Использование проектных технологий в образовании направлено и на образовательный результат, и на решение реальных проблем: гуманитарных, научно-технических или социальных.
Именно эта сторона проектной деятельности учащихся стала центральной для работы образовательных организаций района Некрасовка в области сетевого взаимодействия и партнерства при непосредственной поддержке Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики. Проектные работы учащихся от проектной инициативы до реализации замысла мы рассматриваем в пространстве сетевого образовательного клуба как формы интеграции школ района, в качестве основного элемента реализации гражданских инициатив локального сообщества. Ценности совместной деятельности школ, учащихся, педагогов и родителей непосредственным образом связаны с желанием что-либо изменить, преобразовать в окружающем пространстве, затрагивая интересы жителей, от имени которых ведут исследования и презентуют результаты работы участники проектных групп. Важно, чтобы учащиеся и педагоги в практическом режиме освоили проектную технологию, став непосредственными участниками специально организуемых специалистами лаборатории проектных технологий в образовании МИРО дискуссионных площадок, семинаров, круглых столов и практических встреч. Взаимодействие с экспертами позволяет найти наиболее актуальные темы проектных работ, эффективно координировать и на высоком научном уровне обсуждать реализацию учащимися проектных решений.Технологический цикл реализации сетевых проектов можно рассмотреть на примере разработки темы «Развитие читательской грамотности учащихся, педагогов и родителей». Эта тема, актуальная для всех школ района, стала предметом рассмотрения на дискуссионных площадках, развернувшихся в минувшем учебном году в сетевом образовательном пространстве. Учащиеся, педагоги и родители стали участниками разнообразных видеоконференций, встреч и диспутов, организуемых для осознания и выработки совместных предложений по решению задачи повышения культуры чтения и читательской грамотности в школе, они обсуждали формы возможной работы по мотивации к чтению, рецензировали списки рекомендованных произведений, рассматривали вариативные механизмы трансляции родительского опыта и успешных педагогических практик. В ходе таких диалогов и был рожден сетевой проект «Книжный шкаф». Его содержание связано с реализацией одной из возможных форм мотивации учащихся к чтению и с развитием между школьниками диалога по прочитанным произведениям.Проектная инициатива сводилась к конструированию и оформлению книжного шкафа, всегда открытого для ребят, который к тому же они могли бы периодически пополнять интересной литературой, вкладывая в книгу рекомендательное письмо к неизвестному однокласснику с обращением-призывом к прочтению произведения. В школах появились проектные группы, приступившие к работе. Каждая школьная команда прошла свой путь в реализации проектной инициативы: у кого-то в школе появились открытые книжные полки с постоянно пополняющейся литературой для учеников начальной школы, кто-то подготовил книжные посылки для дошкольников, вложив в них книжки с яркими картинками, кто-то организовал серию книжных акций для привлечения внимания к конкретным произведениям с использованием quick response-кода. В гимназии №1595 результатом деятельности проектной группы стала презентация книжного шкафа, размещенного в школьном дворе, постоянно привлекающая внимание любопытной читательской аудитории. Таким образом, сетевые проектные решения нашли самые разные формы реализации в образовательном пространстве конкретных образовательных организаций, вместе с тем все без исключения практики имели деятельностный характер, вовлекая в решение конкретной учебной задачи большое количество участников.Примером другого проекта стала работа учащихся по теме «Благоустройство района Некрасовка». Проект задумывали как деятельность учащихся, направленную на развитие группы социокультурных, коммуникативных и информационных компетентностей. Реализация проектных замыслов создавала условия для сетевого партнерства школьников, педагогов и органов местного самоуправления для решения серьезных проблем благоустройства дворовых территорий района. Необходимость глубокого изучения нормативно-правовой документации, привлечения в качестве респондентов социологического опроса различных групп жителей предполагали широкие хронологические рамки реализации проектных решений и включали не только изучение и дополнение программы по благоустройству района, но и выделение наиболее спорных аспектов, связанных с реконструкцией или сносом определенных сооружений. Видеоконференции, диалоги, организаторами которых становились сами ученики, стали основой для публичного анализа и обсуждения планов по развитию района, а встречи с главой управы и депутатами муниципального округа, экспертами МИРО и НИУ – ВШЭ позволили проекту приобрести реалистичный с точки зрения возможной реализации характер.Сетевые проекты учащихся, развернутые в Instagram, не требовали столь существенных временных и информационных затрат. Их цель определялась желанием активизировать творческий потенциал участников. Кроме того, некоторые проекты, например проект по теме «Покажи номер гимназии!», превратились в настоящую массовую акцию креатива, фантазии и неудержимого творческого порыва, таким образом, еще раз подчеркивая колоссальный интеллектуально-творческий потенциал учащихся, их неудержимое стремление к самореализации, для которой жизненно необходимо создавать в современных школах соответствующие условия, поощряя стремление к личностному росту и развитию.Лада СИЛИНА, директор гимназии №1595
Комментарии