В Сети, как известно, сейчас можно найти практически все. Но найти именно то, что нужно, всегда очень сложно. Да и выбрать из великого многообразия те сайты, которые можно рекомендовать своим ученикам, тоже нелегко. Поэтому, чтобы не растеряться от кажущегося обилия информации, при анализе впервые увиденных сайтов следует придерживаться определенных правил.
Принципы анализа
Самые надежные сетевые ресурсы (СР) принадлежат солидным организациям. Например, за достоверность информации на сайте «ChemNet» химического факультета МГУ отвечает декан, академик РАН Валерий Лунин, о чем сказано на заглавной странице. Из «частных» наиболее достоверны те СР, в которых указаны имена их создателей и есть соответствующие фотографии. Авторы литературных (поэтических) страниц могут скрываться под псевдонимами, но доверять химической информации, предоставленной слишком «скромным» собирателем рецептов, просто опасно. Впрочем, наиболее сомнительные в наше бурное время пиротехнические СР (о них ниже отдельный разговор) как раз часто содержат данные о своих авторах.
В русскоязычном Интернете традиционно низка культура цитирования, хотя именно в Сети наиболее удобно пользоваться гиперссылками, позволяющими при необходимости почти мгновенно обратиться к первоисточнику информации. Отсутствие не только гиперссылок, но и просто указаний на «бумажные» источники говорит о том, что сам автор ресурса не слишком ответственно относится к приведенным им сведениям. Поэтому, хотя в химических СР попадаются интересные и вроде бы верные тексты, не стоит ими пользоваться, если происхождение их неизвестно.
Сейчас в большинстве школ наиболее опытные «путешественники по Сети» – школьники, а не учителя. Но если педагог сам находит новый СР, полезный, как ему кажется, для самостоятельной работы учеников, то следует проверить сайт на наличие нежелательных баннеров (рекламных вставок) или «всплывающей» рекламы. Рекламы многочисленных эротических и порноресурсов опасны не только содержанием. При случайном вызове одной из них экран может быть закрыт десятками слоев «порнухи», не исчезающей при непрерывных нажатиях на значок «закрыть» [Х]. В некоторых случаях «порноатака» продолжается даже после перезагрузки компьютера клавишей «Reset». Сомнительная реклама появляется на сайтах не по прихоти их непосредственных авторов, а как плата за предоставление «бесплатного» места по конкретному адресу.
Также не следует рекомендовать школьникам СР, содержащие «коллекции рефератов». Выборочные проверки показали: большинство имеющихся в Сети рефератов по химии – «интеллектуальный мусор», то есть скучные и малодостоверные работы. К тому же от процесса распечатки готового реферата школьник узнает для себя нового не больше, чем принтер, который этот реферат печатал.
Чтобы окончательно убедиться в достоверности ресурса, необходимо внимательно прочитать в нем ту информацию, которая уже хорошо знакома или которую можно сравнить с имеющимися под рукой достоверными, многократно переизданными учебниками и справочниками.
Приведенные ниже адреса отобраны после анализа примерно 90 сетевых ресурсов по химии. Последняя проверка адресов выполнена 11 декабря 2007 года.
Основные порталы
По-видимому, наиболее крупный и оперативный источник химической информации в российском Интернете принадлежит химическому факультету МГУ (www.chem.msu.ru). «Школьной химии» там за последние годы стало значительно больше. Любителям «интеллектуального спорта» наверняка будет интересен раздел «олимпиады» (www.chem.msu.su/rus/olimp), где представлены задания и решения московских (с 2002 года), всероссийских (с 1997 года), менделеевских (с 1997 года) и международных (с 1997 года) химических олимпиад. Очень интересен исторический раздел (www.chem.msu.su/rus/elibrary/history.html) в «электронной библиотеке по химии».
