search
main
0

Сетевой этикет. Профессиональная коммуникация строится на стремлении к сотрудничеству

Совершенно новые возможности для общения педагогов дают современные телекоммуникационные технологии, особое значение среди которых имеет интернет. Благодаря им можно переписываться с коллегами, устраивать групповые дискуссии и конференции, коллективно развивать какие-либо педагогические идеи. Теперь гораздо реже возникает необходимость в реальных встречах, что позволяет экономить время и средства. Расширяются профессиональные контакты между людьми, удаленными друг от друга на сотни и тысячи километров, живущими в разных уголках России, а порой и в разных странах.

Коммуникация посредством интернета возможна при помощи ряда интерактивных услуг, таких, как электронная почта, электронные телеконференции, веб-форумы, IRC (Internet Relay Chat) и другие. Традиционное общение «лицом к лицу» достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями. Это выражается в отсутствии невербальных компонентов коммуникации, непривычной форме общения и скорости обмена сообщениями, эмоциональной обедненности контактов и некоторых других особенностях. В то же время для сетевой коммуникации характерны не только ограничения, но и ряд существенных преимуществ – гибкость, скорость, письменный характер, объединение информационной и коммуникационной составляющих, личностная направленность, возможности сотрудничества.

Применение информационных и коммуникационных технологий требует наличия определенных навыков, позволяющих их эффективно использовать в профессиональных целях. Например, члену виртуального коллектива надо уметь пользоваться средствами ИКТ, строить эффективные взаимоотношения в коллективе (входить в коллектив: представляться, задавать общие организационные вопросы, демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива, быстро выяснять стиль работы других членов команды и соответственно изменять свой собственный), общаться в виртуальной среде, находить и обрабатывать информацию, владеть навыками работы в коллективе (основные из них – управление разногласиями, продуктивное участие в решении проблем, умение сотрудничать, определение целей и задач).

Профессиональная коммуникация педагогов строится на основе профессионального этикета, но общение в интернете требует соблюдения и сетевого этикета. Каких-то строгих рекомендаций на этот счет не существует, но уже достаточно широко распространились определенные правила взаимодействия пользователей. Интересные и полезные советы дают современным менеджерам Луэллен Эссекс и Митчелл Касей, которые, на наш взгляд, с успехом могут быть использованы и педагогами.

Практически любой учитель может стать членом электронных педагогических сообществ. В них людей объединяет общая цель, а возраст, место жительства и социальное положение, так мешающие иногда общению в педагогическом коллективе, теряют свое прежнее значение.

Профессиональная коммуникация педагогов в киберпространстве строится на стремлении к сотрудничеству. Преподаватели обмениваются своим педагогическим опытом, информацией, исследуют какие-либо проблемы или развивают ту или иную теорию. Благодаря такому общению развивается желание непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Если у кого-то из педагогов есть желание пообщаться со своими коллегами при помощи интернета, то уже сейчас для этого существует множество возможностей. Перечислим лишь некоторые их них.

Электронный еженедельник «Педсовет по средам» (http://www.school-sector.relarn.ru/efim/9pedsovet) поддерживается Ассоциацией РЕЛАРН и ИОСО РАО. Его отличает очень интересный стиль электронного общения. Здесь не только описывается российский и зарубежный опыт применения Сети в учебном процессе, но и сообщаются даты сетевых проектов, конференций и событий. Оформив подписку, этот еженедельник можно регулярно получать в свой почтовый ящик. Доступен также архив еженедельника, который издается с 1998 года (ранее еженедельник издавался с декабря 1996 года по март 1998 года под названием «Расписание на завтра»). Число подписчиков год от года неуклонно растет. Если в мае 2003 года было 2274 подписчика, то в мае 2004 года уже 2785 человек получали «Педсовет по средам».

Интернет-государство учителей – ИнтерГу.ru. (http://www.intergu.ru) – проект Министерства образования и науки России, Федерации Интернет Образования, АНО «Компьютер и дети». Он был создан для профессиональной поддержки деятельности учителя, предоставления возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, а также создания и поддержки новых образовательных инициатив. Участники проекта ИнтерГу.ru – Граждане – обмениваются методическими материалами и дают друг другу советы, есть также множество других способов для общения.

СОМ – сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru). Проект Федерации Интернет Образования. На сайте размещаются различные методические материалы по курсам общеобразовательной школы. Действуют рассылки по предметам. Спецификой этого проекта являются форумы по отдельным школьным дисциплинам. Координируют работу сетевых сообществ заслуженные учителя РФ, кандидаты наук, соросовские учителя и преподаватели вузов. Им можно задать интересующий вопрос в форуме или при помощи электронной почты.

