Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Недаром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу», поэтому выбор профессии весьма непростой процесс. Особенно трудно этот выбор дается детям с ментальными нарушениями, профессиональные возможности которых в той или иной мере ограниченны. Путь в любую профессию начинается со знакомства с ней, поэтому профессиональное самоопределение у наших учеников мы пытаемся вызвать как можно раньше. Ведь ранняя профориентация – это залог успешного будущего любого ребенка, а особенно детей с ментальными нарушениями.
Д ля того чтобы сформировать трудовую мотивацию у наших детей, необходимо правильно и максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая их психофизические, возрастные и индивидуальные особенности. Успешное решение коррекционных задач в работе возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов. Проектная деятельность как один из методов обучения и коррекции направлена на совместную деятельность педагогов и обучающихся и достижение общего результата, имеет общую цель. Она дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться в окружающем социуме.
Проект «Дидактический материал для начальной школы», который мы реализуем совместно с Московским техникумом креативных индустрий имени Л.Б.Красина, помогает осуществить реальное погружение детей с особыми образовательными потребностями в профессию картонажно-переплетного дела с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из бумаги и картона и помогает овладеть первоначальными умениями проектной деятельности.
В проекте принимают участие ученики 4‑го «А» класса и ребята постарше, выбравшие профильное трудовое обучение по картонажно-переплетному делу. Технологические этапы работы по проекту выстроены таким образом, чтобы ребята осваивали материал в самой настоящей типографии. Поэтому для них были организованы и проведены экскурсии в техникуме креативных индустрий имени Л.Б.Красина, во время которых ребята ознакомились с самым современным типографским оборудованием, узнали о свойствах бумаги и картона, об особенностях печатного производства плакатов, газет и журналов. Обучение конкретным технологическим операциям происходит наглядно и поэтому с интересом воспринимается детьми. Совершенствуя ранее сформированные на уроках труда и технологии умения и навыки, дети с особенностями развития постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере с помощью поддержки и контроля студентов СПО.
Для оптимизации педагогического процесса педагогами, реализующими проект, разработаны дидактические материалы для обучающихся 1‑х классов с ментальными нарушениями. Данные материалы – это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать развивающие и обучающие цели и задачи. Дидактические материалы, направленные на решение одновременно нескольких задач, помогают ученикам сформировать числовые, буквенные и пространственно-временные представления. Дизайн и оформление учебных пособий выполнены самостоятельно студентами техникума.
Пробные образцы дидактического материала рассмотрели на заседании рабочей группы, выявили недостатки, внесли изменения в «дорожную карту» проекта. В типографии были напечатаны комплекты дидактических материалов, которые направлены в качестве подарка в коррекционную школу, реализующую АООП для детей с ментальными нарушениями. Часть типографской продукции изготовлена для нашей школы, и в рамках реализации проекта ребята сами будут производить верстку и брошюровку печатной продукции.
Совместная проектная деятельность подняла на более высокий уровень профориентационную работу со школьниками и позволила педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и коллегами.
Александр ПОЛЯКОВ, и. о. директора специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №79
Комментарии