Максимальный по количеству научно-популярной и «школьной» химической информации портал www.alhimik.ru курирует профессор кафедры неорганической химии МИТХТ Людмила Аликберова. Например, в разделе «Учительская» есть рубрики «Учителю химии – на заметку», «Программы по химии», «Книжные новинки», «Школьные учебно-методические комплекты по химии», «Учебники, пособия и справочники по химии», «Библиотечка учителя химии», «Копилка знаний: книги». Интересен раздел «Кунсткамера», приятно почитать «Веселую химию», полезны справочные разделы и описания синтезов. К сожалению, ресурс слабо обновляется.
Объемный и полезный материал учителя химии могут найти по адресу: http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 Московского центра Федерации Интернет Образования. Страничку «Химия» в разделе «Сетевое объединение методистов», «В помощь учителю» там тоже курирует Людмила Аликберова. Здесь есть много аннотированных ссылок на разные ресурсы, на сайты с материалами по истории химии, по методике преподавания химии в школе, олимпиадные задания, программы по химии различного уровня, а также ссылки на занимательные странички по химии. Сайт полезен и учителям, и ученикам, и методистам. К сожалению, он также плохо обновляется.
Периодические таблицы
В Интернете представлено несколько десятков периодических таблиц с различной степенью наполнения справочными данными. Обычно дополнительную информацию можно вызвать нажатием на клетку соответствующего элемента.
Наиболее интересны следующие электронные периодические таблицы.
www.chemtable.com/indexr.htm – с этого ресурса можно бесплатно скачать программу, которая неплохо работает под Win 98/ME/2000/NT/XP/2003 и Vista, много табличных данных про элементы, включая ссылки на другие интернет-ресурсы. Имеющиеся в программе готовые таблицы легко дополнить построенными по выбранным признакам (например, с выделением определенных групп элементов). Такие таблицы, сохраненные в виде рисунков, удобно использовать в презентациях для уроков химии;
www.webelements.com – англоязычный ресурс, один из лучших на эту тему: сведения подробные, дополнительно по вызову есть данные про соединения, фотографии всех простых веществ и многих соединений, много литературных ссылок;
www.chem4kids.com/files/elem_pertable.html – англоязычный ресурс по естествознанию. Данных мало, но оформление симпатичное, «детское» – для англоязычных ребятишек.
www.sci.aha.ru/ALL/b2.htm – таблица дат открытий элементов, выполненная в виде списка;
www.alhimik.ru/hist/prior.html – аналогичный предыдущему ресурс;
www.chem.msu.su/rus/history/element – ресурс, составленный по материалам книги профессора химического факультета МГУ Николая Фигуровского «Открытие элементов и происхождение их названий» (Москва, Наука, 1970);
http://som.fsio.ru/items.asp?id =10001204&archive= – сразу 13 таблиц, расположенных на сайте «Сетевое объединение методистов»;
www.alhimik.ru/read/tab.html – ресурс «Периодическая система пищевых элементов», изложенный в стиле «Химики шутят».
Описания свойств химических элементов
и веществ
Текст хорошо известной научно-популярной книги «Популярная библиотека химических элементов», издательство «Наука», 1977, том 1-2 (водород – борий) можно найти по адресу http://n-t.ru/ri/ps.
В качестве универсальной энциклопедии, причем не только по химии, в Сети пока работает электронная версия соросовского образовательного журнала (1995-2001): (http://journal.issep.rssi.ru/?id=2). В этом ресурсе есть удобное оглавление и система поиска (тематическая и по авторам).
научно-популярные издания, модели
Из электронных учебников следует отметить удачные версии книг на упоминавшемся сайте ChemNet (www.chem.msu.su/rus/elibrary):
А.В. Мануйлов, В.И. Родионов. «Основы химии», исходный адрес www.hemi.nsu.ru;
Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария. «Органическая химия», исходный адрес www.chemistry.ssu.samara.ru;
Л.Н. Мишенина. «Неорганическая химия», исходный адрес http://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos;
С.Т. Жуков. «Экспериментальный учебник по химии» (для 8-го и 9-го классов, для 10-го и 11-го классов).
В том же разделе находится пособие по подготовке к химическим олимпиадам – В.А. Сорокин, В.В. Загорский, И.В. Свитанько. «Задачи химических олимпиад».
На сайте «Алхимик» (www.alhimik.ru/kunst.html) можно найти известные и очень полезные книги:
О. Ольгин. Опыты без взрывов. Эта популярнейшая отечественная книга для юных химиков выдержала несколько переизданий и стала библиографической редкостью. По желанию автора публикуется в виде достаточно обширных фрагментов.
Э. Гроссе, X. Вайсмантель. Химия для любознательных. Описания опытов по-немецки тщательны и достоверны, в то же время доступны для школьного химкабинета.
Ю.В. Корякин, И.И. Ангелов. Чистые химические вещества. Руководство по приготовлению неорганических реактивов и препаратов в лабораторных условиях.
Для тех учителей, которые работают в старших классах естественно-научного профиля, и для преподавателей общей химии в нехимических вузах очень полезен учебник «Открытая химия 2.5» фирмы «Физикон» (www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm). В отличие от лазерного диска в сетевой версии анимационные модели не работают – они лишь выполняют роль иллюстраций, многие из которых можно скачивать и использовать в работе.
Работающие объемные модели органических молекул находятся на сайте ChemNet по адресу www.chem.msu.su/rus/Chemistry3D/School). Там же можно найти объемные модели кристаллов (www.chem. msu.su/rus/Chemistry3D/crystall) и химических процессов (www.chem.msu.su/rus/Chemistry3D).
Материалы для создания презентаций
Специально для этих целей школьными учителями и преподавателями вузов создан СР Международной комиссии по чистой и прикладной химии (IUPAC) (www.iupac.org/didac/index.html) на английском и французском языках. Картинки из него наглядны и сделаны как раз в формате, оптимальном для вставления в слайды PowerPoint.
Элементы уже готовых презентаций можно найти на сайте «ChemNet» (www.chem.msu.ru) в разделе «Электронная библиотека учебных материалов по химии». Это не только лекции (www.chem.msu.su/rus/teaching/general/zagor-present/welcome.html), но и «Химия для физиков» (www.chem.msu.su/rus/teaching/fizfak/welcome.html). Правда, презентации даны в формате .pdf, поэтому скопированные рисунки будут по качеству ниже, чем оригинал, а используемые в презентациях анимационные эффекты при этом теряются.
Доступные для скачивания мультфильмы (точнее, flash-иллюстрации) по химии находятся как иллюстрации к англоязычному учебнику Essential Chemistry, 2/e by Raymond Chang 2000, по адресу www.mhhe.com/physsci/chemistry/essentialchemistry/flash/flash.mhtml. Сопроводительные тексты к ним даются, разумеется, тоже на английском языке, но большинство анимаций можно запускать без исходного звука с собственными комментариями. Если предполагается использование материалов не только на собственных уроках, необходимо получить у авторов СР разрешение (раздел Permissions).
Сравнительно недавно в Сети появились видеоролики с записями химических экспериментов, которые можно скачать и использовать на уроках химии. Обширные коллекции находятся по адресам: http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry (неорганическая химия) и http://school-collection.edu.ru/collection/organic (органическая химия). Также рекомендуем и другие образцы видеопродукции, например www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/video.
Для сравнения можно посмотреть и скачать немецкие видеоролики (www.experimentalchemie.de/01-d.htm) или англоязычные фильмы (www.chem.uiuc.edu/clcwebsite/demos.html).
Экстремальная химия
Сейчас в Сети довольно много образовательных ресурсов, созданных студентами и школьниками. Здесь все «по-настоящему» – главы с теорией, биографии великих химиков и даже интерактивные тесты для самопроверки знаний («Добро пожаловать на самый органический сайт во всем рунете» – приветствуют посетителя десятиклассники, создатели СР http://formula44.narod.ru).
Главная особенность «молодежных» химических web-страниц – обилие описаний экспериментов и, к сожалению, жуткий русский язык.