Клуб ВИО – Клуб журнала «Вопросы Интернет Образования» создан для общения и обмена идеями (http://www.televio.nm.ru/). Заседания клуба посвящаются различным аспектам интернет-образования и проводятся ведущими специалистами России в этой области. Проводятся телемосты, работает радио клуба. Различные дискуссии организуются на форумах, в частности, общий форум открыт для обсуждения любых вопросов обучения, образования, методик обучения, применения ИКТ в образовании.

Некоторые наиболее интересные чаты сохраняются в протоколах. Для примера можно привести чат по теме «Самостоятельные исследования школьников в курсе программы «Обучение для будущего» (http://www.iteach.ru/chats/protokol5. esp). Тьюторы и учителя-выпускники программы Intel из 17 городов России обсуждали очень важные и интересные вопросы: как организовать самостоятельные учебные исследования учащихся и как подготовить будущих педагогов к организации исследовательской деятельности школьников?

Необычная форма дистанционного выпускного вечера для выпускников дистанционных курсов была использована участниками мастер-класса «Основы проектирования учебного ресурса для интернета», проведенного под руководством О.А. Лаврова в рамках клуба ВИО (http://vio.fio.ru/vio_site/cd_site/Articles/meeting_008_1.htm).

Наиболее серьезным медиасобытием в среде педагогов, интересующихся проблемами школьного образования, является Всероссийский интернет-педсовет. Министерство образования РФ в августе 2000 года впервые инициировало проведение электронного Всероссийского августовского педагогического совета с целью обсуждения актуальных проблем самой широкой педагогической общественностью из всех регионов России (http://2000.pedsovet.alledu.ru/). С тех пор педсовет включает работу форумов, чатов, 19 презентаций и «круглых столов».

Традиционно к работе привлекаются ведущие специалисты и эксперты в области российского образования, у которых можно получить консультации по различным аспектам модернизации школьного образования. Этот уникальный проект, объединяющий в виртуальном пространстве тысячи педагогов России, заслуживает пристального внимания учителей и педагогических коллективов по всей стране, которые уже сейчас могут спланировать свою работу в рамках предстоящих педсоветов и подготовить методические материалы и вопросы для обсуждения.

Сергей АНОХИН, зав.кафедрой машиноведения и информационных технологий Стерлитамакской государственной педагогической академии, кандидат педагогических наук

Советы отправителю электронных сообщений

В поле темы письма помещайте ключевую информацию, чтобы облегчить получателю работу с почтой.

Не присоединяйте к письму большие по объему файлы, не получив предварительного согласия адресата.

Исходите из того, что ваше письмо сохранится вечно. Не пишите ничего личного и конфиденциального.

Тщательно выбирайте своих адресатов. Не перегружайте людей ненужной информацией.

Используйте разговорный, но вежливый язык. Помните, что слова из заглавных букв воспринимаются как крик!

Четко обозначайте ваши мнения и достоверные факты.

Не используйте грубых и оскорбительных выражений.

Говорите по делу. Запомните правило: текст ваших сообщений должен поместиться на экране.

Используйте личную почту для того, чтобы поддерживать контакты, а не избегать личного общения.

Используйте электронную почту творчески. Например, чтобы запросить ответ, провести «мозговой штурм» или короткий сеанс обучения.

Используйте так называемые смайлы, чтобы придать выразительность своим посланиям.

Принимая участие в конференции, придерживайтесь темы обсуждения. Не следует поднимать вопросы, которые уже обсуждались или не относятся к тематике данной конференции. Если имеется перечень ответов на часто задаваемые вопросы, ознакомьтесь с ним, прежде чем вступать в дискуссию.

Советы получающему электронную почту

Отвечайте на письма с помощью стандартной функции «ответить». В этом случае необходимые адреса будут подставляться автоматически.

Быстро пересылайте послания, адресованные другим людям.

Быстро отвечайте на письма – в течение 24-48 часов (в том случае, если полученное сообщение Вас разозлило или расстроило, все же стоит некоторое время расслабиться и подумать, прежде чем отвечать).

С осторожностью относитесь к вложенным в письма файлам, так как они могут содержать вирус.

Не отвлекайтесь от работы на каждое пришедшее сообщение.

Недостаток эмоционального общения частично заменяют «смайлы» (от англ. «smile» – улыбка) – схематические изображения для передачи эмоций в электронных текстах. Если смотреть на эти символы, повернув голову набок, то они напоминают лицо человека. Используются сотни различных «смайлов» (или, как их еще называют, «смайликов»). Чаще других используются следующие:

🙂 или 🙂 – улыбка, обычно применяется для выражения радости, удовольствия;

🙁 или 🙁 – несчастное лицо, используется для выражения сожаления или разочарования;

😉 или 😉 – подмигивающее лицо, выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте