные с повышением социального статуса учителя и престижности этой профессии.
По сравнению с 2006-м заработная плата работников образования увеличена в среднем на 43,4 процента. На введение новой системы оплаты труда в 2007 году из областного бюджета выделено 1100 миллионов рублей, в том числе на увеличение стимулирующей части оплаты труда в пилотных школах – 113 миллионов рублей. По состоянию на 15 апреля 2008 года заработная плата в образовании составила 87,6 процента по отношению к средней заработной плате в целом по экономике Московской области.
Повышается стимулирующая роль заработной платы за результаты и качество педагогического труда. При этом критерии и показатели результативности и качества устанавливаются по согласованию с общественными советами школ. За счет стимулирующей части оплаты труда произошла дифференциация в уровнях оплаты труда в зависимости от профессиональной квалификации работников и качества их работы. У 22 процентов педагогов заработная плата возросла более чем в 1,5 раза.
В пилотных общеобразовательных учреждениях существенно изменены подходы к установлению должностных окладов руководителей учреждений. Оплата их труда поставлена в зависимость от средней оплаты труда педагогических работников с учетом коэффициентов, отражающих группу оплаты труда данного учреждения и уровень квалификации руководителя.
Одной из важнейших является задача увеличения доли стимулирующих выплат в фонде оплаты труда образовательных учреждений: с 10 процентов в 2006-м до 30 процентов в 2009 году. В настоящее время в пилотных школах на стимулирующие выплаты направляются средства в размере 15 процентов от ФОТ.
Вместе с тем масштабность перевода образовательных учреждений на новую систему оплаты труда, меры, принимаемые для снижения социальных рисков и напряжения в коллективах, особенно в период начала этого учебного года, не позволили в полной мере выполнить обязательства 2007-го. Результаты федерального мониторинга реализации в Московской области комплексного проекта модернизации по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)» представлены в таблице.
По федеральной оценке, в новой системе оплаты труда работников образования Московской области реализованы не все принципы НСОТ, предусмотренные концепцией КПМО, а только 5 из 14. Кроме того, фактическая доля оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений составила 64 процента вместо запланированных 65.
На решение этих задач и будет направлена реализация регионального комплексного проекта модернизации образования в 2008 году.
Основными задачами на 2008-й по совершенствованию системы оплаты труда стали:
– установление прямой зависимости заработной платы учителя не только от нагрузки, но и от количества учащихся, с которыми он работает;
– учет внеаудиторной занятости учителя;
– учет приоритетности и сложности предметов в зависимости от реализуемой общеобразовательной программы;
– оптимизация штатного расписания;
– рациональное использование средств, выделяемых на оплату труда.
На основании приказа Министерства образования Московской области №409 от 11.03.2008 с 1 апреля 2008 года в 15 школах 15 пилотных муниципалитетов расчет заработной платы учителей осуществляется в соответствии с модельной методикой формирования системы оплаты труда, предложенной Минобрнауки России. С 1 сентября такая апробация будет осуществляться в 70 общеобразовательных учреждениях, то есть практически во всех муниципальных образованиях Московской области.
Это будет новый этап совершенствования системы оплаты труда с учетом ранее полученных результатов и проведения работы по минимизации возможных негативных социальных последствий.
Анализ итогов учебного года важен тем, как отразилось введение НСОТ на достижениях учащихся в учебной и внеучебной деятельности; насколько выполняется главная задача введения новой системы – повышение качества и результативности педагогического труда.
На повестке дня остается задача дальнейшей отработки совместно с общественными советами критериев и показателей оценки результативности и качества труда педагогических работников для установления стимулирующих выплат по итогам 2007-2008 учебного года. Существует опасность уравниловки при распределении стимулирующей части оплаты труда. Избежать этого возможно, только правильно выбирая приоритеты при распределении. Необходимо, чтобы система стимулирования педагогических работников отражала результаты труда действительно лучших учителей и была всем понятна.
Дальнейшее совершенствование НСОТ неразрывно связано с введением нормативного подушевого финансирования, которое должно быть полномасштабно осуществлено с 1 сентября текущего года.
Так же как и НСОТ, введение нормативного финансирования направлено на создание условий для повышения качества обучения путем наиболее объективного, «справедливого» распределения бюджетных средств, выделяемых на реализацию основных общеобразовательных программ. Распределение средств по нормативу ставит финансирование образовательных учреждений в зависимость только от количества обучающихся. Тем самым создаются условия для оценки качества работы учреждения, равные стартовые возможности его дальнейшего развития.
Основные обязательства, взятые на 2007 год, выполнены. По сравнению с 2006-м величина норматива, на основе которого определена субвенция, выделяемая местным бюджетам, возросла на 20 процентов и составила в расчете на одного обучающегося по городу 17953 рубля и по селу 31175 рублей. Доля учебных расходов в общем объеме нормативов составила 6,8 процента. До утверждения методики расчета НПФ в качестве норматива используется отношение размера средств, выделяемых в 2007 году на зарплату работников и учебные расходы, к количеству учащихся общеобразовательных учреждений отдельно для городской и сельской местности.
В настоящее время проводится работа по формированию необходимой нормативной правовой базы Московской области и методического обеспечения по переходу на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений. Разработан и находится на согласовании в Министерстве финансов, Министерстве экономики и Правовом управлении проект закона, которым будет утверждена методика расчета нормативов.
Расчет норматива предусматривает:
– учет особенностей финансирования по ступеням обучения, связанных с различиями учебных планов;
– нормативное соотношение в фонде оплаты труда расходов на заработную плату учителей и другого персонала в соответствии с обязательствами области в 2008 году. Это соотношение должно составить 68 процентов, а в 2009-м 70 процентов;
– нормативное соотношение тарифного фонда и фонда доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера;
– расходы на обеспечение образовательного процесса, доля которых в структуре норматива определена обязательствами области на 2008 год – 8 процентов и на 2009-й – 10 процентов.
По каждому виду общеобразовательных программ (обычные, гимназические, коррекционные) устанавливаются свои нормативы, как это предусмотрено Законом РФ «Об образовании».
В настоящее время расчет норматива и поправочных коэффициентов для недопущения снижения достигнутого уровня финансирования школ уточняется на основе анализа финансовых показателей и статистических данных о количестве обучающихся по каждому муниципалитету и по каждой школе с учетом утвержденных в бюджете области на 2008 год размеров образовательных субвенций, выделяемых муниципальным бюджетам из бюджета Московской области.
В утверждаемой законом Московской области методике расчета норматива дается определение малокомплектных школ и предусматривается порядок их финансирования. К малокомплектным отнесены школы, имеющие в своем составе по одному или менее классов в каждой возрастной параллели. Их финансирование как осуществлялось, так и будет осуществляться независимо от количества обучающихся.
Главная задача – обеспечить формирование бюджетов школ на 2009 год на нормативной основе. При этом наряду с нормативами будут использоваться и другие формы бюджетного финансирования: программно-целевое финансирование, финансирование программ развития на конкурсной основе, традиционные формы финансирования коммунальных и других расходов, связанных с содержанием материальной базы образовательных учреждений.
Галина БАШКИНА, начальник отдела экономики образования АСОУ
Комментарии