Хорошо видно, что в Сети вне всякой связи с базовыми учебными планами, стандартами и другими серьезными нормативными документами рождается молодежное образовательное пространство, свободное от взрослого формализма. Это не новое явление – во время финальных этапов всесоюзных химических олимпиад в 70-е годы тогдашние юные химики активно обменивались пиротехническими рецептами и сами устраивали между собой конкурсы на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал олимпиады (теперь всероссийской) сократился по числу участников и стал для них платным. Поэтому общение умных подростков (которых не стало меньше) перешло в Сеть.
Происходит стихийный конкурс на лучший «молодежный электронный учебник». Уже заметны предпочтения «учеников», которые действительно учат себя и друг друга. Основной упор тут сделан на красивые эксперименты (обычно с фейерверочной пиротехникой) и последние научные новости (нередко переведенные из англоязычных ресурсов). Также заметен явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря, это и есть элементы не образования (формирования обучаемого по заданному образцу), а просвещения – заинтересованного знакомства со специфическими разделами человеческой культуры.
Остается только мечтать, чтобы для таких «юных web-химиков» нашлись ненавязчивые добрые и мудрые кураторы, консультирующие их в чатах и на форумах.
Наибольшее число собственных сайтов юных интернет-химиков посвящено пиротехнике. Самому младшему из них, вышедшему в Сеть с информацией «Как сделать порох», 11 лет. Видно, что школьники стремятся к самостоятельным исследованиям и экспериментальной работе. По содержанию приводимых ими описаний синтезов инициирующих и бризантных взрывчатых веществ, электродетонаторов, дистанционных и таймерных механизмов (иногда с фотографиями собственной работы – от синтеза соединения до результата взрыва) видно, что приведенная информация достоверна и воспроизводима. Это не «бумажная» химия школьных учебников, а серьезная самостоятельная исследовательская работа, например, по усовершенствованию рецептов, приведенных в широко цитируемой на таких страницах «Поваренной книге анархиста». Диапазон интересов «юных web-химиков» широк – рядом с описанием синтеза гексогена можно найти разделы о летальных дозах самых сильных токсинов или рецепты получения «кайфа» от мухоморов.
Стремление к созданию «экстремальных» сайтов можно считать вполне естественным для данного возраста. Для многих будущих действительно великих химиков путь в науку начинался с домашних фейерверков – самых интересных, ярких и доступных экспериментов, великолепно реализующих дидактический принцип «мотивации к изучению естественных наук». Мало того, даже в подцензурное «застойное» время кружки ракетомоделистов, то есть детей, работающих с пороховыми изделиями, были почти в каждом Доме пионеров.
К тому же нормальный подростковый максимализм требует сильных ощущений, которые нельзя вызвать наблюдением выпадения осадка при сливании содержимого двух пробирок. Можно предположить, что появление «юных web-химиков» вызвано предельной формализацией и мнимым наукообразием школьного курса химии, далекого от какой-либо практики, интересной именно этому возрасту.
Можно с ходу назвать несколько десятков интернет-адресов «экстремальной химии», однако предпочтем не делать им рекламы. Впрочем, один из наиболее «приличных» СР по пиротехнике можно найти по адресу http://pyrotechnic.narod.ru. Здесь хорошо представлены исторические сведения о фейерверках и нет прямых ссылок типа «бомба из хозмага».
Интересно, что большинство школьных и студенческих пиротехнических сайтов авторизованы, то есть там есть адреса и фотографии создателей. Многие юные интернет-химики честно пишут: «Автор не несет ответственности за использование данной информации в целях, противоречащих любым законам любой страны (в частности – УК России)». Иногда встречаются еще более непосредственные предупреждения: «Автор не несет ответственности за возможные несчастные случаи».
Таким образом, нельзя считать всех «юных web-химиков» безответственными технократами и жертвами «принципа научности» в нашей системе образования – многие выражают в своих предупреждениях понимание собственной, хотя бы юридической, ответственности за распространяемую информацию. Многие, но не все…
Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, профессор Специализированного учебно-научного центра МГУ, Владимир МИНЯЙЛОВ
Комментарии