Впервые мы стали участниками сетевого проекта в 2014 году на сайте Nachalka.com. За год мы с детьми поработали в проектах «Гранд-вояж, или Приключения иностранца», «Загадки всемогущей энергии» и «Волшебство алгоритма» с 4-м классом. Обучающиеся 2-го класса стали участниками проекта «Чей нос?». Нужно сказать, что это было трудно, но очень интересно. Следующие проекты давались уже гораздо легче, и удовольствие от участия получали и мы, и дети.
Что же такое сетевой проект? Проект представляет собой тщательно спланированную деятельность учащихся в течение месяца, снабженную пакетом обучающих материалов, инструкций, системой оценивания.Множество детских команд со всей России и ближнего зарубежья собираются в специально созданном образовательном пространстве. Под руководством координаторов – учителей и авторов проектов в течение месяца работают над общей проблемой, решая ее шаг за шагом, этап за этапом, создавая общие продукты, помогая друг другу, оценивая свою и чужую работу. Финалисты проекта по итогам работы получают сертификат, как командный, так и личный для каждого ребенка. Координатор команды также получает сертификат об участии в проекте. Нужно понимать, что проект – это не конкурс, здесь не дают 1-е, 2-е и 3-е места, здесь нет проигравших и победителей. Это совместная работа, направленная на общий результат.Чем же привлекли нас сетевые проекты? Для нас было важно, что их разрабатывают учителя. Кто, как не работающий учитель, знает, что заинтересует детей, захватит их внимание на целый месяц, заставит их идти к цели, решать сложные задачи.Участие в проекте абсолютно бесплатное. Участником проекта может стать любой желающий педагог с группой детей. Координатором также может стать и один из инициативных родителей, который сможет собрать детскую команду. Ведь все материалы проекта основываются на программном материале, снабжены подробными инструкциями, а организаторы проекта постоянно оказывают консультативную помощь через систему писем и сообщений в сообществе или на форуме, созданном для поддержки координаторов проекта.Что дают нам сетевые проекты? Участвуя в сетевых проектах, мы перестаем быть учителями. Мы координаторы, помощники, консультанты команды детей. А это значит, что обучающиеся, работающие в проекте, становятся более самостоятельными, инициативными, внимательными.Так как образовательное пространство строится на основе современных интернет-технологий, таких как сервисы Web 2.0, сервисы Google, страницы Wiki, дети осваивают полезное интернет-пространство, перестают воспринимать компьютер как игровую приставку. Наши дети – участники проектов знают, в каком сервисе лучше построить ментальную карту, как пользоваться документами совместного редактирования, где найти ответы на интересующие их вопросы. Они становятся нашими помощниками, могут подготовить к уроку викторину, составить кроссворд, сделать интерактивное упражнение.На наш взгляд, именно сетевой проект помогает развивать в учениках качества человека XXI века: коммуникабельность, умение работать с информацией, умение строить план работы, придерживаться его, анализировать выполненную работу, корректировать ее, представлять созданный продукт общественности, оценивать свою работу. Все проектные продукты дети оценивают, учатся писать отзывы и рецензии. Эта работа помогает детям понять, что оценивать работу нужно для того, чтобы авторы могли внести коррективы в продукт своей деятельности и понять, как видят их работу зрители, читатели и слушатели. Ведь в творческих проектах, таких как «Чей нос?» по произведениям В.Бианки, после аналитической работы мы записывали небольшие аудиоспектакли, монтировали видеоролики и представляли их общественности. В проекте для первоклассников «Чудеса в решете» на последнем этапе проекта по заданному плану мы сочиняли загадки и небылицы, составляя при этом книги. Получились замечательные сборники творчества обучающихся. А в проекте «Загадки всемогущей энергии» после проведенного исследования мы проводили в школе акцию по экономии электроэнергии на перемене. Эта акция была спланирована в результате работы детей в проекте.Детям нравится такое «взрослое» дело: они радуются своим успехам, им приятна оценка их труда сверстниками. Они гордятся тем, что результаты их труда могут посмотреть все желающие. С ними можно поработать даже на уроке с одноклассниками: отгадать загадки, ребусы, кроссворды, выполнить интерактивные задания. Ведь для наших обучающихся очень важна эмоциональная составляющая работы. Она позволяет повысить мотивацию детей, сделать их заинтересованными участниками учебного процесса. Даже те, кому учеба дается с трудом, могут найти себе в проекте дело по душе и возможностям.Работа с детьми в проектах меняет и нас, учителей-координаторов. Мы расширили круг знакомств в педагогическом сообществе, нашли единомышленников, стали принимать участие в инициативах и обучающих мероприятиях педагогических интернет-площадок, таких как Nachalka.com и Галактика Intel. Мы с удовольствием работаем летом над апробацией новых проектов, при этом учимся сами, осваивая новые, интересные для нас методы и приемы работы, и присматриваемся к интернет-сервисам, чтобы включить их в свою повседневную работу. Мы сами становимся разработчиками сетевых проектов.Мы уже не мыслим своей работы без участия в сетевых проектах с нашими учениками. Ведь ничто так не радует учителя, как успех, которого добились его ученики в трудном, но интересном деле. Если глаза детей горят – значит, мы идем верной дорогой!Елена КЛИМКОВИЧ, Ирина РОТОВА,учителя начальных классов школы №1200
Комментарии